Николай Мормуль - Катастрофы под водой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы под водой"
Описание и краткое содержание "Катастрофы под водой" читать бесплатно онлайн.
Контр-адмирал, кандидат технических наук. Родился на Дону в станице Милютинской в марте 1933 г. Окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского в Ленинграде в 1956 г. Тогда же получил назначение в экипаж первой атомной подводной лодки. Прошел путь от командира группы до начальника Технического управления Северного флота. На протяжении десяти лет занимался испытаниями атомных подводных лодок. Награжден 12 государственными наградами. В период службы на флоте занимал должности: Заместителя командира отдельной бригады атомных подводных лодок (1964-1970 гг.), Главного корабельного инженера-Заместителя начальника технического управления Северного флота(1970-1974 гг.), Заместителя Командующего флотилией атомных подводных лодок - Члена Военного Совета флотилии(1974-1978 гг.). Начальника технического управления Северного флота (1978-1983 гг.). С осени 1995 г. является членом-корреспондентом Международной Академии Информатизации при ООН.
Заговор молчания
В госпитале Лесков пробыл около двух месяцев. Поместили его в отдельную палату с сиделкой, ковром и телевизором. Бесконечной чередой наносило визиты большое начальство. Поздравляло со вторым рождением, говорило о наградах всему экипажу, и о наградах самых высоких... Но, видимо, кто-то из самых больших «боссов» военного ведомства расценил аварию на «К-3» как сомнительный подарок, «преподнесенный подводниками» к 50-летию Великого Октября. Первоначально назначенную правительственную комиссию заменили другой. И та уже по новой стала перетряхивать возможные причины пожара и оценивать действия личного состава в борьбе за живучесть корабля... Лескова из отдельной палаты с коврами перевели в общую. А на экипаж навесили страшный ярлык: «Авария произошла по вине личного состава».
Дело в том, что одного из погибших матросов нашли в труднодоступном уголке трюма. Комиссия сочла, что матрос забрался туда, чтобы покурить. На подводных лодках первого поколения курить, действительно, было запрещено. Это уже потом на субмаринах появились герметичные курилки с дымопоглотителями, рассчитанные на четверых человек. Но вот на этом шатком основании и выстроила комиссия свои выводы: дескать, от сигареты матроса, или зажженной им спички в отсеке воспламенилась смесь паров масла. В те времена в системе гидравлики подлодок использовалась органическая горючая жидкость, и, разумеется, ни одна лодка не была застрахована от каких-либо неисправностей и прорывов в системе. Однако другой вариант - что парнишка, спасаясь от огня, просто забился в ужасе, сам не понимая, куда и зачем, комиссия отвергла.
Наградные листы порвали. На похоронах погибших в закрытом городке подводников Западная Лица разрешили присутствовать только родителям братьев-близнецов Богачевых. Старшина 2 статьи Н.М. Богачев был электриком, и его место по расписанию было в восьмом отсеке. Видимо, учитывая возвращение лодки в базу, Николай Богачев позволил себе «вольность»: зашел в первый отсек к брату-торпедисту в гости. Там, в торпедном отсеке, оба и сгорели.
«Нам, живым, в награду осталась жизнь», - горько усмехается сегодня А.Я. Лесков. Мертвым, говорят, все равно. Но за что же оскорблена клеймом «сам виноват» память погибших?.. Почему должны страдать их родные и друзья? Ведь нетрудно догадаться, что произошло бы с кораблем, если бы рванули торпеды. И что произошло бы с экипажем, не придави капитан-лейтенант А.А .Маляр собственным телом кремальеру между вторым и третьим отсеками. Он, командир отсека, прекрасно знал суровый морской закон: задраили переборку — значит, не допустили распространения пожара. Понимал, что нельзя пропускать в центральный пост обезумевших от огня людей... Этим Маляр спас жизни оставшимся членам экипажа. А командир БЧ-Ш капитан 3 ранга Коморкин по тревоге ринулся не в центральный пост за замполитом, а в свой, горящий первый отсек... Долг, верность Уставу оказались у этого подводника сильнее инстинкта самосохранения.
После выгрузки трупов и окончания работы правительственной комиссии лодку отправили на ремонт в г. Северодвинск. Обстоятельства сложились таким образом, что в это время там находился первый командир «К-3» контр-адмирал Л.Г. Осипенко, первый командир БЧ-V контр-адмирал Б.П. Акулов и я, автор этих строк, в качестве заместителя командира бригады подводных лодок по ЭМЧ. Мы встретили «К-3» на причале завода и, не дожидаясь, пока выйдет личный состав, спустились в центральный пост. Прошли во второй, затем в первый отсеки... Они еще несли на себе следы недавней трагедии. Говорить было не с кем, так как пришел другой экипаж, да честно говоря, и не хотелось.
Долгие годы командование ВМФ не только замалчивало, но и тщательно охраняло тайну аварии на «К-3». Хотя некоторые организационные и технические выводы были, бесспорно, сделаны. В системе гидравлики, например, была заменена на негорючую рабочая жидкость, улучшена и система пожаротушения.
Лесков же настойчиво продолжал бороться за восстановление справедливости, но неизменно натыкался на яростное сопротивление Москвы. Накануне 20-летия трагедии «К-3», в сентябре 1987 года, Александр Яковлевич написал письмо в «Литературную газету», известному журналисту Юрию Щекочихину. Получил из «Литературки» ответ: «Я не смог ничего сделать. Думаю, что пройдет еще лет пять-семь прежде, чем нам удастся раскрыть эту тайну и добиться справедливости. Ю.Щекочихин.»
Журналист если и ошибся в сроках, то весьма ненамного. В 1989 году я закончил работать над книгой «Атомная подводная эпопея» в которой описал и эту трагедию. Издать ее в России мне отказали. Однако спустя год ко мне обратилось парижское издательство «Роберт Леффон», которое около двух столетий занимается сбором и публикацией информации о происшествиях на море. С ними был журналист С.Костин — он стал впоследствии переводчиком книги. Я согласился и тут же предложил французам проехать к Льву Михайловичу Жильцову и Леониду Гавриловичу Осипенко, моим командирам по подводной лодке «К-3». Первый проживал тогда в Москве, а второй в Обнинске, оба серьезно болели, но, несмотря на это, согласились быть моими соавторами.
В 1992 году книга вышла в Париже, в 1993 году — в Мадриде и в 1994 году — в Праге. За это время мне удалось найти спонсора в Москве — В.Н. Старченко, и с помощью его фирмы издать книгу в России. Это произошло в конце 1994 года, а осенью 1995-го ко мне на квартиру пришли ночью с обыском сотрудники ФСБ. Мотив для вторжения был такой: дескать, в районе Санкт-Петербурга при попытке пересечь границу с Финляндией задержан человек с чемоданом секретных документов. И этот задержанный ссылается на меня, Мормуля... Я конечно, никогда потом так и не увидел ни якобы «задержанного», ни чемодана, ни документов. Но это совершенно не помешало сотрудникам ФСБ изъять у меня во время обыска и книгу «Атомная подводная эпопея», и макет готовившейся тогда мною к изданию книги «Атомные, уникальные, стратегические», и видеокассеты с моим интервью по атомной тематике, которые я давал во Франции и Австрии.
Оказывается, все это было связано с началом небезызвестного «дела» капитана 1 ранга А.К. Никитина. После того, как меня в течении года потаскали на допросы, как свидетеля, из управления ФСБ по Мурманской области пришло уведомление: «Настоящим уведомляю, что 25 сентября 1996 года в отношении Вас в возбуждении уголовного дела в части разглашения государственной тайны... отказано за отсутствием в действиях состава преступления». Дело на самого Никитина, однако не закрыли, следствие тянется уже более трех лет. И лишь в конце сентября 1998 года у меня дома снова появился человек из мурманской ФСБ - чтобы передать повестку из Санкт-Петербургского городского суда. 20 октября там должны были начаться слушания дела Никитина, и меня в связи с этим вызывали в судебное заседание. К великому моему сожалению, приехать я не мог. За месяц до этого мне сделали сложнейшую операцию бедра - передвигаться я был просто не в состоянии.
Пришлось направить письмо судье:
«1191028 Санкт-Петербург Набережная Фонтанки. дом 16, городской суд, судье С.Ю. Голец На Ваш исх. No 48/П-9 от 21.09.1998 года сообщаю:
К сожалению, не могу явиться в суд лично. В течение ближайших четырех месяцев я нетранспортабелен и вынужден пользоваться костылями (справка прилагается). Тем не менее прошу зачитать на суде мои письменные показания.
Я, Мормуль Николай Григорьевич, принимал личное участие в написании доклада „Северный флот“ для экологической организации „Беллуна“. По литературному контракту, заключенному с „Беллуной“, я написал вступление и главу по аварийности. Абсолютно убежден, что в содержании доклада „Беллуны“ по Северному флоту нет никаких секретных данных. Все опубликованные в докладе цифры и факты освещались ранее в открытой печати. А именно:
- в ежемесячной информации НАТО публиковались и публикуются тактико-техничские данные наших подводных лодок;
- в Польше в 1986 году вышла прекрасно иллюстрированная энциклопедия „Jeustrowana emiklopedia wspolczene okretu podwodne“ (David Muller, Dzon Jordan), где показаны все советские атомные и дизельные подводные лодки;
- базирование ВМФ России проиллюстрировано в журнале „Морской сборник“ N 4 за 1992 год;
- к 300 летию Российского флота наши КБ, НИИ, Академия наук выпустили прекрасные издания о ВМФ СССР, которые значительно дополняют данные доклада „Беллуны“.
Я уж не говорю о том, что ежедневно спутники „шпионы“ НАТО поставляют по базированию ВМФ текущую и подробную информацию, которая учитывается на штабных картах. А у нас до сих пор даже документация на списанные из боевого состава и утилизированные подлодки помечена грифом „секретно“.
Капитана 1 ранга Александра Константиновича Никитина считаю честным флотским офицером.
7 октября 1998 года
Н.Мормуль».
Я привожу это письмо с совершенно конкретной целью. Думаю, читатель должен знать о тех препонах, которые и сегодня чинят ищущим правду. А уж тем более, говорящим эту правду вслух... К слову, замечу, что состоявшийся в Санкт-Петербурге суд, несмотря на давление ФСБ, не обнаружил в действиях Никитина очевидного преступления и направил дело на дополнительное расследование. Предполагая подобный исход, юрист объединения «Беллуна» Ион Гаусло и адвокат обвиняемого Юрий Шмидт провели необходимую подготовку для передачи дела Никитина в суд Европейского Сообщества по правам человека. Может, хоть ЕС сможет убедить наших блюстителей «тайн»...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы под водой"
Книги похожие на "Катастрофы под водой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Мормуль - Катастрофы под водой"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы под водой", комментарии и мнения людей о произведении.