Авторские права

Э. Кулиев - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Э. Кулиев - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Изд-во Моск. исламского ун-та, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Э. Кулиев - Исламоведение
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Автор:
Издательство:
Изд-во Моск. исламского ун-та
Год:
2008
ISBN:
978-5-903524-07-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие предназначено для преподавателей, которые смогут на основе изложенного материала вести факультативные занятия по предмету «Исламоведение». Пособие может быть использовано при преподавании религиоведения, истории религий и других обществоведческих дисциплин, а также в качестве дополнительного материала при изучении религиоведческих предметов в высших учебных заведениях.

В пособии изложены основные принципы ислама, его история, вероучение и обряды, культура и традиции, нравственные ценности, отношение к различным социальным проблемам. Отдельная глава посвящена истории ислама в России.

Во втором издании исправлены замеченные опечатки и допущенные технические погрешности.






Шииты распались на многочисленные общины, которые на протяжении всей истории ислама вели борьбу за передачу власти потомкам Пророка. В некоторых случаях эта борьба оказывалась успешной, и создавались шиитские государства. К таковым можно отнести государства Фатимидов в Северной Африке и Египте, Буидов в Иране, Хамданидов в Мосуле и Сирии, Сефевидов в Азербайджане.

В настоящее время большинство шиитов являются имамитами и приверженцами джафаритского мазхаба, лежащего в основе государственной правовой системы Ирана. Они признают верховную власть за двенадцатью имамами и ожидают возвращения последнего, «скрытого» имама аль-Махди. Шииты составляют большинство населения Ирана, многочисленные общины шиитов имеются в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне, Кувейте. Различные шиитские общины присутствуют практически во всех мусульманских странах. В России к шиитам относится часть проживающих здесь азербайджанцев.


Хариджизм и его современные проявления. Внутриполитический кризис, приведший к убийству халифа Усмана, положил начало расколу мусульманской общины на сторонников Али бин Абу Талиба и Муавии бин Абу Суфьяна. Последний был назначен наместником Шама ещё при Умаре бин аль-Хаттабе и пользовался там большим уважением. Он был родственником Усмана и после избрания Али халифом отказался присягать ему до тех пор, пока убийцы не будут наказаны.

В 657 г. при Сыффине между их сторонниками произошло крупное сражение, которое завершилось перемирием. Халиф Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольствие в лагере его сторонников, и тогда 12 тысяч воинов откололись от его армии и обосновались в местечке Харура (в двух милях от Куфы). Они упрекали халифа в том, что он отказался брать пленных и военные трофеи, а его согласие на третейский суд расценили как отказ от суда Всевышнего Аллаха. Их религиозные взгляды отличались крайней нетерпимостью к инакомыслию и требованием строгого исполнения законов Шариата в их собственном понимании. Эта группировка была названа хариджитами (араб. хаваридж — «выступающие», «мятежники») и впоследствии переросла в крупное религиозно-политическое движение.

В 658 г. между хариджитами и войсками халифа Али состоялось крупное сражение, завершившееся разгромом повстанцев. Однако они не прекратили борьбу, и в рамадане 661 г. хариджит по имени Абд-ар-Рахман бин Мулджам смертельно ранил Али бин Абу Талиба. На протяжении многих веков хариджиты оставались одним из главных факторов, дестабилизировавших внутриполитическую ситуацию в Халифате. Они совершали тяжкие преступления, убивали мирных мусульман только за то, что те не соглашались с их взглядами.

Хариджитское движение не было однородным; группы повстанцев действовали разрозненно и нередко расходились в основных вопросах веры. Их объединяло то, что они считали законным выступление против правителя, не выполняющего законы Аллахами объявляли мусульман неверующими за совершение тяжких грехов. Политическая раздробленность и неприязнь со стороны мирного населения значительно ослабляли их шансы на успех.

В центральных областях Халифата хариджиты вели ожесточённую борьбу с центральной властью, однако постоянные преследования вынудили многих из них бежать в отдалённые регионы. В середине VIII века приверженцам хариджитских группировок ибадитов и суфритов удалось создать в Северной Африке два государства. Вопреки хариджитской концепции власти, правители этих государств основали династии, которые просуществовали сравнительно недолго. В разное время умеренные группы хариджитов приходили к власти и в других мусульманских странах.

В настоящее время многочисленные общины ибадитов, придерживающихся умеренных взглядов, сохраняются в Алжире, Ливии и Омане. Однако в последние десятилетия в различных областях мусульманского мира возродились и получили распространение радикальные идеи хариджитов, прикрываемые призывом к очищению ислама от нововведений. Они были использованы различными экстремистскими группировками и положены в основу идеи о всемирном джихаде и воссоздании Халифата. К таким группировкам относится и «Партия освобождения» (Хизб ат-тахрир), деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.


Спекулятивное богословие. Результатом дискуссий с представителями различных религиозно-политических группировок, а также немусульманских верований стало появление особого метода рассуждений, основанного на рациональной аргументации положений религии. Сторонники этого метода стали называться мутакаллимами, а их направление — каламом, то есть спекулятивным, умопостигаемым богословием.

Первоначально главными темами таких богословских диспутов были справедливость Аллаха и проблема зла, единство Аллаха и соотношение Его сущности и атрибутов, свобода воли и предопределение. Обосновывая свои взгляды, мутакаллимы опирались на логические аргументы, отдавая им предпочтение перед очевидным смыслом канонических текстов. В связи с этим они часто прибегали к рационалистической интерпретации Корана и хадисов, не ссылаясь на религиозные авторитеты.

Одним из первых представителей калама был аль-Джаад бин Дирхам (VIII в.), который выдвинул тезис о сотворении Корана и полностью отрицал, что Аллах обладает извечными атрибутами. Его идеи были развиты Джахмом бин Сафваном (ум. 746) и легли в основу джахмизма. Представители этого течения считали, что вера — это знание об Аллахе, а неверие — незнание о Нём. Они отрицали свободу выбора, атрибуты Аллаха и многие события, которые произойдут в последней жизни. Эти идеи не получили большого распространения, но методы, выработанные его основателями, были развиты другими школами калама.

Первым крупным направлением спекулятивного богословия был мутазилизм (от араб. итазаля — «обособиться», «отделиться»). Мутазилиты получили такое название в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри его учеников Васыла бин Аты (ум. 748) и Амра бин Убейда (ум. 761). Воззрения этой школы были окончательно сформированы Абу аль-Хузейлом аль-Алляфом (ум. 849).

Общественно-политические взгляды мутазилитов имели много общего схариджизмом: они считали дозволенным выступать против несправедливого правителя, если даже он является мусульманином, и казнить мусульман, не разделявших их воззрений. Ожесточённое противостояние между ними и сторонниками хадисов завершилось победой последних, после чего мутазилиты подверглись преследованиям, а их школа исчезла.

Некоторые теолого-философские доктрины мутазилитов были развиты последователями других школ калама — ашаритами и матуридитами. Их названия связаны с именами Абу аль-Хасана аль-Ашари (873–935) и Абу Мансура аль-Матуриди (ум. 944). Эти две школы имеют много общего и получили большое распространение в мусульманском мире. Их рационалистические установки сыграли большую роль в развитии мусульманского богословия и по сегодняшний день пользуются поддержкой учёных в ряде мусульманских стран.


Суфизм и суфийские тарикаты. Во второй половине VIII века в мусульманском мире началось формирование мистико-аскетического направления, которое стало известно как суфизм. Многие суфийские авторы связывают происхождение этого термина со словом сафа («чистота») или выражением ахль ас-суффа («люди навеса»), которое применялось по отношению к неимущим сподвижникам, проживавшим в мечети Пророка. Некоторые западноевропейские учёные полагали, что этот термин произошёл от греческого слова софиа, означающего «мудрость». Согласно самому распространённому мнению, суфии получили такое название, потому что носили грубые одежды из шерсти (араб. суф — «шерсть»).

В омейядский и ранний аббасидский периоды в мусульманском мире появились аскеты и подвижники, всецело посвящавшие себя поклонению и стремившиеся к духовному очищению путём отказа от земных благ. Распространение этого движения можно расценивать как результат влияния других вероисповеданий (в частности, христианского монашества) и реакцию против отступления многих мусульман от скромного образа жизни, характерного для периода сподвижников.

Однако термин «суфизм» возник не раньше первой половины IX века. В течение того же столетия велась активная разработка теории и практики суфизма. Большой вклад в это внесли Шакык аль-Балхи (ум. 810), аль-Харис аль-Мухасиби (ум. 857), аль-Джунейд аль-Багдади (ум. 910), Абу Язид аль-Бистами (ум. 875) и другие мистики. Большая заслуга в переосмыслении идей суфизма принадлежит Абу Хамиду аль-Газали (1058–1111). Оправдывая многие аспекты суфийской практики, он выступил против элементов пантеизма в идеологии отдельных мистиков.

В XII–XIII вв. суфизм превратился в важный элемент мусульманского общества в целом. В тот период начинают зарождаться суфийские ордены (тарикаты), которые обычно назывались по именам своих духовных учителей. Некоторым тарикатам удалось приобрести большое влияние не только на народные массы, но и на правителей, благодаря чему они получили большое распространение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Э. Кулиев

Э. Кулиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Э. Кулиев - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.