» » » » Владимир Спириденков - Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944


Авторские права

Владимир Спириденков - Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Спириденков - Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Спириденков - Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944
Рейтинг:
Название:
Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944
Издательство:
Центрполиграф
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-9524-3009-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944"

Описание и краткое содержание "Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944" читать бесплатно онлайн.



Книга военного историка Владимира Спириденкова впервые достоверно восстанавливает события времен гитлеровской оккупации северо-западных регионов СССР. На долгие три года они стали одним из главных очагов народной борьбы, своего рода партизанской республикой. Автор объективно рассказывает о трагедии мирного населения, оказавшегося между молотом партизан и наковальней нацистов, описывает реалии диверсионной войны, ведет драматическую хронику противостояния наших лесных солдат и вражеских карателей.






В 6 часов утра прогремело два мощных взрыва на одном из его пролетов. Тяжелая металлическая ферма, разорванная на две части, одним концом упала в воду, а другим уперлась в гранитную опору. Многие партизаны решили, что задача выполнена, и начали отходить в сторону деревни Могильно. За ними потянулись и подрывники. Однако оставался не взорванным северный пролет моста. А.И. Штрахов приказал заместителю командира 3-й КПБ по разведке А.С. Кузнецову взять взвод бригадной разведки и взвод прикрытия, силами которых быстро поднести взрывчатку к оставшемуся мосту. Через некоторое время, на рассвете, новый мощный взрыв потряс округу. Многотонная изуродованная ферма упала в воду. Важнейшая магистраль, питавшая немецкие войска на Калининском фронте, была перерезана на 15 дней. Были истреблены гарнизоны в деревнях Савкино, Нащекино, Могильно, уничтожено шесть мостов на шоссе, захвачено много оружия и боеприпасов, 60 кавалерийских лошадей с седлами, продовольствие и пленные. После доклада связных о подрыве второго пролета моста А.И. Штраховым был дан приказ на отход. Были подобраны убитые и раненые, которых смогли найти, и уложены на подводы. По дорогам в южном направлении потянулись колонны пеших партизан, повозки с отбитым у врага продовольствием, трофейным оружием и боеприпасами. Группа автоматчиков конвоировала восемь пленных солдат. Партизаны возвращались на свои базы.

Когда рассвело, 13-летний мальчишка Том Савельевич Буров из деревни Савкино, дом которого стоял в 300 метрах от взорванного северного пролета моста, вылез из погреба, в котором он всю ночь просидел с матерью и бабушкой, спасаясь от пуль. Мальчик по огороду прошел к насыпи, где за проволокой нашел командира в красноармейской форме. Это был мертвый И.И. Веселов. Подросток позвал взрослых, которые подбирали убитых партизан. В это время к взорванным мостам подошел бронепоезд и открыл сильный огонь по деревне Савкино. Жители разбежались и попрятались по погребам. На вторую ночь после взрыва мостов трое разведчиков по заданию А.И. Штрахова пробрались в Савкино узнать о судьбе И.И. Веселова. Женщины рассказали им, где спрятали тело командира. Партизаны, несмотря на то что у мостов стояли два восстановительных поезда и работали солдаты, пробрались в лощину и вытащили тело майора. На обратном пути в лагерь они попали в засаду и все погибли. Через сутки Михаил Сергеенок из деревни Долгарево Красноармейского сельсовета привел семерых партизан к месту боя их товарищей с засадой. Ночью тела майора И.И. Веселова и трех партизан похоронили у деревни Исаково.

Оперативная сводка штаба партизанского движения от 3 апреля 1943 года сообщала: «В ночь на 31 марта 1943 года на железнодорожной линии Идрица — Пустошка, в районе Савкино, уничтожено 2 крупных железнодорожных моста через р. Неведрянка. Дорога выведена из строя. На шоссейных дорогах Идрица — Пустошка, в районе Могильно, разрушены оба моста через р. Неведрянка. Движение транспорта по обеим дорогам приостановлено. На шоссе Пустошки уничтожено 2 крупных моста, движение по дороге также прервано. На подступах к району основного удара Савкино по обеим сторонам разрушено железнодорожное полотно в 16 местах. Разгромлены охрана всех мостов и гарнизоны Савкино, Могильно и Нащекино. Разгромлены и сожжены 3 немецких склада с продовольствием и фуражом. Уничтожено немецкое скотоводческое подсобное хозяйство. Разгромлены 2 волостные управы. Обстреляны гарнизоны противника в Сутоках и Горах…» После операции «Савкинский мост» немцы заставили жителей вырубить весь лес вдоль железной дороги Резекне — Новосокольники по обе стороны от полотна. По нему начали постоянно курсировать патрули с собаками. У наиболее важных железнодорожных объектов были установлены спаренные крупнокалиберные зенитные пулеметы. Достаточно было крика с выстроенных наблюдательных вышек: «Партизанен!» — как они начинали вести интенсивный огонь по прилегающей местности и лесу.

Одним из главных направлений зафронтовой работы партизан были диверсии на транспортных коммуникациях, важнейшими из которых были железные дороги. Диверсии на них совершались партизанскими группами, отрядами, бригадами, бойцами оперативных групп НКВД и НКГБ, партизанскими агентами, работавшими на станциях крупных железнодорожных узлов, в депо, ремонтных мастерских и т. п. Чаще всего из строя выводились железнодорожное полотно и различные сооружения, обеспечивавшие бесперебойную работу железной дороги: мосты, депо, водокачки, линии связи. Наибольший эффект достигался при подрыве важных объектов. Подрыв железнодорожного полотна осуществлялся, как правило, в момент прохода по нему эшелона. Всякое крушение поезда приводило к долгому срыву графиков движения поездов. В основе диверсионной деятельности партизанских формирований и органов НКВД и НКГБ лежала боевая работа, как правило, небольших по численности групп подрывников партизанских отрядов и спецгрупп. В диверсионной деятельности чекистских подразделений широко использовались агентура органов НКГБ, которая получала задания от оперативных работников. Места проведения диверсий определялись штабами партизанских движений по рекомендации командования Красной армии. Непосредственным планированием диверсий и постановкой задач группам подрывников занимались заместители командиров партизанских формирований и спецгрупп по диверсионной работе.

Партизанские диверсии на железных дорогах были самым эффективным и дешевым видом нарушения работы тыла войск противника. Например, для того, чтобы прервать на 1 час движение на двухпутном участке, авиация расходовала в первые месяцы войны 1500 килограммов авиационных бомб, а в 1944 году до 7500 килограммов бомб. Опытные партизанские подрывники прерывали на 1 час железнодорожное движение с крушением поезда расходом минно-взрывных средств весом в 2–5 килограммов, то есть затрачивая на это в сотни и тысячи раз взрывчатки меньше.

С весны 1943 года, в связи с ростом численности партизанских диверсий на магистралях, немцы значительно увеличили число охранных и полицейских гарнизонов, расположенных вдоль железных и шоссейных дорог. Серьезнейшей опасностью для групп подрывников стали вражеские засады, устраиваемые на удобных путях подхода к железной дороге и путях отхода от нее к лесу. Их можно было встретить за пределами партизанской зоны на любом отрезке маршрута. Поэтому подрывникам приходилось проделывать немалый путь, иногда до 30–40 километров, по болотам, через чащобу и бурелом с большим грузом взрывчатки за плечами, чтобы обойти возможные места засад. Иногда им ставилась задача проведения целевой диверсии на отдаленной от базы магистрали. Тогда путь группы подрывников удлинялся еще на сто и более километров.

Как правило, группе назначался предельный срок возвращения в лагерь в течение недели. Перед выходом на задание каждой группе штабом уточнялось задание, в ходе которого подрывников знакомили с последними донесениями связных и разведчиков, обстановкой на маршруте движения и на самой магистрали. Так как точное место и способ совершения диверсии заранее предугадать было невозможно в связи с постоянным изменением обстановки, то на маршруте движения группа вела непрерывное наблюдение и разведку для ее уточнения. После обобщения собранных данных командир группы разрабатывал маршрут движения, определял место и способ совершения диверсии. В пути партизанам приходилось проявлять максимум осторожности, особенно в общении с жителями. Верить нельзя было никому. Кроме того, общение с жителями могло поставить последних под расстрел, если, конечно, они не сотрудничали с оккупантами.

Подойдя к месту проведения диверсии, подрывники залегали в пределах хорошей видимости объекта диверсии, изучали обстановку, вели наблюдение, выбирали места подхода и отхода. Иногда этот процесс растягивался на несколько суток. Установка каждой мины требовала мастерства, предельного напряжения нервов и внимания. Особую опасность для минеров представляла установка неизвлекаемых мин, способных сработать от любого неосторожного движения или колебания грунта. Обычно с ними работали подрывники разведывательно-диверсионных групп НКВД (ОМСБОН). Среди обычных партизан специалистов такого класса почти не было.

Большого умения требовала маскировка установленной мины. Не должно было оставаться никаких следов, в противном случае мины обнаруживались солдатами, охранявшими полотно методом патрулирования и внимательно осматривающими каждое подозрительное место. Иногда патрули сопровождались собаками, обученными обнаружению взрывчатых веществ по запаху. Подрывникам, устанавливающим мину, нельзя было перемешивать сырые нижние слои земли с сухими верхними, так как потом это место хорошо было заметно в течение довольно длительного времени и сразу вызывало подозрение охранников. Лишняя земля собиралась и уносилась с места минирования в плащ-палатках или вещевых мешках. Для того чтобы легко было обнаруживать мины, немецкие железнодорожные службы поливали щебенку насыпи известковым раствором. Поэтому после установки мины подрывникам приходилось укладывать побеленные известью камешки щебенки в таком порядке, как они лежали до момента минирования. Перед отходом подрывники должны были уничтожить все следы своего пребывания на полотне и у дороги. Все это требовало больших временных затрат.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944"

Книги похожие на "Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Спириденков

Владимир Спириденков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Спириденков - Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944"

Отзывы читателей о книге "Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР. 1941-1944", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.