Э. Кулиев - Исламоведение

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Данное учебное пособие предназначено для преподавателей, которые смогут на основе изложенного материала вести факультативные занятия по предмету «Исламоведение». Пособие может быть использовано при преподавании религиоведения, истории религий и других обществоведческих дисциплин, а также в качестве дополнительного материала при изучении религиоведческих предметов в высших учебных заведениях.
В пособии изложены основные принципы ислама, его история, вероучение и обряды, культура и традиции, нравственные ценности, отношение к различным социальным проблемам. Отдельная глава посвящена истории ислама в России.
Во втором издании исправлены замеченные опечатки и допущенные технические погрешности.
Этикет учащегося в исламе. Приобретение полезных знаний — богоугодный поступок, обязывающий учащегося соблюдать требования мусульманской морали и поступать в соответствии с приобретёнными знаниями. Руководствуясь наставлениями Пророка, мусульмане с почтением и благодарностью относятся к тем, кто обучает их религиозным и мирским наукам, молятся за своих учителей и соблюдают правила этикета при общении с ними.
Согласно исламу, одно из главных качеств прилежного ученика — искреннее желание постичь истину. Правильные религиозные и светские познания помогают глубже познать смысл бытия, осознать место человека во Вселенной, постичь некоторые из законов Аллаха и лучше благодарить Его за оказанные человеку милости. Мусульмане говорят, что мудрое слово — находка верующего, и поэтому они не стесняются учиться мудрости даже утех людей, которые менее грамотны и образованны, чем они.
Обучение наукам требует от учащегося терпения, усидчивости и внимательности. Славный сподвижник Абуад-Дарда сказал: «Поистине, знания приобретаются посредством обучения, а выдержка — посредством терпения, и кто ищет благо, тот получает его, и кто оберегается от зла, тот избегает его». Многие учёные достигли больших высот в различных науках только благодаря проявленному терпению, бессонным ночам и прилежному труду.
Одним из прекрасных качеств учащегося является умение слушать и не перебивать учителя своими вопросами и репликами. Благоразумный ученик до конца выслушивает объяснения учителя и не торопится с выводами, пока не ознакомится с темой исследования полностью. Благодаря этому он перенимает опыт и знания своего наставника и сберегает своё собственное время. Один из мусульманских мыслителей сказал: «Обучись молчанию подобно тому, как ты обучился речи, ибо если речь ведёт тебя верным путём, то молчание оберегает тебя, и благодаря молчанию ты приобретаешь две вещи: получаешь знания от того, кто более знающ, и избегаешь тех, кто сильнее тебя в споре».
Приобретая знания, учащийся должен избегать двух дурных качеств: высокомерия и чрезмерной стыдливости. Малик бин Динар говорил: «Кто приобретает знания, чтобы поступать в соответствии с ними, того они делают скромным, а кто приобретает их с другой целью, тому они прибавляют гордости». Другой выдающийся учёный Ибн аль-Мутазз сказал: «Самый скромный среди учеников — самый знающий среди них, ведь в самом низком месте собирается больше всего воды». Верующий ученик не заносчив, не стыдится признавать свои ошибки и не обольщается своими достижениями. Между тем излишняя стыдливость тоже является препятствием на пути к совершенствованию, поскольку она мешает учащемуся расспрашивать о том, что он недопонял, и бороться с собственным невежеством.
§ 3. Ислам и искусство
Развитие искусства в мусульманском мире. Распространение ислама способствовало бурному развитию различных видов искусства. Традиционные мусульманские школы зодчества, прикладного и изобразительного искусства формировались и развивались под влиянием существовавших раннесредневековых школ. Обращаясь к художественным традициям византийских, персидских, коптских, туркестанских, согдийских и индийских мастеров, мусульманские зодчие и живописцы использовали известные эстетические приёмы для выражения духовного превосходства ислама.
В VI–VII вв. искусство народов Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки было проникнуто религиозными идеями. Монументальная скульптура и искусство Сирии, Палестины, Египта и Северного Азербайджана характеризовались христианскими мотивами. Творчество персидских мастеров содержало мифологические сюжеты и зооморфные изображения символического значения, связанные с зороастризмом. Художественные традиции народов Афганистана развивались под влиянием буддизма, а памятники зодчества и прикладного искусства народов Центральной Азии содержали элементы местных языческих культов.
Ислам оказал значительное влияние и на искусство мусульманских народов России. Подчёркивая этот факт, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев сказал: «Ислам является историей, образом жизни, основой культуры и искусства татарского народа». Для мусульманских народов ислам нечто большее, чем просто религия. С ним связано становление государственности и развитие языка, формирование культурных традиций и образа жизни. Искусство, музыка, литература, поэзия, архитектура — все сферы культурной и духовной жизни мусульман проникнуты духом Священного Корана и исламской религии. В национальных костюмах тоже прослеживаются исламские традиции: женские наряды скромны, закрывают волосы, плечи, руки и ноги, но в то же время они подчёркивают изящество и таинственность образа женщины-мусульманки.
Строгие монотеистические традиции определили религиозный запрет на изображение людей и животных, особенно в тех случаях, когда это может привести к обожествлению творений или отвлечь от поклонения Аллаху. Благодаря этому творческая энергия скульпторов и живописцев была направлена на развитие декоративно-прикладного искусства. Удивительные по красоте и замыслу геометрические, растительные и письменные орнаменты не просто радуют глаз; они отражают философские принципы бесконечности, гармонии и многообразности.
Памятники мусульманского зодчества, хотя и сохраняли определённые элементы местных школ, с самого раннего периода распространения ислама стали выражением мусульманской духовности. Словно отражая дуализм человеческой природы, фасад мечетей и культовых сооружений подчёркивал величие и могущество ислама, а их интерьер символизировал духовный поиск в мире гармонии и порядка, наводил верующих на философские размышления.
Музыкальные традиции в мусульманском мире тоже имеют свои особенности. Удивительная ритмичность Священного Корана и азана сформировали особое отношение к этому виду искусства у мусульманских философов и суфиев, которые рассматривали музыку в первую очередь как средство нравственного воспитания и духовного обогащения. В период расцвета исламской культуры арсенал музыкальных инструментов значительно обогатился.
Каллиграфия и миниатюрное искусство. Интерес мусульман к литературе, поэзии и наукам способствовал развитию книгоиздания, каллиграфии, декоративного и миниатюрного искусства. Правители, учёные и коллекционеры собирали рукописи и заказывали уникальные издания, которые переписывались известными каллиграфами и иллюстрировались искусными живописцами. Чтобы книги жили долго, мастера изготавливали переплёты из кожи и других прочных материалов, заботились о качестве бумаги и чернил. Для обеспечения гладкости бумага окрашивалась, крахмалилась, а затем глянцевалась. Существовали рецепты приготовления различных сортов чернил и красок, а также правила обращения с пером и его хранения.
Формы букв служили поэтическими метафорами, символизировали могущество слова и существующую во Вселенной взаимосвязь. Издревле народы Аравийского полуострова применяли почерк куфи с прямолинейными и угловатыми буквами, который позже породил семейство «сухих» почерков. Легендарный каллиграф Мухаммад бин Мукла (886–940) изобрёл главный принцип «мягких», курсивных почерков — «окружность диаметром в алиф» — и на его основе разработал шесть почерков с тонкими линиями и округлыми формами букв. Его последователи Ибн аль-Бавваб (ум. 1022) и Джамал-ад-дин аль-Мустасими (ум. 698/1298) внесли свой вклад в усовершенствование этих почерков, ставших в итоге «классической шестёркой» (ситта): насх, сульс, мухаккак, рейхан, тауки ирика. Вплоть до XVI в. они служили образцом мастерам каллиграфии, и на их основе были созданы иранские (персидские) и турецкие (оттоманские) почерки: талик, насталик, шикастах, дивани, иджаза, рука, саякат. Так, персидский мастер Мирали Тебризи (ок. 1330–1405) придал окончательную форму почерку насталик, для которого характерны длинные штрихи с заострёнными концами. В Османской Турции каллиграфия достигла высокого уровня во многом благодаря усилиям шейха Хамдуллаха (1436–1519) и его последователей.
Параллельно с развитием каллиграфии возникали и совершенствовались виды письменного орнамента, который использовался не только для украшения рукописей, но и в прикладном искусстве. Аяты Священного Корана и высказывания Пророка, записанные каллиграфической вязью, украшали стены мечетей, Медресе и дворцов. Мудрые изречения, вставленные в растительный или геометрический орнамент, придавали особую красоту всевозможным глиняным и бронзовым изделиям.
Одним из наиболее характерных жанров мусульманского искусства стала миниатюрная живопись, которой были свойственны изящество и богатая цветовая палитра. Миниатюры создавались на бумаге, слоновой кости, глиняных и прочих изделиях. Большой популярностью пользовались экспрессивные книжные миниатюры. Особой популярностью миниатюристов пользовались сборник прозаических новелл «Макамы» аль-Харири (ум. 1122), героический эпос «Шахнаме» Абу аль-Касима Фирдоуси (ок. 940–1020), «Хамсе» Низами Гянджеви (1141–1209).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Э. Кулиев - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.