Е Басаргина - Жизнь за гранью жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь за гранью жизни"
Описание и краткое содержание "Жизнь за гранью жизни" читать бесплатно онлайн.
но сверх того в гробницу ставили еще статую, кото-1 рая тоже должна была изображать двойника челове-1 ка, и в эту статую и вселялась "ка", этот двойник 1 человека. Статуя и ставилась для того, чтобы "ка"1 имела куда переселиться, когда мумия от временя в конце концов разрушится. Представление о "ка" 5г:ло у египтян в высшей степени конкретное: "ка" д('.':;кна была и пить, и есть; она могла даже умереть от голода и жажды и могла, в случае голода, убежать из гробницы, если родные не кормили ее. И тогда она бродила в виде привидения среди живых и мучила их своим видом. Поэтому-то египтяне постоянно приносили "ка" жертвоприношения, ибо от нее зависело продолжение жизни человека после смерти. У египтян сложилось два представления о жизни человека после смерти: согласно одному представлению, человек продолжал жить в том месте, где была его гробница, в самой гробнице, где он и жил совершенно такой же жизнью, как и на земле, причем "ка" продолжала быть его физической душой и после смерти. Представление же о "ба", т. е. о душе, которая совершенно уходит из тела, чтобы жить на небе, или превращается в птицу, это уже представление позднейшее, и в позднейший период египетской истории "ба" и считалась той душой, которая действительно продолжала жизнь человека после смерти. Еще позже получилось такое представление, что у человека было несколько двойников, которые продолжали его жизнь после смерти вне гроба: одна душа в виде птицы улетала на небо, а. другая - двойник - отправлялась обрабатывать поля вместе со своими слугами.
Для "ка" умершего фараона строились пирамиды. Знаменитые пирамиды Гизе - пирамиды Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) - еще древними греками считались одними из семи чудес света. Созданные во времена IV династии, они представляют собой гигантские сооружения, поражавшие своими размерами воображение и древних, ч
ЛУЧШЕ НЕТУ ТОГО СВЕТА?
наших современников. Естественно, возникает вопрос, для чего, собственно, этим трем фараонам нужны были столь огромные гробницы? Представления того времени о загробной жизни не дают никаких оснований для создания таких грандиозных сооружений, тем более что пирамиды фараонов последующих династий своими размерами ни в какое сравнение с пирамидами Гизе не идут. Египетские тексты хранят об этом полное молчание. Поэтому можно допустить, что размеры пирамид в Гизе объясняются соображениями, не связанными с религиозными верованиями. Беспредельная централизация власти во времена этих фараонов, неограниченная их власть над людскими и материальными ресурсами страны, сознание безмерности этой власти ее носителями и теми, которые были ей подчинены полностью и безусловно, - все это, несомненно, воплотилось в размерах "великих" пирамид. Следует подчеркнуть, что в этих пирамидах никаких текстов нет. Зато внутри значительно меньших пирамид последующих династий - V и VI, построенных около 2500 года, обнаружены многочисленные тексты, известные под названием "Тексты пирамид", представляющих древнейший памятник египетской литературы, хотя и записанный при V и VI династиях (в пирамидах Унаса, Атоти 1, Пиопи 1 и II, Мернера). Основной мотив этих надписей сводится к тому, что только властелинам и - по нисходящей линии - военной и землевладельческой аристократии дано быть принятыми богами в загробном мире и даже стать новыми божествами-небожителями. Врата небосвода, согласно текстам пирамид, отворяются только перед фараонами. Здесь и описание загробных странствований, и представление загробной участи царя и забота о продовольствии покойного, и заклинания против демонов, змей, чудовищ, и ритуальные тексты.
Основная идея "Текстов пирамид" - это обеспечение умершему фараону воссоединения с богами на небесах и преодоление препятствий на пути к этому
5 Заказ N 425
129
ЛУЧШЕ НЕТУ ТОГО СВЕТА?
посредством магии. В "Текстах пирамид" упоминается и "ба" умершего фараона.
Для Первого переходного периода и для Среднего царства характерны так называемые "Тексты саркофагов". Их обычно писали на наружных и внутренних стенках саркофагов, отсюда их название. Эти заупокойные магические и мифологические тексты должны были обеспечить умершему преодоление всех опасностей в потустороннем мире и дать ему возможность превратиться в Осириса, слиться с ним и стать бессмертным богом. Многочисленные стрелы, поминающие усопшего, в той или иной степени свидетельствуют об этом же.
Богом загробного царства и судьей в загробном мире считался Осирис. Вот как представляли себе египтяне гибель и воскрешение Осириса. У богини неба Нут и бога земли Геба было три сына: Осирис, Гор и Сет. Осирис родился первым. Не успел он появиться на свет, как раздался голос с неба, который возвестил о рождении великого бога: "Только что родился могучий бог, творящий добро - Осирис! Он владыка всего, что существует на земле до границ ее!"
Услыхали этот клич все живущие на земле, и велика была их радость, все города были счастливы, повсюду было ликование и праздненства.
Дошла эта весть и до бога Ра. Взглянул Ра на младенца Осириса, увидел его прекрасное лицо, красоту его и доброту, и великая любовь к Осирису вошла в сердце Ра. Действительно прекрасен был Осирис. Большие темные глаза его сверкали на смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама черная и плодородная земля.
Осирис был старшим сыном, наследником своего отца.
. На второй день родился Ор, с белым лицом, светлыми волосами и ясными, сияющими, как само солнце, глазами. В третий день родился Сет. Маленький и злобный,
он был очень уродлив. Огненно-рыжими были его волосы, лицо красным, узкие воспаленные глазки враждебно смотрели на мир.
Казалось, что он дышит злобой, горячей, как испепеляющий зной пустыни, и цветом своим он напоминал раскаленный бесплодный песок.
В четвертый и пятый день родились две сестры, небесные богини Исида и Нефтида.
Каждому богу был посвящен один день в году. У этих пяти дней не было числа, они не входили ни в один из двенадцати месяцев, на которые египтяне делили свой год. Обычно их отмечали между концом старого года и началом нового.
Дружны были старшие братья между собой, и только младший, Сет, люто ненавидел Осириса. Он ненавидел его за то, что Осирис красив и силен и все его любят, за то, что день рождения Осириса был счастливым и все дела, начатые в этот день, кончались успешно. А день рождения Сета был несчастливым: в этот день нельзя было приступать ни к какому делу, так как оно никогда не приводило к добру. Но всего больше злобился Сет из-за того, что Осирис родился первым и как старший сын должен был получить трон отца и власть над своей страной.
А Осирис ничего не замечал. Добрый и доверчивый, он любил всех, и все окружающие казались ему такими же хорошими, как он сам.
Тревожно следили за сыновьями Геб и Нут, их беспокоила злоба Сета, его коварные насмешки и злые шалости по отношению к старшему брату. Не раз говорил Геб жене: "Защити Осириса от Сета и охраняй его, чтобы он не погиб". Нут зорко следила за сыновьями и не давала в обиду кроткого Осириса.
Выросли братья. Осирис женился на богине Исиде, а Сет взял в жену Нефтиду.
Прошло много лет, и старшие боги состарились. Стал дряхлым и немощным Ра, люди перестали его
ЛУЧШЕ НЕТУ ТОГО СВЕТА?
почитать и бояться. Состарился и Теб, не мог он уже управлять страной и держать в повиновении своих подданных. Одряхлели и другие боги старшего поколения. И решили боги удалиться от людей, подняться на спину любимой дочери Ра - небесной коровы - и в солнечной ладье днем объезжать землю по небесному Нилу, а ночью спускаться под землю и плыть в ночной ладье по подземной реке. Царство свое Геб передал старшему сыну Осирису и его верной жене Исиде.
Трудна была жизнь людей в то время. Они питались кореньями растений и плодами, которые находили в зарослях кустарников и тростников, ловили мелких животных, убегали в страхе от крупных хищников, а во время засухи, когда наступал страшный голод, они иногда набрасывались даже друг на друга.
Осирис научил людей узнавать съедобные растения, он показал, как надо вспахивать землю, сеять ячмень и пшеницу, как уберечь всходы от засухи, поливая поля нильской водой, как собирать урожай и сохранять его. Осирис научил людей разводить сады и виноградники.
Исида взяла зрелые колосья и, растерев их между камней, показала людям, как делать муку и печь лепешки. Осирис выдавил виноградный сок и сам выпил первую чашу вина, а там, где нельзя было разводить виноградники, показал, как приготовлять пиво из ячменя.
Осирис запретил людям убивать друг друга; он научил их изготовлять оружие для охоты и орудия для обработки земли. Во всем помогала Осирису Исида и бог Тот, которому Осирис поручил творить суд и решать по справедливости все дела.
Эти боги научили людей музыке и танцам, чтению и письму. .
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь за гранью жизни"
Книги похожие на "Жизнь за гранью жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Е Басаргина - Жизнь за гранью жизни"
Отзывы читателей о книге "Жизнь за гранью жизни", комментарии и мнения людей о произведении.