Неизвестен Автор - Вопросы сюжетосложения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вопросы сюжетосложения"
Описание и краткое содержание "Вопросы сюжетосложения" читать бесплатно онлайн.
Ваня Катеньку любил,
Ей подарок подарил,
Подарочек дорогой
Перстенечек золотой.
Объективный план, рассказ Катеньки о себе в третьем лице, со стороны.
Перстенечек буду носить,
Станет маменька бранить;
Запродать - променять
Будет Ванюшка пенять.
Пойду-выйду на Двину,
И на саму глубину;
Субъективный план, лирическая героиня говорит о себе в первом лице (148)
На воде перстень не тонет,
У Катюши сердце ноет,
Сердце ноет и болит,
Ванюшку любить велит137.
Снова рассказ от третьего лица. Рассказчик - сама Катюша.
В этой песне рассказ и в объективной и в субъективной форме последовательно раскрывает душевное состояние героини: ее любовь и сомнения, ее поступки, руководимые этими чувствами. Это и рассказ о прошлом, это и рассуждения о перстне как о символе любви, это и решение бросить его в речку. Если исключить монолог, то песня станет непонятной. Из этого ясно, что монолог, как и в каждой песне, наряду с повествовательной формой является формообразующим элементом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- основной функцией повествовательного элемента как в эпической, так и в лирической поэзии является изложение фактов материальной и духовной жизни человека, которое может осуществляться в форме первого и третьего лица;
- эпический элемент в лирике информативен, логически последователен, строится на категории времени, часто созерцателен и спокоен, ему присущи сжатость и лаконизм, что не наблюдается в эпических произведениях;
- хронологические рамки изложения в лирических славянских песнях ограничены не последовательностью многих событий, а лишь одним единственным происшествием, являющимся причиной эмоциональной реакции лирического героя;
- разновидностями повествовательного элемента являются: песня-рассказ, построенная на категории времени; рассуждение (движение мысли, основанное на логико-ассоциативных связях); описания (движение от одного качества к другому);
- повествование и монолог - формообразующие элементы (случаи переходов от объективного к субъективному плану изложения).
Наблюдение таких основных свойств эпического элемента в лирических песнях славянских народов, как информативность, созерцательность, лаконизм, последовательность, приводит к убеждению, что главную задачу лирической песни - передачу чувств лирических героев - осуществляют монологи, обращения и диалоги. Обнаруженные нами свойства эпического элемента и вызывают наличие более сложных форм народной поэзии, соче(149)таний с монологом, диалогом и обращениями, что позволяет передать всю глубину переживаний лирического героя; эпический же элемент, органически связанный с сюжетной ситуацией, воплощает неразрывную связь с материальным бытием, с повседневной жизнью народных масс.
Д. И. ЧЕРАШНЯЯ
Лирический сюжет и авторское мироотношение
в стихотворении А. К. Толстого "И. С. Аксакову"
Лирика А. К. Толстого представляет собой многоэлементную систему. "Под элементом лирической системы мы будем понимать совокупность стихотворений, объединяемых одной какой-либо формой выражения авторского сознания"138. В лирике А. К. Толстого можно выделить такие формы выражения авторского сознания, как собственно автор, повествователь, лирический герой, ролевая лирика. Каждая из этих форм характеризует одну из граней авторского мироотношения, а все они в совокупности дают представление об авторе. В соответствии с терминологией, предложенной Б. О. Корманом, "автор есть носитель мироотношения, выражением которого является все произведение (или совокупность произведений)"139.
Рассмотрим стихотворение "И. С. Аксакову", которое входит в цикл, объединяемый образом лирического героя. Попытаемся выяснить посредством анализа лирического сюжета, как соотносятся мироотношения автора и лирического героя. Постановка такой задачи требует определения понятия "лирический герой" и дополнительной мотивировки.
Лирический герой - это такой субъект сознания, который одновременно является и собственным объектом, "это всегда отражение, отделившееся от отражаемого"140. Соотнесение лириче(150)ского героя с автором проводилось на материале совокупности стихотворений, объединенных образом лирического героя141, и на материале одного стихотворения142. Нами выбрано стихотворение, в котором лирический герой наиболее обстоятельно объясняет себя, характеризуя свое мироотношение.
Каким же в ходе анализа предстает перед нами лирический герой? Если обратиться к уровню прямых оценок, то мы обнаружим в его мироотношении два пристрастных стремления: к беспредельному и к земному, - сочетание которых он считает для себя постоянным, устойчивым, непреходящим.
Влечение к незримому миру выражено и интонационно ("торжественности много"), и стилистически (влекома, поведать, внемлю, чаруя), в том числе с помощью "предрешенных ассоциаций" (Л. Гинзбург) из романтического стиля (таинственной отчизне, в тревоге вечной мирозданья, голос грома и др.).
Столь же ценна для лирического героя и земная жизнь, в которой он любит русскую природу, быт родного народа, ему дороги "гражданские стремленья". Но эта любовь в отличие от первой выражена просто, "на ежедневном языке" (не забыл, мне мила, по матушке по Волге и др.).
Из этого следует, что для лирического героя существует два мира: потусторонний и реальный, - и оба мира он принимает. Но, как известно, романтическая концепция двоемирия вызвана к жизни неприятием земной действительности, бегством от нее и, напротив, приятием потустороннего мира и поиском идеала на иной почве, нежели современный человеку реальный мир. Каков же смысл двоемирия лирического героя?
Лирический герой чувствует себя сыном своего народа и гражданином своего отечества, но его тревожат и вопросы мирозданья. Вслед за романтиками он ощущает себя гражданином Вселенной, и проблемы космического масштаба, которые невозможно объяснить законами земного общежития, продолжают его волновать. "Как раз наиболее широкие связи и затаенные причины событий, общие законы истории, составляющие нечто относительно невидимое и требующее раскрытия, труднее всего (151) и позже всего поддаются реалистическому художественному познанию"143. Поэтому кроме земной отчизны у лирического героя есть и "таинственная отчизна". Сохранение идеи двоемирия при реалистическом отношении к земной действительности - это попытка удержать важное для лирического героя ощущение духовной связи между различными проявлениями красоты в масштабах Вселенной.
Проверим и уточним наши выводы на уровне сюжетного движения. Сюжет стихотворения "И. С. Аксакову" можно представить как сцепление трех смысловых единств, каждое из которых значимо не только в сопоставлении с другими, но и само по себе. Членение облегчено переходом от одного этапа размышления к другому с помощью союза но. Мысль движется как отталкивание от предыдущего, от противоположного. Внутри же каждого смыслового единства есть свое движение, основанное на смене типа использования чужого слова и чужого сознания.
Первое смысловое единство - от слов: "Судя меня довольно строго..." до "Быть может, строил мой псалтырь". Движение внутри него возникает в результате взаимодействия слова лирического героя со словом И. С. Аксакова как адресата стихотворения. Первые строки - это внутренний диалог с социально и душевно близким человеком (тон открытого объяснения с указанием адресата, стремление рассказать о себе). Слово И. С. Аксакова введено оценочно нейтрально, и это говорит об уважении лирического героя к позиции своего оппонента: "В моих стихах находишь ты, Что в них торжественности много И слишком мало простоты". Эта двухголосная фраза - завязка в сюжете стихотворения. В подтверждение слов Аксакова лирический герой отвечает: "Так. В беспредельное влекома, Душа незримый чует мир", - включая в свой текст традиционные образы из романтического словаря. Затем, подтверждая давнее пристрастие к беспредельному, герой цитирует строки из раннего стихотворения А. К. Толстого "Поэт". При этом рассказ повествователя о поэте он относит к первому лицу, тем самым отождествляя себя с героем раннего стихотворения:
"Поэт"
В облаках под голос грома
Он настроил свой псалтырь.
"И. С. Аксакову"
И я не раз под голос грома,
Быть может, строил мой псалтырь. (152)
Здесь не просто использовано слово раннего Толстого, в этом слове, как и в слове лирического героя, воплощено романтическое сознание в традиционных романтических образах. Этим лирический герой подчеркивает свою отделенность от Аксакова, свою давнюю несхожесть с ним.
Второе смысловое единство - от слов: "Но я не чужд и здешней жизни. .." до "И честной речи трезвый звук" - идейно-эмоциональное доказательство того, что здешняя жизнь лирическому герою столь же близка. В лирическом монологе появляются новые голоса - хор голосов, в том числе голос бывшего оппонента: "Поверь, и мне мила природа, И быт родного нам народа". "И мне" - это присоединение себя к Аксакову, это использование чужого слова для утверждения своей мысли; "нам" - тоже выражение принадлежности к известной общности людей. В монолог героя входит чужое слово либо как прямое цитирование, но без кавычек:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вопросы сюжетосложения"
Книги похожие на "Вопросы сюжетосложения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Вопросы сюжетосложения"
Отзывы читателей о книге "Вопросы сюжетосложения", комментарии и мнения людей о произведении.