» » » » Михаил Шохирев - Язык программирования Perl


Авторские права

Михаил Шохирев - Язык программирования Perl

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Шохирев - Язык программирования Perl" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая околокомпьтерная литература, издательство Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Язык программирования Perl
Издательство:
Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру
Год:
2006
ISBN:
5-94774-604-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Язык программирования Perl"

Описание и краткое содержание "Язык программирования Perl" читать бесплатно онлайн.



Курс знакомит с языком программирования Perl, с его принципами, основными возможностями и особенностями в объёме, достаточном, чтобы начать разрабатывать прикладные и системные задачи, включая программирование для сети Интернет.

Расчитанный на полугодовое изучение, курс является достаточно подробным введением в язык программирования Perl. Описывается уникальная культура Perl и особенности, отличающие его от других языков программирования и во многом обусловившие его популярность. Рассматриваются основные средства программирования на языке Perl версии 5.8. Разбираются богатые возможности языка для создания самых разных приложений, а также особый стиль программирования на Perl. Курс ориентирован на студентов, начинающих программистов или разработчиков, применяющих другие языки и желающих писать прикладные или системные программы на Perl.






Лекция 12. Подпрограммы

В этой лекции будут изучены подпрограммы - единицы структурирования программного кода на Perl, которые также имеют свои особенности: в формах определения и вызова, в способах передачи и обработки параметров, в вариантах возврата значений. Кроме того, в этой лекции будут рассмотрены принципы определения видимости имен переменных в Perl-программе.

Цель лекции: получить знания, необходимые для разработки на Perl структурированных модульных программ, учитывая своеобразие реализации в нем механизма подпрограмм. Научиться использовать на практике особенности работы с подпрограммами. Изучить способы задания области видимости переменных.

Для моделирования в программе внешнего мира программист создает необходимые сущности в виде переменных, подобно тому как человек обозначает существительными предметы и явления. Подпрограммы позволяют программисту создавать собственные глаголы для именования серии повторяющихся действий или для замены длинной последовательности действий одним идентификатором. Определение подпрограммы напоминает определение термина в словаре, например: "сортировать - расположить элементы набора данных в определенной последовательности путем их сравнения и перестановки". Затем все, кто знает определение термина, могут пользоваться им для указания выполнить соответствующее действие, например: "сортировать список книг по возрастанию названий".

Кроме того, подпрограммы - это средство структурирования программы. Довольно часто программный комплекс разрабатывается методом "сверху вниз", когда сначала определяются крупные части программы и порядок их выполнения без уточнения деталей реализации. Затем в ходе проектирования выясняются способы взаимодействия этих частей и фиксируются их интерфейсы (входные и выходные данные). После чего каждая крупная часть программного проекта подвергается аналогичной декомпозиции на более мелкие составляющие. В результате такого процесса "пошагового уточнения" (stepwise refinement) определяются программные компоненты в виде подпрограмм, выполняющих определенные действия. После чего пишется код подпрограмм, реализующий конкретные алгоритмы. Ну и конечно, применение подпрограмм дает возможность повторного использования (code reuse) готовых и проверенных программ, которые оформляются в виде библиотек модулей проекта.

В процедурных языках программирования традиционно выделяют две разновидности подпрограмм: функции, возвращающие сформированное в результате своей работы значение, и процедуры, не возвращающие значения и вызываемые ради побочного эффекта. В Perl существует только одна разновидность структурных единиц - подпрограммы, всегда возвращающие значение.

Подобно определению термина в словаре, при определении подпрограммы (subroutine definition) с ее именем сопоставляется последовательность действий, которую нужно выполнить. Подпрограммы определяются с помощью ключевого слова sub, за которым следует имя подпрограммы и блок, называемый телом подпрограммы, в котором содержатся исполняемые предложения подпрограммы. Имя подпрограммы - это идентификатор, который записывается по тем же правилам, что и имя переменной. В соответствии со сложившимся стилем программирования на Perl имена подпрограмм записываются строчными буквами, а логические составляющие имени разделяются символами подчеркивания. Часто для имен подпрограмм выбирают подходящие по смыслу глаголы. Вот пример определения подпрограммы и ее вызова:


# определение подпрограммы: sub say_hello { # имя подпрограммы if ($language eq 'ru') { # тело подпрограммы print 'Здравствуйте!'; } elsif ($language eq 'ja') { print 'Konnichi-wa!'; } else { print 'Hello!'; } } $language = 'ru'; # напечатать приветствие по-русски say_hello; # вызов подпрограммы


Определение подпрограмм может располагаться в любом месте программного файла. (Можно даже перемежать определения подпрограмм выполняемыми предложениями программы, поскольку определения пропускаются при выполнении. Но разбираться в логике такой программы будет непросто!) Из соображений практического удобства, определения подпрограмм часто располагают в исходном тексте после основной программы, чтобы вначале ознакомиться с общей логикой программы. Но это дело вкуса: например, разработчики, привыкшие программировать на Pascal или C, располагают определения подпрограмм в начале исходного текста.

В Perl все подпрограммы всегда возвращают значения. Если не указано ничего иного, возвращаемым значением будет значение последнего вычисленного в подпрограмме выражения. В следующем примере функция dice() возвращает список из двух случайных чисел от 1 до 6, имитируя бросок игральных костей:


sub dice { # бросаем игральные кости: (int(rand 6)+1, int(rand 6)+1); # два случайных числа }


Также в Perl есть встроенная функция возврата из подпрограммы return, которая завершает выполнение подпрограммы и возвращает значение указанного выражения. Так делается в пользовательской функции приветствия:


sub greeting { # приветствие в зависимости от времени суток my $hours = (localtime)[2]; # текущие часы if ($hours >= 4 and $hours < 12) { return 'Доброе утро'; } elsif ($hours >= 12 and $hours < 18) { return 'Добрый день'; } elsif ($hours >= 18 and $hours < 22) { return 'Добрый вечер'; } else { return 'Доброй ночи'; } } print greeting(), '!';


Если выражение не указано, возвращается пустой список в списочном контексте и неопределенное значение undef - в контексте скалярном. В следующем примере функция проверки размера файла get_file_size() возвращает неопределенное значение как сигнал об отсутствии файла.


sub get_file_size { # узнать размер файла return -s $file # вернуть размер, в т.ч. 0, if -e $file; # если файл существует return; # файла нет, вернуть undef }


Использование return в подпрограммах относится к хорошим привычкам программиста, поскольку делает исходный текст более понятным для того, кто будет читать программу и заниматься ее сопровождением. Ведь хорошо известно, что даже автору потребуются значительное время и усилия, чтобы вспомнить в деталях логику давно написанной им программы.

Помня о том, что списки в Perl - одномерные, становится понятным, что подпрограмма в Perl может возвращать только один список. Например, если в ней записано return (@array1, @array2), будет возвращен объединенный список из элементов @array1 и @array2. Поэтому при необходимости вернуть несколько списочных объектов возвращаются ссылки на них, например: return (\@array1, \@array2).

Пока что в приведенных примерах подпрограммы использовали значение глобальных переменных, но сама идея применения подпрограмм предполагает применение заложенного в них алгоритма для обработки передаваемых им параметров. Когда подпрограмма вызывается с набором аргументов, ей передается специальный массив с предопределенным именем @_, содержащий список переданных аргументов. В теле подпрограммы переданные значения доступны в виде элементов массива @_, что видно из следующего примера:


sub cube { # вычислить куб числа return $_[0] * $_[0] * $_[0]; # умножить аргумент } print cube(2); # будет напечатано 8


Количество переданных аргументов можно выяснить, запросив число элементов массива @_. Для обработки списка аргументов переменной длины часто используется встроенная функция shift(), которая извлекает из массива параметров очередное значение, переданное подпрограмме:


print2files($message, $file1, $file2, $file3); sub print2files { # вывести текст в несколько файлов my $text = shift; # 1-й параметр - текст while (@_) { my $file = shift; # очередное имя файла open my $fh, ">>$file" or die; print $fh $text; close $fh or die; } }


Если переданные аргументы заданы переменными, то массив параметров @_ совмещается с переданными аргументами. Это означает, что изменение элементов массива приведет к изменению значений соответствующих переменных в вызывающей программе. Это можно проиллюстрировать следующим (несколько искусственным) примером:


sub sum2 { # вычислить сумму 2-х чисел $_[0] = $_[1] + $_[2]; # поместить сумму в 1-й аргумент return; } my $a = 1, $b = 2, $sum = 0; sum2($sum, $a, $b); print "$a+$b=$sum"; # будет напечатано: 1+2=3


Опыт показывает, что изменение значения аргументов ведет к трудно обнаруживаемым ошибкам и осложняет сопровождение программы, поэтому должно использоваться в исключительных случаях и всегда оговариваться в комментариях. Общепринятым способом работы с параметрами подпрограммы является присваивание значения аргументов списку переменных: это предохраняет аргументы от изменения и позволяет работать не с элементами массива, а с удобно названными переменными. Это видно из следующего примера:


sub get_file { # считать данные из файла my ($path, $file) = @_; # присвоить аргументы в переменные return unless -e "$path/$file"; # авария: файла нет open my $fh, '<', "$path/$file" or return; my @lines = <$fh>; # прочитать все строки файла в массив close $fh or return; return @lines; # вернуть массив строк файла } my @data = get_file('/tmp', 'log.txt');


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Язык программирования Perl"

Книги похожие на "Язык программирования Perl" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Шохирев

Михаил Шохирев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Шохирев - Язык программирования Perl"

Отзывы читателей о книге "Язык программирования Perl", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.