Александр Окороков - СССР против США. Психологическая война

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СССР против США. Психологическая война"
Описание и краткое содержание "СССР против США. Психологическая война" читать бесплатно онлайн.
Эта книга посвящена деятельности западных спецслужб в годы холодной войны и «демократических преобразований» в нашей стране. Впервые комплексно рассматриваются различные разведывательные, диверсионные и психологические операции, направленные на разложение и разрушение Советского Союза и России, а также планы военных действий США и Англии против СССР.
Особое внимание уделено деятельности эмигрантских групп, главным образом русских и украинских (в том числе ОУН), их участию в информационно-психологической войне против СССР и соцстран, а также их разведывательной и диверсионной деятельности в годы холодной войны.
Сложившееся в разведывательном сообществе положение озвучил генерал Донован. «Год назад мы распустили УСС, — писал он в 1946 году. — В мирное время возникла необходимость заменить УСС другим центральным разведывательным органом, соответствующим нашему положению величайшей державы мира и имеющим в своем распоряжении всю информацию, относящуюся к американским позициям всюду и везде. Вместо этого на свет появилась наспех слепленная разведывательная служба, которая предает забвению все принципы, выкованные в горниле войны»[131].
Все эти факторы способствовали созданию мощной централизованной разведывательной структуры, получившей название Центрального разведывательного управления (ЦРУ).
В июле 1947 года конгресс принял Закон о национальной безопасности, предусматривавший коренную перестройку военных ведомств, создание единого Министерства обороны (министром обороны стал Джеймс Форрестол), Объединенного комитета начальников штабов, министерства ВВС. Тогда же были учреждены Центральное разведывательное управление и Совет национальной безопасности (СНБ) — высший совещательный орган при президенте. Последний должен был «объединять многочисленные аспекты национальной безопасности (внешнеполитические, военные, экономические, финансовые, психологические и внутренней безопасности), с тем чтобы политические рекомендации, предлагаемые президенту в окончательном виде, были всеобъемлющими и взаимосвязанными»[132].
На СНБ легла главная ответственность за оценку всей деятельности по проведению разведывательных операций за рубежом, контрразведывательных операций, а также соответствующей политики и программ, за общее руководство и направление работы.
Для руководства разведкой при СНБ был создан ряд комитетов и подкомитетов. В частности, в 1956 году была образована Специальная группа — межведомственный подкомитет СНБ, — на которую возлагались политическое руководство и санкционирование тайных операций «разведывательного сообщества», а также общий анализ такой деятельности в интересах США. При президенте Эйзенхауэре Специальная группа была переименована в «Группу 54–12», а затем, в 1964 году, в «Комитет 303». С 1970 года она была известна как «Комитет 40», а в середине 1970-х годов стала именоваться «Консультативной группой по вопросам проведения разведывательных операций». В компетенцию этой группы входили рассмотрение предложений по проведению специальных секретных операций, оценка этих предложений с точки зрения их целесообразности, разработка рекомендаций президенту (утвердить, отклонить или отложить их выполнение).
В состав СНБ входили: президент (председатель), вице-президент, государственный секретарь, министр обороны. В состав комитета СНБ по разведке: директор ЦРУ, заместитель министра обороны, заместитель государственного секретаря, министр юстиции и председатель Комитета начальников штабов.
Кроме «Консультативной группы» при президенте действовал Консультативный совет по вопросам разведывательной деятельности за рубежом. Его членами являлись назначаемые президентом видные общественно-политические деятели (бывшие военачальники, крупные ученые в различных областях знаний и т. п.), не занимающие официальных правительственных постов. Контроль за соблюдением законности в деятельности разведорганов осуществлял не зависящий ни от каких федеральных органов Наблюдательный комитет[133].
Как уже говорилось, ЦРУ так же, как и СНБ, было создано в соответствии с законом о национальной безопасности.
В официальной истории ЦРУ, написанной в 1975 году для нужд сенатской комиссии Ф. Черча, задачи Центрального разведывательного управления определяются следующим образом:
«В законе (о создании ЦРУ) функции ЦРУ определялись очень неопределенно… На управление возглагалось пять главных функций: 1. Давать рекомендации СНБ по вопросам, касающимся национальной безопасности. 2. Вносить рекомендации в СНБ о координации разведывательной деятельности различных ведомств. 3. Соотносить и оценивать разведывательные данные и обеспечивать должный доклад их. 4. Выполнять «функции, представляющие общий интерес». 5. «Выполнять иные функции и обязанности, касающиеся национальной безопасности, которые СНБ сочтет необходимым указать… «»[134].
Несмотря на то что главным направлением деятельности нового ведомства считалась разведка, тайные операции с самого начала заняли в его практике заметное место. Один из авторов «закона о национальной безопасности» — бывший министр обороны США Кларк Клиффорд так прокомментировал это положение: «Было решено, что закон, учреждающий ЦРУ, должен содержать всеобъемлющий пункт во избежание непредвиденных случайностей в будущем… В соответствии с этим пунктом вскоре после принятия закона были санкционированы подрывные акции. Я припоминаю, что первые из них были проведены в 1948 году, и даже возможно, что их планирование началось в конце 1947 года. С самого начала предполагалось, что предпринимаемые в соответствии с этим законом акции будут строго ограничиваться и тщательно контролироваться. Формулировка «всеобъемлющие» пункта закона предусматривает проведение таких акций лишь в случаях, затрагивающих национальную безопасность»[135].
Первым директором ЦРУ стал контр-адмирал Роскоу Хилленкоттер (1947–1950), его заместителем — бригадный генерал Эрвин Райт, прослуживший на этом посту с 1947-го по 1949 год, ас 1951-го по 1953 год — Аллен Даллес. В том же 1953 году Даллес был назначен директором ЦРУ (получил отставку 23.11.1961 г.).
В 1949 году конгресс в дополнение к Закону о национальной безопасности принял специальный декрет о ЦРУ, значительно расширивший возможности Управления. Так Закон существенно дополнил полномочия его директора, дал ему полную свободу действий при найме и увольнении сотрудников — без соблюдения правил, обязательных для правительственных учреждений. ЦРУ могло также обходить федеральные законы и постановления, которые обязывали любое ведомство представлять в обычном порядке сведения о структуре, функциях, официальных названиях, именах, должностях, а также денежных окладах или численности персонала.
ЦРУ разрешалось субсидировать программы колледжей, поддерживать и создавать различные фонды и фондовые организации, культурные общества, издательства, частные фирмы. Кроме того, директор ЦРУ мог «в обстоятельствах, носящих секретный, экстраординарный и чрезвычайный характер», по личному усмотрению без всякого контроля и объяснений расходовать любую сумму из выделяемых ЦРУ ассигнований. «Это, — как замечает Г. Рэнсом, — действительно чрезвычайные полномочия для главы исполнительного ведомства, насчитывающего тысячи сотрудников и ежегодно расходующего сотни миллионов долларов»[136]. ЦРУ могло заключать с частными университетами контракты на проведение «специальных исследований». Наконец, Закон 1949 года дал право ЦРУ по своему усмотрению разрешать въезд в США до 100 иностранцев в год без соблюдения необходимых формальностей, т. е. в обход существующих иммиграционных квот. В эту «золотую сотню» попадали, как правило, перебежчики из других стран, въезд которых в США, по мнению директора ЦРУ, был необходимым «для выполнения разведывательной миссии».
И в заключение нашего краткого обзора несколько слов об организационной структуре ЦРУ.
В середине 1970-х годов она выглядела следующим образом:
— Управление тайных операций («секретные службы») — крупнейшее из оперативных подразделений ЦРУ. Состояло из 15 отделов, в которых были заняты около 6 тысяч сотрудников. Почти половина этого персонала находились за рубежом, выступая, как правило, под официальным прикрытием (представителями дипломатической службы, министерств и т. д.). Примерно две трети сотрудников принимали участие в общей разведывательной работе — установление и поддержание контактов с нужными людьми, сбор информации. Остальные были непосредственно связаны с подготовкой и проведением тех или иных тайных операций: полувоенные действия; субсидирование политических партий, профсоюзов и других организаций; акции, направленные на свержение или поддержку иностранных правительств в соответствии со стратегическими целями США.
Вертикаль подчинения шла от главы «секретных служб» к начальникам региональных отделов, входящих в это управление, а от них к резидентам и руководителям баз и опорных пунктов ЦРУ.
— Управление постановки разведывательных задач и оценки добываемых сведений. Имело в своем составе подразделения фоторазведки (ФОТИНТ), разведки средствами связи (СИГИНТ) и агентурной разведки (ГУМИНТ). Эти подразделения должны были осуществлять руководство всей системой правительственных органов разведки и координировать ее действия каждый в своей области.
— Управление национальных оценок, имевшее в своем составе 1500 специалистов различных областей, производило анализ всех поступающих к нему данных, добываемых другими подразделениями ЦРУ, несло ответственность за обеспечение руководства страны информацией, необходимой для выработки внешней политики. Непосредственно составлением разведывательных оценок в отношении тенденций развития тех или иных процессов на мировой арене, районов потенциальных кризисов и другими вопросами, представляющими интерес для администрации США, занималась входящая в состав управления группа специалистов национальной разведки. Она держала правительство в курсе главных событий, регулярно предоставляя его ведущим деятелям «меморандум оповещения».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СССР против США. Психологическая война"
Книги похожие на "СССР против США. Психологическая война" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Окороков - СССР против США. Психологическая война"
Отзывы читателей о книге "СССР против США. Психологическая война", комментарии и мнения людей о произведении.