» » » » Александр Кондратов - От тайны к знанию


Авторские права

Александр Кондратов - От тайны к знанию

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Кондратов - От тайны к знанию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Детская литература», год 1969. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Кондратов - От тайны к знанию
Рейтинг:
Название:
От тайны к знанию
Издательство:
«Детская литература»
Жанр:
Год:
1969
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От тайны к знанию"

Описание и краткое содержание "От тайны к знанию" читать бесплатно онлайн.



Эта книга познакомит вас с увлекательнейшими загадками древних цивилизаций, народов, языков, произведений искусства, а также с тем, как, каким образом удается современным ученым восстанавливать события давно минувших времен.

В основу повествования положены результаты новейших исследований ведущих советских и зарубежных ученых.






Вот как описывает немецкий исследователь Л. Фробениус обряд, который довелось ему наблюдать у одного из племен пигмеев в джунглях Африки. Перед восходом солнца, накануне наступления дня охоты, на песке был изображен контур антилопы. Как только первые лучи солнца коснулись изображения, женщина, сопровождавшая охотников-пигмеев, подняла руки вверх и произнесла заклинание. Тотчас же охотник выстрелил из лука в антилопу, нарисованную на песке. А затем женщина вновь повторила заклинание.

Подобные же магические церемонии происходили и в эпоху матриархата. До нас дошла композиция, изображающая три женские фигуры, исполняющие магический обряд, охотника-мужчину, бросающего копье в самку оленя — цель охоты. Композиция эта была обнаружена во Франции. Близкие ей по теме наскальные изображения археологи нашли в Северной Африке и в Испании.

Звери и люди

С исчезновением матриархата постепенно исчезает из искусства палеолита и образ женщины. Главой семьи и главой рода становится мужчина. Поклонение женщине, Великой Матери и «хранительнице очага», заменяется иными верованиями. И на первом месте среди них стоит так называемый тотемизм, обожествление животных, а порой растений и даже объектов природы, которые считаются мифическими «прародителями», создателями всего сущего, творцами людей. Зарождение тотемизма началось в эпоху палеолита, о чем говорят нам памятники искусства древнекаменного века.

Первобытный человек не выделял себя из окружающего мира. Животные, по его представлениям, ничем не отличались от людей, напротив, были сильней и могущественнее его. Надевая шкуру животного, первобытный человек не только и не столько маскировался под него, сколько сливался, отождествлялся с ним. «Мы и животные — одно и то же» — эти слова приходилось слышать этнографам и в Австралии, и в Америке, и в Африке. «Наиглавнейшая функция маскировки у культурно отсталых народов — это стремление преобразиться (а впоследствии перевоплотиться!) в иное существо, создать с помощью маски определенный образ (животного, предка, духа, бога) и в этом облике от лица изображенного образа действовать (в буквальном смысле лицедействовать!) в определенном смысле, полезном для общества», — пишет советский этнограф А. Д. Авдеев в работе, посвященной маскам различных племен и народов земного шара.

Из образа охотника, переодевшегося в шкуру животного или надевшего его маску, рождается образ полуживотного-получеловека. При этом любопытна следующая деталь. Главной охотничьей дичью человека эпохи палеолита были мамонты и олени. Ни птицы, ни рыбы, ни змеи не входили в состав постоянного «меню». Однако их изображения являлись объектом поклонения людей древнекаменного века. Среди фантастических фигур наскальной живописи той эпохи можно выделить изображения полуптиц-полулюдей. Подавляющее же большинство фигур наделено лишь отдельными чертами верблюда, антилопы и других животных вперемежку с человеческими чертами.

Кого изображают эти странные существа — не люди и не животные, а скорее то и другое, вместе взятое? Ответить на вопрос помогает этнография.

Ближе всех по уровню культуры к людям палеолита стояли австралийцы. Лучшие знатоки их мифологии — Б. Спенсер и Ф. Гиллен — свидетельствуют, что тотемные «предки» являлись для жителей Австралии одновременно и животными и людьми, в некий мифический период сотворившими мир. «Когда мы восходим к этому отдаленному периоду, мы оказываемся среди получеловеческих существ, наделенных способностями, которыми их нынешние потомки не обладают. Эти существа обитали в стране, которую занимает племя теперь, но у которых не было тогда многих ее наиболее бросающихся в глаза особенностей».

В мифическое время, называемое «алчера», жили «предки, которые, на взгляд туземцев, столь тесно связаны с животными и растениями, чьи имена они носят, что человек из “алчера”, принадлежащий, например, к кенгуру, может быть иногда назван безразлично и человеком-кенгуру и кенгуру-человеком. Человеческая личность как таковая часто смешивается с животным или растением, от которого эта личность, согласно туземным верованиям, происходит».

«…Помогите, животные-предки!» (Ритуальный танец охотника в маске).


Спенсер и Гиллен сообщают о том, как австралийцы делали усилия описать процесс происхождения людей от других, нечеловеческих существ, имевших различные формы. «Одни представляли животных, другие — растения. Во всех случаях их следует рассматривать как посредствующие этапы в переходе от животного или растительного предка к человеческому предку, носящему имя своего тотема». Живописными изображениями таких «переходных существ» и являются, по всей вероятности, фантастические существа, оставленные нашими прапредками тысячелетия назад, в эпоху древнекаменного века.

Неолитическая революция

Около 12 тысяч лет назад заканчивается последний ледниковый период. В это же время первые племена делают следующий шаг в своем развитии — от древнекаменного века к среднекаменному (мезолиту). Изобретен лук и стрелы, появляются новые орудия труда, наряду с охотой получает развитие рыбная ловля. С изменением условий жизни и труда меняется и внутренний мир людей.

Изображения женщины и великолепные реалистические рисунки диких животных — такова основная тематика искусства палеолита (если не считать изображения фантастических существ). Реалистический стиль сохраняется в эпоху мезолита лишь на юге и востоке Пиренейского полуострова, но и здесь он сильно отличается от палеолитического: изображения охотников занимают главенствующее место, причем отдельные черты фигуры предельно стилизуются, туловище становится непомерно длинным и узким, ноги непропорционально массивными. Остальное же искусство среднекаменного века полно символики и условных изображений.

Еще большей схематизации, даже геометризации подвергается искусство неолита. В новокаменном веке человек впервые начинает не оббивать, а шлифовать свои орудия из камня, пилить и сверлить его, изобретает способы формовки и обжига глиняной посуды, от собирательства переходит к земледелию и от охоты к скотоводству. Овца, свинья, корова, коза становятся отныне верными слугами человека (собака была приручена еще в палеолите, вероятно, в связи с охотничьими операциями). Пшеница, ячмень, рис, рожь позволяют людям уже не думать ежедневно о «хлебе насущном» и освобождают их мысли и силы для других дел. Происходит великое изменение в жизни первобытных людей — происходит «неолитическая революция».

Когда мы произносим слово «революция», обычно представляется короткий, но бурный этап развития общества. Но первая революция в развитии человечества продолжалась не одну сотню, а возможно, даже и тысячу лет. И все-таки она заслуживает наименования «революция» — постепенные изменения в устройстве общества, в ведении хозяйства привели к резкому «скачку». Земледелие, гончарное искусство и постоянные поселения — вот «три кита», на которых стало держаться первобытное общество, «три кита», с помощью которых человечество совершило переход от первобытной дикости к цивилизации.

«Неолитическая революция» происходила и в Старом, и в Новом Свете. Но если в Старом Свете она ознаменовалась приручением животных и изобретением колеса, то в основе «неолитической революции» Америки была кукуруза. Благодаря ей возникла та питательная среда, на основе которой затем выросли великие цивилизации Нового Света.

Ремесло и земледелие отделяются одно от другого. Начинается специализация труда, накопление богатств и их неравное распределение. Общество делится на имущих и неимущих, на бедных и богатых, на знатных и простолюдинов. И, естественно, меняется мировоззрение, меняется «модель мира».

Австралийцы, стоящие на уровне среднекаменного века и сохранившие черты более древних представлений палеолита, поклонялись мифическим «предкам», не разделяя их по рангам и чинам. Теперь неравенство существует не только в обыденном мире, но и в сверхъестественном. Уже не мифические, а вполне реальные предки, могущественные вожди, начинают обожествляться. Нерасчлененный сонм демонов и духов выстраивается по ранжиру: появляются боги старшие и младшие, главные и второстепенные. Им посвящаются скульптурные изображения из дерева, из камня и, главным образом, из обожженной глины, незнакомой людям мезолита и палеолита.

Земледелие требует определенного опыта и навыков, знания сроков посевов — появляются зачатки науки. Плодородные поля заставляют людей жить на одном месте, а не кочевать, как в прежние времена, в поисках дичи и растений. На месте оседлых поселений вырастают древнейшие города, возраст которых равен 8–9 тысячам лет: Иерихон в Палестине, Анау в Туркмении, Джармо в Ираке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От тайны к знанию"

Книги похожие на "От тайны к знанию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Кондратов

Александр Кондратов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Кондратов - От тайны к знанию"

Отзывы читателей о книге "От тайны к знанию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.