» » » Борис Берман - Библейские смыслы


Авторские права

Борис Берман - Библейские смыслы

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Берман - Библейские смыслы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Библейские смыслы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Библейские смыслы"

Описание и краткое содержание "Библейские смыслы" читать бесплатно онлайн.



Книга составлена на основании магнитофонных записей лекций и бесед Б. И. Бермана (1957-1992) – преподавателя Еврейского Университета Бар-Илан (Израиль), директора и научного руководителя «русских программ» в Педагогическом Институте им. Я. Герцога в Иерусалимском Институте Д. Хартмана; Б. И. Берман – автор книг «Шма» (Иерусалим, 1990 г.) и «Сокровенный Толстой» (Москва, 1992 г.). В «Библейских смыслах» подробно и последовательно раскрываются те подлинные смыслы и значения библейских текстов, которые они имеют на языке первоисточника, адекватный перевод с которого на европейские языки далеко не всегда возможен. Такого рода знания до сих пор почти не были востребованы русской культурой. Первая книга «Библейских смыслов» выявляет библейский взгляд на истоки той драматической ситуации, в которую поставлен человек на Земле, и осмысливает этапы вхождения зла в человеческую жизнь. Эта книга охватывает первые семнадцать глав книги Бытия, где речь идет о Днях Творения, о грехопадении Адама, о Каине, допотопном растлении, Потопе, Вавилонском строительстве и о начале пути Авраама. Обширные выдержки из этой книги Б. И. Бермана печатались в двенадцати номерах журнала «Знание-сила» в № 3-10 за 1994 год и в № 7-10 за 1995 год.






Бог, Элоким, за 120 лет до Мабуля говорил про Себя: «Я» («Ани») – Тот, Кто причина Всего и Кто приведет Мабуль на Землю. За 7 же дней до Мабуля Господь говорит про Себя: «Я» («Анохи») проливаю дождем на Землю.

«Анохи» есть такое «Я», которое обнимает и несет другого (того, к кому это «Я» обращено), но при условии, что другой требует быть несомым только этим «Я» – «Мною». Два раза слышали «Анохи» люди на Синае. Первое: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской…» (Исх.20:2). Второе: «Я Господь, Бог ревнующий… «(Исх.20:5). И вот это-то «Анохи» Господа изливает не потоп с туч неба, не земной дождь-гешем, а очищающий благой дождь-матар от «верхних вод». Будет это продолжаться 40 дней потому, что с числом 40 связано время зачатия и созидания. От «верхних вод» за 40 дней рождается Мир-Шалом.

«… и сметаю все существующее (коль hа йакум), которое сделано Мною, с лица Земли» (Б.7:4).

Бог, Элоким, говоря с Ноахом, обращался к Миру и судил его. Господь же накануне Мабуля обращается к Ноаху и его дому, предупреждая его об участи всей ойкумены, всего обитаемого Мира.

«И сделал Ноах все, как сказал ему Господь» (Б.7:5).

По еврейским понятиям человек есть «сын» всех своих прежних лет: каждый год биографии рождает его. И про Ноаха в Торе сказано, что он был «сыном шестисот лет (бен шэш мэот шана)», когда «Мабуль стал водой (hайа маим) на Земле» (Б.7:6).

Все животные сами пришли к Ноаху парами, «как велел Бог (Элоким) Ноаху» (Б.7:9). Бог – «велел Ноаху», а пришли – животные. Одним этим события вырываются из естественного хода и переносятся в явления другого плана Бытия.

«И стало через 7 дней. И воды Мабуля были на Земле. На шестисотый год жизни Ноаха, в месяц второй, в 17 день, в этот день разверзлись все ключи великой пучины (тэхом – см. Б. 1:2) и отворились хляби небесные» (Б.7:10,11).

Через 7 дней Мир устремился к состоянию Первого Дня Творения, где – первозданная пучина (тэхом) и где воды (hа маим) ещё не разделены. «Верхние» и «нижние» воды вливаются в Мир, и смывают все, и все растворяют.

«И был дождь (гешем) на Земле 40 дней и 40 ночей» (Б.7:12).

Сначала пошел обыкновенный дождь (гешем), которого, по преданию, не было до того 40 лет. Только через 40 дней после начала дождя с неба начался собственно Мабуль.

«И в тот день» (Б.7:13), то есть, в день начала Мабуля, Ноах и все, «кто пришли» (далеко не все пришли, кто жили в допотопном мире), вошли внутрь Ковчега, «как велел ему Бог (Элоким). И Господь (`Гашем) закрыл за ним (йисгор баадо)», охраняя его (Б,7:16).

Бог велел Ноаху покинуть сотворенный Им Мир, и Ноах входит в новый Мир, который становит Господь.

И был Мабуль 40 дней на Земле, и умножились воды и подняли Ковчег. (Ковчег поднят, но ещё не плывет). И обрели воды большую силу, и умножились очень на Земле, и пошел Ковчег по лицу вод. А воды предельно усилились и покрыли горы под Небом. На 15 локтей сверху увеличились воды и покрыли горы (Б.7:17-20).

Все сравнялось. А воды, разные воды, снизу и сверху, идут непрерывно, все заливают и растворяют на Земле. И Ноах внутри Ковчега и Господь хранит его снаружи…

Всякая живущая на Земле плоть сначала «почила» (йигва), потеряла сознание (Б.7:21), а затем умерла (мэту), утратила жизнь (Б.7:22). И наконец, Всевышний стер (йимах) все с Земли, где обитал человек.

«И остался только Ноах и те, кто с ним в Ковчеге» (Б.7:23).

Всякая душа и все живое не уничтожилось, а исчезло «с Земли». И остался «только Ноах» (ах Ноах) – центральное слово – одна единственная точка света жизни на Земле. Воды же Мабуля усиливались ещё 150 дней (Б.7:24).

II. ПОСЛЕ ПОТОПА

1

И усмирил Бог воды, и перестал лить дождь с небес. Воды успокоились и стали убывать. Закрылись и ключи (хотя не сказано, что «все ключи» (Б.8:2), которые раскрылись), бьющие из пучины (тэhом). В месяц седьмой, в семнадцатый день месяца (17 нисана, на песах) Ковчег опустился на гору Арарат. Вода же продолжала убывать до десятого месяца. И вот показались вершины гор. Ноах ждет ещё 40 дней и выпускает из Ковчега ворона. Это – риск вылетев из Ковчега, ворон мог не возвратиться и пропасть.

Основное преступление допотопного Человечества состояло в нарушении закона лемино и в смешении мужского и женского. И потому, как мы знаем, в Ковчеге были запрещены половые связи. Запрет этот нарушили три существа: сын Ноаха Хам, пес (келев) и ворон (орэв). Поэтому-то, видимо, Ноах и решается выпустить ворона из Ковчега.

Ворон не улетает далеко, а отлетает и возвращается обратно к Ковчегу, «пока не высохла вода на Земле» (Б.8:7).

Ноах ждет ещё 7 дней и выпускает голубку (иона), которая в отличие от ворона склонна возвращаться на свое место. Ноах не боится за голубку и посылает ее, «чтобы увидеть, облегчали ли воды по лицу Земли» (Б.8:8).

«И не нашла голубка опоры себе, и возвратилась к нему в Ковчег…»

Произошло это 17 тамуза. В тот же день 17 тамуза началось разрушение Первого Храма. 17 тамуза – пост и по сей день. Исраэль, который всегда сравнивался с голубкой, не находит, как и она, места, куда опереть ногу и, как она к Ноаху, возвращается к Нему, под Его руку.

«… потому что воды по лицу всей Земли. И он (Ноах) простер руку и взял и привел к нему (ва йавэ ота элав) в Ковчег» (Б.8:9).

Стилистически странное («и привел к нему»?) описание того, как Ноах принимает голубку, к тому же явно избыточно (и простер, и взял, и привел). Не так ли и Господь Бог принимает Исраэль, когда Исраэль возвращается к нему…

Для лучшего понимания следующего, десятого стиха надо указать на многозначность слова «вайахель», которое обычно переводят «подождал». Но это и «терпел» (боль), и «установил», «поставил». Ноах установил «еще (од) 7 дней». Слово «од» как бы возвращает нас к семи Дням Творения. Ноах понял (или – знал?) значение семидневия, понял, что переход совершается в 7 дней, терпел 7 дней и снова послал голубку.

«И она вернулась к нему вечернею порой, и вот: лист оливы в устах ее. И познал Ноах, что полегчали воды по лицу Земли» (Б.8:11).

Потоп продолжался год. Откуда же голубка могла взять несгнивший лист оливы? Или на Земле осталось место, не прошедшее обработку Мабулем? Тогда в этом месте человек связан с Землею изначальной связью, как до Мабуля. Это то место, которое связано с Ган Эден и на котором будет воздвигнут Храм.

Голубка с оливковым листом. Что это за знак? И почему по знаку этому Ноах познал (йэда), что полегчали воды? Прежде всего скажем о том, что лист оливки – это горький лист; так он всегда воспринимается и описывается в Танахе (Библии). Неся в устах лист оливы, голубка как бы дает понять: лучше горечь на свободе, чем жить в заключении. Но тут не просто возвещение свободы. Голубь с оливковым листом для Ноаха – весть свершения обновленной жизни, нового Мира, Мира-Шалом («шалом» – и Мир и мирное состояние жизни; и голубка стала «символом Мира»). Это для Ноаха также весть об его освобождении от напряженнейших трудов в Ковчеге, весть скорого облегчения его жизни. Вот почему он понял, что, «полегчали» (калу), – а не только уменьшились – воды Мабуля.

И ещё установил и оттерпел (иэхаль) Ноах 7 дней и опять послал голубку, но она больше не возвратилась к нему (Б.8:12)…

В датах эпизода с голубкой есть скрытый смысл. Легко подсчитать, что второй раз Ноах послал голубку 2 ава. И сколько же дней ждал возвращения ее? Тоже, очевидно, 7 дней (см. Б.8:10). То есть до 9 ава! А это самый горький, самый скорбный день во всей еврейской истории. И в этот день 9 ава Ноаху стало ясно, что голубка ушла, не вернется, что она выброшена в мир… Однако день 9 ава, учат мудрецы, станет когда-нибудь величайшим праздником, днем великого освобождения: 9 ава родится Машиах (Мессия). Подумайте в тиши о двойственности символа невозвращающейся голубки и дне 9 ава. Каждый может глубоко и по-своему вникнуть в то, что заключено здесь.

2

В первый день первого месяца Ноах снял покрытие с Ковчега и увидел: высохла Земля. Но он не выходит, ждет чего-то почти восемь месяцев. Ноах и вошел в Ковчег не по своей воле и выйти из него должен только по велению Бога. Выйти со всеми, кто был с ним в Ковчеге.

Всякое животное, которое выходит с Ноахом, есть некоторая животная сила, каждая в своей оболочке. Все эти «хайот», жизненные силы, рассеяны в животном мире и собраны в подлинно живом – в человеке. Ноах развивал и совершенствовал эти силы в себе. И понятно, что все «хайот», все качества, сущности и образы живого выходят «с ним» – через него. Вот почему так настойчиво повторяется, что животные «с ним», «с тобой», с Ноахом.

«И сказал Бог Ноаху, говоря: «Выйди из Ковчега – ты и жена твоя, и сыновья твои и жены сыновей твоих вместе с тобой» (Б.8:16).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Библейские смыслы"

Книги похожие на "Библейские смыслы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Берман

Борис Берман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Берман - Библейские смыслы"

Отзывы читателей о книге "Библейские смыслы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.