» » » » Эрнест Лависс - Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815


Авторские права

Эрнест Лависс - Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815

Здесь можно скачать бесплатно "Эрнест Лависс - Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ОГИЗ, год 1938. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эрнест Лависс - Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815
Рейтинг:
Название:
Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815
Издательство:
ОГИЗ
Жанр:
Год:
1938
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815"

Описание и краткое содержание "Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815" читать бесплатно онлайн.








Армия и администрация. После Люневильского мира много говорили о необходимых переменах. Все ограничилось проектами, плохо задуманными, постоянно переделываемыми, имевшими единственную цель — обмануть общественное мнение, и единственный результат — увеличение путаницы. Верховное командование армией вверено было эрцгерцогу Карлу; его военные способности были очень раздуты, и считать его великим можно лишь при сравнении с окружавшими его более чем посредственными вождями. Административные способности, Карла были невысокого пошиба; среди его сотрудников не было выдающихся людей. Он не умел выбирать себе помощников, в числе которых назовем тщеславного интригана Фассбендера и Дука, которому приписывались некоторые очень крупные ошибки последних кампаний. Сверх того, эрцгерцог был слабого здоровья; робкий и нерешительный по характеру, он постоянно чувствовал себя стесненным скудостью средств, отпускаемых казной, и недоверием Франца, которого раздражала слава брата.

Принято было несколько разумных мер: военный совет был преобразован, и члены его были подчинены военному министру, но в 1812 году этот совет вернул себе все свое значение, а военное министерство было упразднено. В 1802 году военная служба, ранее бессрочная, сокращена была до десяти лет для пехоты, двенадцати — для кавалерии и четырнадцати — для артиллерии. После Пресбургского мира эрцгерцог Карл стал прилагать усилия к улучшению положения офицеров и к поднятию их образовательного уровня, уничтожил телесные наказания в армии[39], организовал ополчение (12 мая 1808 г.). Но льготы по воинской повинности остались в силе, и армия по прежнему набиралась почти исключительно из низших слоев населения. Жалование выплачивалось нерегулярно, инвалиды просили милостыню на улицах. Желая вознаградить чешский сейм, вотировавший 1,5 миллиона флоринов на содержание ландвера, членам сейма разрешили носить красные мундиры.

В других областях управления царили беспорядок и нерадивость. Вся инициатива министров ограничивалась тем, что они извлекали из старых папок времен Марии-Терезии и Иосифа проекты и робко проводили их, вскоре отказываясь от их применения. Входившие в состав монархии владения, искавшие у Габсбургского дома защиты, купленной дорогой ценой, не получили еще общего для них всех наименования; 6 августа 1806 года Франц II принял имя Франца I, наследственного императора Австрии. Этим он придавал осязательную форму делу объединения, к которому стремились его предшественники. Стадион надеялся, что этим создана будет «точка отправления для нового государственного права, общего всем наследственным областям». Франц не задавался столь высокими целями; он стремился лишь к «поддержанию полного равенства императорского титула и наследственного сана перед лицом^ наиболее знаменитых монархов и держав Европы, как это и подобает древней славе нашего дома». Для того чтобы эта перемена нигде не вызвала беспокойства, он поторопился заявить, что в старом порядке ничто не будет изменено, что «королевства, княжества, области сохранят свои названия, свое государственное устройство, свои привилегии».

А между тем у императора Франца были развязаны руки. Сопротивление, вызванное реформами Иосифа II и довольно резко проявившееся при вступлении на престол Леопольда II, быстро улеглось. Знать, почти только одна и посылавшая своих представителей в сеймы, была взволнована захватами со стороны центральной власти лишь постольку, поскольку эти захваты угрожали ее привилегиям; для умиротворения знати достаточно было успокоить ее на этот счет. По выражению Шпрингера, Леопольд, пожертвовав сущностью власти, тем самым спас ее видимость.

Сеймы перестали придираться к правам власти, как только она перестала действовать в пользу крестьян. Они очень страшились революционных начал, и все их стремления были направлены к тому, чтобы не дать разыграться страстям, которые обратились бы против них. Единственное реальное право, оставшееся в руках сеймов, было право вотировать налоги, но оно сделалось пустой формальностью: не только военный сбор, являвшийся основным налогом, ускользал от их контроля, потому что он был постоянным, но правительство не считалось с ними даже тогда, когда речь шла об изменении финансовой системы и о взыскании чрезвычайных сборов. Иногда сеймы робко протестовали, тогда делалась ссылка на серьезность положения, и они не настаивали больше. Сеймовые комитеты, которым вверено было распоряжение «местными фондами», подчинены были строгому контролю: административные функции, остававшиеся за земскими чинами, подвергались все большим ограничениям. В сущности, сеймы были не более как правительственной комиссией, права которой ограничивались «принятием к сведению» министерских решений, а обязанности сводились к «предупреждению малейших желаний монарха», как говорил граф Вал лис в чешском сейме (1805).

В городах исчезли последние следы самоуправления, выборные магистраты заменены были чиновниками (1803 и 1808), общинное управление подчинено стеснительному надзору.

Тогда-то и возникло своеобразное зрелище абсолютной власти, бессильной не только проявить себя, но даже организоваться. В 1801 году прежний государственный совет заменен был министерством государственных совещаний. В состав его входили канцлер, военный министр и «министр-правитель»; от него зависел целый ряд генеральных управлений, юстиция, соединенные канцелярии, внутренние дела, «дворцовая палата» (финансы), «банковая депутация» (торговля)/ Имелось в виду, по словам императора, создать политическую систему, «которая, подобно хорошо выверенному часовому механизму, будучи пущена в ход, действует сама собой». Результаты получились настолько посредственные, что в 1808 году вернулись к государственному совету; затем в 1814 году к последнему присоединен был совещательный совет.

Эти беспрерывные изменения свидетельствовали о необычайной путанице во взглядах: соединить или разъединить суд и администрацию, финансы и выполнение текущих Дел? Вернуться к прежней системе, когда в руках одного и того же министра объединены были все вопросы, касавшиеся известной группы провинций империи, или создать определенное число министерств, полномочия которых точно определены и круг деятельности которых охватывает всю империю? Ни один из этих вопросов не был разрешен. Назначались предварительные комиссии, которые выступали с невразумительными предложениями, робко применяли их и только усиливали расстройство. Никто не знал толком, что ему делать; конфликты между различными ведомствами сделались постоянными: «государственный строй имел ровно столько силы, сколько нужно, чтобы парализовать всякое движение и всякую деятельность».

Немногие осуществленные реформы являются лишь запоздалым завершением усилий предшествующих монархов: уголовное уложение издано было в 1803, гражданское — в 1811 году; оба были почти закончены еще до вступления на престол Франца II, а внесенные в них изменения отнюдь не были удачными. В уголовном законодательстве сохранены были: выставление у позорного столба, особый пищевой режим в тюрьмах (периодическое лишение или сокращение пищи), тайное судопроизводство; обвиняемый не имел защитника; гражданский кодекс удержал особое законодательство для крупных собственников и для духовенства. Вотчинные суды остались в силе, однако помещикам не было предоставлено права самим решать свои дела, и в случае спора между ними и их крепостными решение дела переходило в руки общего суда. Едва ли не в этом одном и выразились действия правительства в пользу крепостных. Сначала оно отказалось от участия в выкупе феодальных прав (1798); в 1812 году оно сделало дальнейший шаг — воспретило всякие сделки по освобождению; разумеется, положение государственных крестьян не было улучшено. Император претендовал, однако, на роль покровителя земледелия. Сооружено было несколько дорог; 'правда, легко догадаться, каковы были эти дороги, если при самых благоприятных условиях дипломатический агент тратил восемь суток на переезд из Вены в Краков. Невежество администраторов, сборы, взимаемые на внутренних таможнях, и запретительный режим тормозили развитие торговли и промышленности. Непрерывные войны, континентальная блокада, а сверх всего нелепая финансовая политика правительства довершили разорение страны.

Расходы покрывались лишь при помощи разных ухищрений. С 1804 года жалобы сделались всеобщими: не было звонкой монеты, ассигнации пали в цене, в делах господствовал полный застой; наживались одни только ростовщики. «Это вызывает много шуму, — писал Коллоредо, — дает много поводов к недовольству, но ничто не меняется». Население, такое жизнерадостное по натуре, приуныло, уменьшилось число браков, росла смертность; в Вене число жителей с 250 000 пало до 235 000.

В последующие годы бедствия усилились. В 1809 году принудили подданных сдать в казну серебряную утварь и драгоценности; в обмен им выдали ассигнации. В 1811 году долг превысил (считая на русские деньги) 600 миллионов золотых рублей; выпущено было на миллиард рублей банковых билетов, но они упали в цене более чем на 90 процентов. Чиновники, получавшие жалование обесцененными ассигнациями, умирали с голоду. Необузданный аяшотаж разорял добросовестную торговлю, развращал нравы и подрывал самые прочные состояния. Легкомысленный и высокомерный министр граф Валлис понизил курс ассигнаций до одной пятой их номинальной стоимости (указ 20 февраля 1811 г.); эта мера повлекла за собой бесчисленные разорения, нисколько не упрочив в то же время государственного кредита. Министр утешал себя пустыми фразами, а друзья его говорили: «Те, которые пали в бою, — иначе говоря, доведены были до нищеты, — умерли славной смертью за родину». Дух предусмотрительности и бережливости исчез. Вена становится средоточием толпы финансовых дельцов, алчущих барыша и удовольствий, привыкших видеть в общественных бедствиях лишь предлог для спекуляций, развращавших толпу своими скандально приобретенными богатствами и подготовивших этим успех самых опасных утопий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815"

Книги похожие на "Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрнест Лависс

Эрнест Лависс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815"

Отзывы читателей о книге "Том 2. Время Наполеона. Часть вторая. 1800-1815", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.