Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Описание и краткое содержание "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать бесплатно онлайн.
ГЛАВА XIII. ХРИСТИАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА
1870–1900
Внутренняя история Румынии и Греции с 1870 года и до конца столетия представляет довольно мало интереса. Обе эти страны ввели у себя конституционное устройство — Греция в 1864 году, Румыния в 1866 году. Это повлекло за собой на первых порах лишь бесплодную парламентскую борьбу, столкновение честолюбий и самолюбий, узколичное и корыстное соперничество. Партии, особенно в Греции, представляли собой не более как простые спекулянтские клики и оспаривали власть друг у друга не столько для того, чтобы проводить ту или иную программу и отстаивать определенные идеи, сколько для удовлетворения жадных своих аппетитов.
Иначе обстояло дело в Сербии, где образовались настоящие партии и где, после того как выработанная в 1869 году конституция не удовлетворила большинство страны, оппозиция начала против государя борьбу, закончившуюся ее победой в 1889 году. В 1894 году борьба возобновилась, и к концу XIX века успех склонился на сторону государя[251].
Русско-турецкая война и Берлинский трактат повлекли за собой образование нового христианского государства — Болгарии. Там также возникли партии, боровшиеся с целью освободить страну от всякого иностранного влияния и победоносно завершившие приобретением Румелии дело объединения нового государства. Таким образом, внутренняя политическая жизнь у сербов и болгар была весьма активна и представляет немалый интерес.
Все четыре государства стремились использовать свои природные богатства, развить свою хозяйственную мощь; отсюда большие общественные работы и строительство железных дорог. Чтобы подняться до уровня соседних государств с более старой культурой, пришлось создать школы и научные учреждения. Чтобы заставить уважать столь поздно приобретенную независимость, пришлось организовать армии по образцу великих военных держав. Все это требовало денег, и заключенные займы тяжким бременем ложились На молодые государства.
I. Сербия
Регентство. Конституция 1869 года. На другой день после убийства князя Михаила (10 июня 1868 г.)[252] князем, согласно закону 1859 года о престолонаследии, был провозглашен его двоюродный брат Милан Обренович. Так как новому князю еще не было четырнадцати лет, то скупщина назначила трех регентов: генерала Бласноваца, Гавриловича и Ристича. Последний играл некоторую роль в переговорах 1864 года об очищении занятых турками крепостей. Человек гибкого и проницательного ума, он обладал ясным пониманием положения вещей, большим честолюбием, полной уверенностью в себе. Он был моложе своих товарищей, однако получил преобладающее влияние в совете регентства.
Со времени своего освобождения Сербия в сущности жила под гнетом деспотической княжеской власти. Крестьянин — а из крестьян состоит весь сербский народ — вполне доверял Милошу и князю Михаилу. Однако из сербских школ и иностранных университетов начали выходить люди, желавшие принять участие в управлении страной. Под их влиянием скупщина выразила пожелание, «чтобы приступать было к такой организации законодательной власти, которая дала бы народу возможность принять деятельное и законное участие в управлении своими делами». Регенты составили конституцию, которая и была принята 29 июня 1869 года.
Исполнительная власть вверялась князю — не ответственному, управляющему при содействии министров, назначаемых им самим и ответственных перед скупщиной. Последняя, избираемая на три года, делила с князем законодательную власть и вотировала бюджет. Государственный совет, назначаемый князем, подготовлял законы и контролировал бюджет.
Основной закон устанавливал порядок избрания депутатов: всякий налогоплательщик, достигший тридцатилетнего возраста, получал активное и пассивное избирательное право, если он не был чиновником, адвокатом или учителем. Князь собственной властью назначал треть депутатов.
Санкции султана не испрашивали. Конституция была «делом вполне национальным», предназначенным «закрыть навсегда дорогу иностранному вмешательству во внутренние дела княжества»[253]. Это твердое поведение вынудило султана признать закон о престолонаследии и преемственность престола в династии Обреновичей. Благодаря постановлению, обеспечивавшему князю назначение трети депутатов, а также благодаря исключению, согласно закону, людей образованных, регенты являлись господами собрания, сведенного к роли простой регистрационной комиссии, и функционирование парламентского режима не вызвало никаких затруднений. Были приняты меры, способствовавшие развитию начального и среднего образования. Чтобы ускорить хозяйственное развитие страны, была принята французская десятичная система мер и весов, созданы учреждения народного кредита, национальный банк, сберегательные кассы; основано было несколько сельскохозяйственных школ; составлен был свод законов и указов; в области военного дела введена была всеобщая воинская повинность и частично преобразовано вооружение пехоты. В последнем отношении, однако, работа регентов далеко не была доведена до конца: Сербии пришлось на горьком опыте убедиться в этом в 1876 году.
Партии. Сдавая власть Милану, достигшему совершеннолетия 22 августа 1872 года, регенты хвалились, что являют «пример согласия, которое ни на одну минуту не переставало царить как между всеми политическими элементами, так и между последними и народом». В действительности во время регентства Сербия управлялась либеральной партией, единственной, которая к моменту смерти Михаила уже являлась организованной. Но со времени обнародования конституции образовалась оппозиционная партия, состоявшая из интеллигентов, устраненных законом от политических дел.
Среди этих людей можно было различить два направления. Одни, вышедшие по большей части из французских школ, опасались крестьянского партикуляризма. Они думали, что крестьянину чужда самая идея государства и что он почти не видит далее узких интересов своей деревни. Они считали совершенно невозможным какой бы то ни было прогресс, и самое существование нации казалось им в опасности, если разрозненные элементы не будут объединены в рамках вполне законченной администрации, руководимой сильной центральной властью. Они были поборниками власти и централизации на французский лад. Другие, вышедшие преимущественно из швейцарских университетов, стремились, напротив, ограничить влияние центральной власти и подчинить ее самому бдительному контролю. Как истые консерваторы, они требовали возможно полного сохранения сербских традиций и, следовательно, оставления за общинами широкой автономии: впоследствии их стали называть радикалами. Первые готовы были на значительные затраты для того, чтобы поднять Сербию до уровня культуры старых европейских государств, двинуть ее вперед, «напред», отсюда — последующее их прозвание напредняки, обычно переводимое словом «прогрессисты». Радикалы тоже признавали, что преобразования неизбежны, но они стремились ограничить их самым необходимым. И те и другие были недовольны существующим конституционным режимом и, сплотившись в единую партию, дружно выступили против правительства с программой, выражавшейся в одном требовании: пересмотр конституции.
Правление Милана. Конституция 1888–1889 года. Крестьянина трудно было воодушевить этим требованием; вот почему до 1880 года оппозиция оставалась штабом без солдат» Власть по прежнему была в руках конституционалистов, т. е. либералов и Ристича. Милан удерживал у дел этого министра потому, что он был сторонником сильной власти, а страна доверяла Ристичу потому, что он проводил ясно выраженную руссофильскую внешнюю политику и проповедовал священную войну против турок: в обоих этих вопросах он совершенно сходился во взглядах с сербским народом. С другой стороны, неудачные войны 1876–1877 годов и необходимость бороться с двумя нашествиями отвлекли внимание от чисто конституционных вопросов. Приобретение Ниша по Берлинскому трактату, признание Европой полной независимости Сербии, провозглашение независимости национальной сербской церкви (октябрь 1879 г.) доставили Ристичу широкую популярность.
Один инцидент в области внешней политики резко изменил положение дел. С Австрией велись переговоры о торговом договоре. Ристич не хотел подчиняться праву сильного и отозвал из Вены сербских уполномоченных (август 1880 г.).
Австрия пригрозила Сербии экономической блокадой. Полагая, что это повлечет за собой роковые последствия для страны, Милан предложил Ристичу подать в отставку. Поссорившись таким образом с либералами, король вынужден был призвать к власти оппозицию. Один из ее вождей, Пирочанац, составил новый кабинет. Скупщина была распущена, и декабрьские выборы 1880 года обеспечили господство оппозиции в палате.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Книги похожие на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Отзывы читателей о книге "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая", комментарии и мнения людей о произведении.