Валерий Николаев - Закуси горе луковицей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Закуси горе луковицей"
Описание и краткое содержание "Закуси горе луковицей" читать бесплатно онлайн.
Как-то в первый выходной после Крещения около двух пополудни к Некрасовым в окно постучали. Зоя выглянула на улицу. Там стоял незнакомый ей плохо одетый мужчина. Он вымученно улыбнулся и поманил ее рукой. «Заболел, наверно», — решила она. Набросила пуховый платок и вышла во двор. День был морозный. У калитки, притопывая кирзовыми сапогами, ожидал худощавый, на взгляд лет около шестидесяти, весь заиндевелый дядька. Серое потертое пальто с искусственным воротником, облезлая кроличья шапка, толстые стеганые брюки свидетельствовали о бедности гостя.
— Здравствуй, хозяйка, — чуть ли не промычал он непослушными от холода губами.
— Здравствуйте, — ответила Зоя. — Извините, что-то вас не припомню. Что случилось?
— Я с хутора, — жестом он указал в направлении «Цветного», — Лосев. Мне бы с Митрофановичем поговорить, посоветоваться.
Он сунул руку за пазуху и вытащил оттуда толстую коричневую тетрадь, свернутую в трубку.
— Вот, — показал он ее, и снова спрятал.
— Вы на чем-то приехали?
— Да пешком я. Так можно с хозяином повидаться?
— Да, конечно, — поспешно сказала она. — Проходите в дом.
Вошедший у двери в комнату замешкался. Зоя поняла его проблему.
— Обувь можете не снимать, только вытрите о тряпку, и проходите.
Он старательно вытер подошвы сапог и вошел в зал.
— Доброго вам здоровья, — снимая шапку, поприветствовал он Володю. — Вы и есть тот самый Владимир Митрофаныч?
— Здравствуйте, — ответил Володя. — Да, это я. Чем обязан?
— С хутора я, Цветного, Лосев Иван Петрович, — представился он. — Дело у меня к вам.
— Ну, раздевайтесь, присаживайтесь, — пригласил его к столу Володя.
— Благодарю.
Гость разделся и, одергивая старенький свитер, неловко сел, очевидно, из-за боли в коленях. Из спальни вышли малыши, поздоровались. Аленка — с книжкой в руках. Лосев ответил им и сконфуженно провел ладонями по карманам.
— Тут детки… а я без гостинца. Вы уж простите деда, — сказал он.
— Ничего-ничего, — успокоила его Зоя, — у них есть конфеты. Это они за мной, я читала им сказку.
Зоя подошла к детям, привлекла их к себе, погладила.
— Ребята, поиграйте пока. Я скоро приду и мы с вами дочитаем эту сказку, и еще одну прочитаем. Хорошо?
— Хорошо, — в один голос ответили они и, с любопытством оглядываясь на Лосева, ушли в спальню.
— Что за дело привело вас ко мне? — спросил Некрасов.
— Я слышал, что вы хорошо разбираетесь в литературе…
— Не знаю, — Володя пожал плечами, — хорошо ли? Мне это неизвестно. А что вас интересует: стихи или проза?
— Стихи. Вы бы не могли мне сказать: чего в них не так?
Лосев положил на стол тетрадный рулончик.
Володя взял тетрадь, распрямил и затем закрутил ее в другую сторону, немного подержал так и расправил. И, наконец, он открыл ее и начал читать.
Зоя поставила перед гостем чашку горячего чая и блюдце с вишневым вареньем.
— Вам нужно согреться. Попейте чайку.
— Зря беспокоитесь, но спасибо.
— Что за нужда по такому морозу ходить?
— Охота пуще неволи, — скривил он в иронической улыбке губы. — Вот захотелось повидаться с человеком, послушать, что он скажет.
— И давно вы пишите? — спросила Зоя.
— С весны. Газета со стихами попалась — хорошо пишут. Я и решил: буду писать, все равно делать нечего. Читаю жене, соседям…
— Ну и как им?
— Нравится. А в газету посылаю на конкурсы — даже не печатают. В чем тут дело, думаю, разобраться надо.
— А кто вам посоветовал обратиться к Владимиру?
Володя оторвался от рукописи и тоже с интересом посмотрел на гостя.
— Учительница внучки моей, Катюшки — Надежда Ивановна.
— А ей вы показывали свою тетрадь? — спросил Володя.
— Тут вот какая история приключилась, — точно уклоняясь от надоевшей мухи, качнул он головой. — Сперва эту тетрадку я дал Катюшке и попросил показать ее учительнице по литературе. Мне важно было, что она скажет. А та прочитала немного и на другой переменке вернула ее внучке вместе со своей запиской. А в ней написано: «Стихи нуждаются в доработке». На другой день я сам пришел к учительнице. Спрашиваю: «Какая такая доработка нужна?» А она мне: «Извините, но, по правде говоря, они вообще никуда не годятся. Я просто пожалела вас. Стихи нельзя так писать». — «А как их писать?» — спрашиваю. И как стала она рассказывать мне про какие-то там харлеи-варлеи… Главное, слушаю, слушаю, а сам дурак дураком. Специально она так, что ли? Думаю: как же ее дети поймут, если даже я не понимаю?
Встретившись глазами, Некрасовы невольно улыбнулись.
— И что было дальше? — спросила Зоя.
Лосев обескуражено развел руки.
— Ну, я и спросил ее, может ли кто попроще мне объяснить все это? Она, то есть Надежда Ивановна, и направила меня к вам.
Церемонным жестом указал он на Владимира.
— Что ж, я, конечно, попытаюсь. Только не лучше ли вам попробовать писать прозу?
— Нет. Я хочу писать стихи. Мне это нравится, — проявил он упорство.
— Дело ваше, — поскучнел Володя, — только… М-да. Иван Петрович, а чем вообще приходилось вам заниматься в своей жизни? Что вы хорошо умеете делать?
— Пахать, сеять, колодцы копать, печи ложить, бани строить. Умею технику чинить, — он застенчиво улыбнулся, — на гармони играть…
— Ну и замечательно. Вот на это все и будем опираться. Сначала вам понадобится опыт музыканта. Вот скажите, чем, по-вашему, отличаются стихи от прозы?
Гость озадаченно, как-то по-щенячьи склонил голову на бок.
— Точно не знаю, но некоторые стихи, как только начинаешь читать, так почти сразу и петь хочется.
— Вот именно! — оживился Володя. — Это все потому, что они различаются ритмом. Говоря языком литературным, стихи — это ритмически организованная речь. Причем заметьте, Иван Петрович, заданный вами ритм должен соблюдаться на всем протяжении стиха. Это вам понятно?
— Ну, а чего ж тут непонятного? Каждое произведение играется по-своему: вальс, скажем, в одном ритме, полька — в другом…
— Все верно. А как вы его удерживаете?
— Так басовыми кнопочками отбиваю, — гость проимитировал пальцами игру левой руки.
— Правильно. Но когда пишешь стихи, басовых кнопочек под рукой нет, и ритм нужно отстукивать мысленно. Сбой ритма — это и есть ваш первый грех. Тут у вас и полька и вальс в одном четверостишии.
— Вот тебе и на, не замечал, — озадаченно почесал затылок Лосев. — Выходит, я не стихи делаю, а винегрет?
— Что-то вроде того.
— Значит, у каждого стиха должна быть своя мелодия, так что ли?
— Так, Иван Петрович. И я вам вот что скажу: человек, читающий ваши стихи, в местах сбоя ритма тоже будет сбиваться. Вот пусть их вам почитают вслух, и вы сами убедитесь в этом.
— Ладно, Владимир Митрофаныч. А что в моих стихах еще не так?
— Еще одна ваша оплошность: строки, которые вы рифмуете между собой, совершенно разной длины.
— Так у меня в тех строчках длинных слов много.
— А кто их туда натащил? Вы или сосед? Вы же строитель. Понимаете, стих — это не грачиное гнездо, где ветки набросаны, как попало. Это — изящное ласточкино гнездышко, вылепленное со знанием дела, заботливо, кропотливо, комочек за комочком. Со словами нужно работать.
— Да что с ними сделаешь, если они длинные, как гусеницы?
— Смените их, переставьте местами, измените мысль… Вы, кажется, говорили, бани умеете строить?
— Умею.
— Хорошо. Представьте себе, что вам нужно срубить баньку, примерно два на три. А строительный материал, прямо скажем, неважный. В общей куче: дуб, сосна, липа и прочее, и все хлысты разной длины и толщины. Что вы станете делать и как?
— Осмотрю все, отсортирую, перемеряю, — ребром ладони стал делать невидимые зарубки Лосев. И куда только делась его неуверенность? — Потом выберу из крепких пород бревна потолще. Это в основание. Подгоню их друг к другу…
— Подгоню, это как?
— Да очень просто: лишнее отрежу.
— А если у четвертого бревна из тех, что отобраны вами в основание, не будет хватать длины, скажем, этак сантиметров десять?
— Так заменю бревно.
— Ну, а если нечем?
— Тогда или уменьшу ширину основания баньки или поищу дубовое бревно по родичам, по соседям. В общем, сделаю все возможное.
— Хорошо. Предположим, вы нашли нужное вам бревно и выложили первый венец. А что дальше?
— Так вы же сами строили. К первому венцу подгоню второй, ко второму — третий…
— Иван Петрович, почти все то же самое нужно делать и со стихами. Давайте-ка попробуем провести аналогию, на первый раз без всяких тонкостей. Предположим каждое бревно вашей баньки — это строка, а вырубленный венец — четверостишие или, говоря иначе, строфа, готовый сруб — стихотворение. Венец выкладывается из двух длинных и двух коротких бревен. В четверостишии тоже две строки длинные и две короткие. Если вы первую строку рифмуете с третьей — это перекрестная рифмовка, то они, как правило, должны быть одинаковой длины. Но их длина измеряется не сантиметрами, а стопами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Закуси горе луковицей"
Книги похожие на "Закуси горе луковицей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Николаев - Закуси горе луковицей"
Отзывы читателей о книге "Закуси горе луковицей", комментарии и мнения людей о произведении.