» » » » Андрей Васильченко - Последняя крепость Рейха


Авторские права

Андрей Васильченко - Последняя крепость Рейха

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Васильченко - Последняя крепость Рейха" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Яуза-пресс, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Васильченко - Последняя крепость Рейха
Рейтинг:
Название:
Последняя крепость Рейха
Издательство:
Яуза-пресс
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9955-0052-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Последняя крепость Рейха"

Описание и краткое содержание "Последняя крепость Рейха" читать бесплатно онлайн.



«Festung» («крепость») — так командование Вермахта называло окруженные Красной Армией города, которые Гитлер приказывал оборонять до последнего солдата. Столица Силезии, город Бреслау был мало похож на крепость, но это не помешало нацистскому руководству провозгласить его в феврале 1945 года «неприступной цитаделью». Восемьдесят дней осажденный гарнизон и бойцы Фольксштурма оказывали отчаянное сопротивление Красной Армии, сковывая действия 13 советских дивизий. Гитлер даже назначил гауляйтера Бреслау Карла Ханке последним рейхсфюрером СС. Непокорный город, оказавшийся в глубоком советском тылу, капитулировал лишь 6 мая 1945 года, уже после самоубийства фюрера и падения Берлина.

Вторя геббельсовской пропаганде, воспевавшей «чудо Бреслау», западные авторы до сих пор сравнивают его оборону с подвигом Сталинграда. В советские времена об этом эпизоде постарались забыть.

Новая книга популярного историка, автора бестселлеров «Штрафбаты Гитлера» и «Демянский котел» нарушает этот заговор молчания — опираясь на источники, прежде недоступные русскоязычному читателю, Андрей Васильченко восстанавливает историю битвы за последнюю крепость Рейха, одного из самых затяжных и кровопролитных сражений Второй мировой войны.






Выше мы уже приводили сюжет о том, что по инициативе генерала фон Альфена на «ФАМО» стал производиться бронепоезд. Предпосылкой для этого было то, что на вагоностроительном заводе «Хофман Линке» имелось достаточное количество тележек с буксовыми узлами. На их базе можно было создать бронепоезд. Он был построен на старом ремонтном предприятии Имперской железной дороги на Матиас-штрассе. В боях эта конструкция участвовала до 20 марта 1945 года.

Когда на улицах Бреслау усилились уличные бои, то на «ФАМО» вместо бронеколпаков стали производиться специальные бронекоробки. Они также варились из листовой брони. Бронекоробка была оснащена тремя колесами — двумя спереди и одним сзади. Она приводилась в движение при помощи длинного дышла. Практика использования подобной бронекоробки выглядела следующим образом. В нее помещался пулеметчик, после чего она выталкивалась из-за угла. Немецкий пулеметчик, недоступный для автоматных и винтовочных пуль, делал несколько очередей, после чего бронекоробка вновь затаскивалась обратно за угол. Подобные вылазки оставались фактически незамеченными, так как красноармейцы ориентировались на наличие стационарного пулеметного гнезда.

Когда вечером 1 февраля 1945 года квартирмейстер 4-й немецкой танковой армии направил в Бреслау 2-ю роту 6-го технического батальона, то он вряд ли мог предполагать, какое большое значение впоследствии для обороны крепости будет иметь этот, казалось бы, непримечательный на первый взгляд шаг. Собственно и сам командир 6-го технического батальона, который поручил недавно назначенному командиру роты небольшое задание, не знал, какую большую услугу он оказал немецкому гарнизону. Командиром 2-й технической роты был дипломированный инженер Шульц, который уже во время Второй мировой войны дослужился до лейтенанта. Сам Шульц был уроженцем Силезии. Он прекрасно знал Бреслау, так как в свое время обучался здесь в Техническом университете. В будущем ему пригодились не только знания, которые он получил во время учебы, но и тесное знакомство (через своего отца) со многими ведущими инженерами и конструкторами силезской столицы. Это случайное стечение обстоятельств имело большие тактические последствия. Именно благодаря Шульцу в Бреслау хоть и с перебоями, но все-таки до самой капитуляции работал водопровод и поступало электричество. Впрочем, когда лейтенант Шульц доложил коменданту крепости о том, что в «случае возникновения угрозы окружения города его рота должна была покинуть Бреслау», он не получил разрешения на подобный шаг. Укомплектованная техническими специалистами рота состояла из 165 человек. У них даже имелось в распоряжении специальное транспортное подразделение (3 легковые машины и 6 грузовиков). Поначалу техническая рота подчинялась непосредственно штабу крепости. Позже она была влита в состав саперного полка с соответствующим подчинением. После этого рота была усилена. В нее вошли:

1. Остатки подразделений «Организации Тодта» и Технической первой помощи.

2. Полицейские группы подрывников.

3. Пиротехники, специалисты по экранированию взрывов и солдаты технического персонала, которые были оставлены при складах и снабженческих структурах в Бреслау.

4. Рабочие и служащие сферы коммунальных услуг, а также коммунальных предприятий, которые занимались обслуживанием сетей и трубопроводов (газ, вода, электричество). Большинство из них было призвано в Фольксштурм и было размещено в казармах.

Эти ценные технические кадры было решено использовать, так сказать, по назначению. После долгих дискуссий между представителями различных воинских подразделений было принято решение прекратить призыв технического персонала в ряды Фольксштурма.

За очень короткий период времени техническая рота по своей численности расширилась до уровня 2–3 батальонов. Перед ней было поставлено несколько конкретных задач:

— обеспечение подачи внутри Бреслау воды, газа и электричества;

— ремонт взлетно-посадочных полос на аэродроме Гандау;

— подрыв (при необходимости) заминированных мостов, путепроводов и важных стратегических объектов (том числе предназначенных под снос для строительства взлетно-посадочной полосы);

— ремонт мостов и путепроводов;

— использование транспортных средств по указанию штаба крепости;

— производство боеприпасов;

— перекрытие канализационных сетей;

— запруживание реки Оле.

Расскажем о выполнении наиболее важных заданий по порядку. Для снабжения города газом до 21 февраля использовалось предприятие Дюрргой. В последующие две недели крепость получала газ из магистрального газопровода Бреслау — Вальденбург. Лишь к середине марта 1945 года советскому командованию пришла в голову мысль перекрыть этот газопровод. Собственно, и эта мера не была бы принята, если бы случайный осколок от снаряда не пробил газопровод и не возник огненный факел. Именно он указал красноармейцам на факт наличия магистрального газопровода.

Снабжение города водой и электричеством относилось к важнейшим стратегическим задачам. Справиться с ней было делом отнюдь не самым простым. Многочисленные пробоины в трубах, разрушенные во время обстрелов трансформаторы не давали возможности сразу же установить причину аварий. Для аварийного варианта снабжения города водой было создано несколько дополнительных резервуаров. Они располагались на западе в районе пивоварни, около Вахтенной площади и в крытом бассейне на Цвингер-штрассе. Эти сооружения могли поддерживать подачу воды в водопровод даже в самой критической ситуации. Кроме этого, была создана специальная водопроводная линия, поступавшая по которой вода шла на производственные и промышленные цели. В дальнейшем шесть буровых групп просверлили в центре города около 700 источников, а также привели в порядок все имевшиеся уже в наличии родники и источники. Мера может показаться несколько поверхностной, но во время последних боев за Бреслау гражданское население получало воду именно из них. Для снабжения города водой оказались весьма полезными материалы и аппаратура, которая осталась на складах колодезных фирм близ Фрайбургского вокзала. В основном это были насосы, фильтры и трубы.


Разрушенная улица Бреслау


Отдельного упоминания достойно устранение нескольких крупных поломок на гидротехнических сооружениях дамбы реки Вайда. Каждая из этих аварий рисковала оставить город полностью без воды. Сложность ситуации заключалась в том, что днем (в силу того, что эта территория хорошо простреливалась советскими войсками) починка была невозможна. Ночью же она была затруднительна в силу мощных бомбардировок. Аварии и поломки здесь были постоянным явлением. По этой причине близ Вайды постоянно находилась группа солдат из технической «роты», которая в буквальном смысле слова несла вахту. Бессменная вахта могла длиться и по две недели. Лишь после этого группу сменяли.

В целом техническому персоналу Вермахта за день приходилось ликвидировать около 200 аварий (пробитых труб, оборванных электропроводов и т. д.). Несмотря на столь сложную обстановку, даже на третий месяц осады в городе подавался электрический ток. Для его выработки изыскивались «внутренние резервы» угля. Сначала он выискивался на всех пивоварнях и опустевших заводах, затем уголь стал поставляться с двух затопленных барж.

Канализации в Бреслау штаб крепости стал уделять особое внимание едва ли не с первых чисел февраля 1945 года. Это было вызвано не столько необходимостью ее технического обслуживания, сколько опасностью проникновения через нее советских отрядов прямо в центр города. По целому ряду причин эта задача не могла быть поручена саперным подразделениям, которые ко всему прочему плохо ориентировались в этой разветвленной системе. Здесь требовался очень грамотный специалист. В итоге комендант крепости остановил свой выбор на фигуре городского советника по вопросам строительства Либихе, который владел всей необходимой технической документацией. В условиях обороны немцами Бреслау ему было поручено решение следующих важных задач:

— перекрытие канализации, чтобы помешать проникновению в нее красноармейцев;

— запруживание лугов на «северном» фронте;

— использование канализации для прокладывания телефонных кабелей, что должно было защитить их от обстрелов и бомбардировок;

— техническое обслуживание канализации для отвода талой воды.

Забегая вперед, можно сказать, что все эти задания были успешно выполнены.

Сотрудничество Либиха с Вермахтом началось 3 февраля 1945 года, когда тот передал в штаб крепости схемы канализации. На следующий день в его распоряжение были предоставлены фельдфебель, унтер-офицер и пять солдат из состава 2-й роты 6-го технического батальона.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Последняя крепость Рейха"

Книги похожие на "Последняя крепость Рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Васильченко

Андрей Васильченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Васильченко - Последняя крепость Рейха"

Отзывы читателей о книге "Последняя крепость Рейха", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.