Э. Кулиев - Исламоведение

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Данное учебное пособие предназначено для преподавателей, которые смогут на основе изложенного материала вести факультативные занятия по предмету «Исламоведение». Пособие может быть использовано при преподавании религиоведения, истории религий и других обществоведческих дисциплин, а также в качестве дополнительного материала при изучении религиоведческих предметов в высших учебных заведениях.
В пособии изложены основные принципы ислама, его история, вероучение и обряды, культура и традиции, нравственные ценности, отношение к различным социальным проблемам. Отдельная глава посвящена истории ислама в России.
Во втором издании исправлены замеченные опечатки и допущенные технические погрешности.
Скупость подталкивает человека к стяжательству и накопительству, и он забывает о смысле бытия, перестаёт различать между дозволенным и запрещённым заработком. Он собирает богатство и пересчитывает его, словно оно обеспечит ему вечность и поможет избавиться от ответственности в День Суда. Он обольщён, но не ощущает собственной слепоты, потому что слабость перед таким искушением заложена в глубинах человеческой души. В одном из хадисов говорится: «Если бы сын Адама имел долину, полную золота, то он пожелал бы иметь две долины с золотом, но его рот, в конечном итоге, наполнит только земля. Аллах же принимает покаяние того, кто кается перед Ним».
Запрещённые деяния. Религиозные запреты в исламе направлены на физическое и духовное оздоровление личности и общества. Они касаются только тех слов и поступков, которые пагубны и могут навредить людям, и в Коране по этому поводу сказано: «Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства» (сура 16 «Пчёлы», аят 90).
Мерзостью здесь названы грехи, которые человек совершает, уступая природному влечению и соблазну. Прелюбодеяние — один из таких грехов. Ислам запрещает половую близость между людьми, не состоящими в законном браке, поскольку этот грех унижает человеческое достоинство, влечёт за собой неверное установление родства, разрушает основы нравственности, приводит к потере стыда и распущенности, способствует распространению венерических заболеваний и т. д. Коран гласит: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура 17 «Ночной перенос», аят 32).
Не менее опасными являются грехи, которые человек совершает из корыстных побуждений. Пророк Мухаммад сказал: «Сторонитесь семи пагубных грехов». Его спросили: «Что это за грехи?» Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, пожирание лихвы, пожирание имущества сироты, бегство с поля боя и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые даже не помышляют о таком».
Ислам запрещает не только убийство невинных людей, но и самоубийство. Совершая это тяжкое преступление, человек открыто выступает против воли Аллаха, проявляя неблагодарность и словно отказываясь от Его милости. В одном из хадисов говорится: «Кто убьёт себя железным оружием, тот вечно пребудет в Адском Огне с куском железа в руках, протыкая им свой живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет в Адском Огне, выпивая яд глотками. А кто убьёт себя, бросившись со скалы, тот вечно пребудет в Адском Огне, бросаясь вниз со скалы».
Особое внимание в исламе уделяется законности заработка. Считается, что душа человека оскверняется, когда он вкушает то, что приобретено нечестным путем. Посланник Аллаха сказал: «Любое тело, которое взращено на том, что: заработано незаконным путём, более всего заслуживает оказаться в Аду». Поэтому праведный верующий избегает ростовщичества и мошенничества, не обманывает в торговле и не присваивает чужого имущества, даже если нашёл его лежащим на дороге. Согласно Шариату, если найденная вещь представляет собой ценность, то нашедшему её полагается в течение целого года искать хозяина, и только после этого, если хозяин не найдётся, он может оставить её себе. К запрещённым поступкам относится взяточничество, причём тяжесть этого греха в равной степени ложится на того, кто берёт взятку, и на того, кто пытается таким путём получить то, на что не имеет права. В хадисе говорится: «Тот, кто даёт взятку, и тот, кто берёт ее, попадут в Ад».
Верующий, придерживающийся законов Аллаха, оберегает от греха не только душу, но и каждый орган своего тела. Он не смотрит на то, что не угодно Аллаху, и не слушает скверные речи и праздные беседы. Он берёт только то, на что имеет право, и ступает ногой только туда, где может снискать довольство Аллаха. Он ест и пьёт лишь то, что дозволено, и блюдёт целомудрие, воздерживаясь от соблазнов. Религиозные запреты для него сродни границам заповедника, в который нельзя входить, и он сторонится этих границ, дабы не преступить их в минуту слабости и искушения.
Польза покаяния. Каждый человек, как бы он ни старался избежать греха, непременно делает упущения и ослушивается Аллаха. Человек по природе своей слаб и не способен устоять перед соблазнами и сомнениями. Поэтому Аллах обещал прощать и принимать покаяние от каждого, кто искренне раскается и твёрдо решит не возвращаться к совершённому греху: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдёт Аллаха Прощающим и Милосердным» (сура 4 «Женщины», аят 110).
Покаяние — это отречение от греха и возвращение на путь покорности и повиновения Аллаху. Покаяние нужно совершать сразу после того, как человек осознал свой грех. Его нельзя откладывать, ибо никто не знает, что произойдёт с ним в ближайшем будущем. Быть может, смерть настигнет его раньше, чем он успеет покаяться. Кроме того, человек, который продолжает грешить, отдаляется от Аллаха. Его душа черствеет и покрывается пеленой, а его вера слабеет и уменьшается. Продолжая грешить, человек привыкает к своим злодеяниям, и наступает момент, когда он уже не может расстаться с ними, а шайтан открывает перед ним новые врата для совершения ещё более отвратительных поступков. Постепенно он теряет стыд перед Аллахом и перед людьми и начинает грешить открыто, не задумываясь о последствиях своих деяний.
Мусульманские учёные упоминали несколько требований покаяния.
Во-первых, покаяние должно быть принесено искренне, ради Аллаха, в надежде на прощение от Него и избавление от наказания. Во-вторых, кающийся человек должен горько сожалеть о своих поступках и укорять себя за них. В-третьих, он должен сразу же прекратить грех, в котором раскаивается. Если он совершает что-либо запретное, то он должен без промедления оставить этот грех. Если же он не выполняет обязательное предписание, то после покаяния он должен начать совершать его. В-четвёртых, он должен окончательно решить, что никогда больше не совершит этот грех, ибо если человек не имеет твёрдого намерения отказаться от греха, то его раскаяние не возымеет действия. Наконец, в-пятых, покаяние должно быть принесено до того, как человек издаст предсмертный хрип, ибо с приходом смерти всё тайное становится явным. В одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба, пока он не издаст предсмертный хрип».
Мусульмане верят, что искренне раскаявшийся в совершённом преступлении будто бы вообще не совершал его. В Коране сказано: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (сура 39 «Толпы», аят 53). Однако это не даёт нам права творить зло с намерением принести покаяние впоследствии, ибо с каждым новым грехом вернуться на путь Аллаха становится всё сложнее.
§ 3. Пророк Мухаммад — образец и учитель нравственности
Пророк Мухаммад — посланец мира. Придавая большое значение нравственным ценностям и добродетелям, ислам видит идеал человеческого совершенства в Пророке Мухаммаде. Коран подчёркивает полноту его духовного мира и нравственных качеств, и поэтому каждому мусульманину предписано следовать его примеру: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).
Пророк принёс на землю милость и сострадание, научил своих последователей любить друзей и прощать врагов. Проявив терпение и твёрдость, он сумел воспитать целое поколение благочестивых праведников, донёсших свет ислама до многих стран и народов: «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (сура 62 «Собрание», аят 2).
Он не знал грамоты и ничему не обучался у людей, но почерпнул великие знания и мудрость из кладезя Божьего Откровения. Он был послан ко всему человечеству как снисходительный и добрый наставник, благовествующий и предостерегающий, разъясняющий истину и сокрушающий ложь: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура 21 «Пророки», аят 107). Абу Хурейра рассказывал, что, когда Посланника Аллаха попросили проклясть язычников, он ответил: «Я не послан для того, чтобы проклинать, а послан для того, чтобы принести милость».
Богатый внутренний мир Пророка отражался на его внешности и поведении, благодаря чему он выделялся среди остальных людей. Он был среднего роста, не худой и не полный, носил густую бороду с проседью. Лицо его было округлым, не скуластым, кожа лица была светлой, а щеки — румяными. У него были красивые черные глаза, длинные ресницы, изогнутые брови, соединенные на переносице, длинная шея. Казалось, что его глаза были подведены сурьмой, хотя в действительности он не красил их. Волосы его не были ни курчавыми, ни прямыми, а волнистыми. Между двумя его передними зубами было некоторое расстояние, и когда он говорил, казалось, что сквозь зубы его пробивается свет. Кисти его рук и ступни были крупными, а между лопатками у него была печать пророчества. Он был строен и имел широкую грудь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Э. Кулиев - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.