Прот.Александр Мень - Исагогика. Ветхий Завет

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исагогика. Ветхий Завет"
Описание и краткое содержание "Исагогика. Ветхий Завет" читать бесплатно онлайн.
ЭВАЛЬД Генрих (1803–1875) — протестантский немецкий библеист. Первым выделил в Пятикнижии Священническую традицию.
ЮНГЕРОВ Павел Александрович (1856–1922) — проф. Казанской Духоной Академии. Главный труд: «Общее и частное введение в Ветхий Завет» (1902, 1907)
ЯКИМОВ Иван Степанович (1847–1885) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, экзегет и историк
3. Словарь терминов
АПОКАЛИПТИКА (от греч. «апокалипсис», откровение) — общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан., Иоиль, Откр., частично Ис., Иез., из апокрифов Енох, Апок. Варуха и дp.)
БЕДНЫЙ или НИЩИЙ (евр. «аивэ», множ. «анавим», или «эбион», множ. «эбионим») — слово, означающее не только неимущего человека, но праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, во всем уповает на Бога
БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА — см. ИСАГОГИКА
БОГОПОЗНАНИЕ (евр. «даат Элог`им») — термин означает главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заповедям
БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим
ВЕРА (евр. «эмун`а») — слово, означающее в Библии не просто уверенность в Бытии Божием, но полное доверие к Создателю
ВУЛЬГАТА (лат.) — латинский перевод Библии, осуществленный блаженный Иеронимом (IV в.)
ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (День Ягве) — в простонародном представлении день, когда Бог поразит врагов Израиля. По учению пророков — день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство
ДОМ (евр. «байт») — этим словом часто называется Иерусалимский храм как место пребывания Славы Божией (см. СЛАВА)
ДУХ (евр. «руах») — слово «руах» переводится как дух, дыхание и ветер (смотря по контексту). Эта многозначность термина указывает на библейскую веру в единство сил Божиих, действующих в мире
ЗАВЕТ (евр. «брит» — договор, союз). Этим термином обозначается главный принцип библейской религии, построенной на богочеловеческой основе: Союз Творца и твари является идеалом истинной веры (см. Обетование)
ИСАГОГИКА (от греч. «исагогикос», вводный) — раздел библейской науки, трактующий об авторах, литературных особенностях, целях, времени и исторических обстоятельствах составления библейских книг. И. иначе именуется «Введением в Св. Писание» или библейской критикой
КУМРАН — местность на побережье Мертвого моря, где были найдены рукописи иудейской секты ессеев (135 г. до Р.Х. — 68 г. по Р.Х.). Перевод части текстов имеется на русском языке
МЕССИЯ (евр. «маш`иах», греч. «христос») — помазанник, человек, над которым совершен обряд помазания священным елеем. Обряд означает пребывание на помазаннике Духа Божия. Помазанниками называли священников, пророков и гл. образом царей. Помазанником в сотериологическом смысле слова называется Избавитель мира, Который был обещан в ВЗ и явился миру в НЗ в лице Иисуса Христа
МИР (евр. «шал`ом») — в узком смысле слова — прекращение войн; в широком смысле — эра благоденствия, когда над людьми пребудет благословение Божие
МУДРОСТЬ, или ПРЕМУДРОСТЬ (евр. «хокм`а») — умение жить согласно разуму и Закону Господню, умение управлять домом и царством. Впоследствии М. означала разумный строй мироздания и олицетворялась божественной Ипостасью — М. Ягве. М. называется также особый род библейской литературы (Притч., Кн. Иова, Еккл.)
ОБЕТОВАНИЕ — обещание Божие. То, что Господь обещает верным, заключившим с Ним Завет (см.). Бог как Царь Правды не отменяет Своих обетований, но по греховности людей может отодвигать в будущее их осуществление
ОСТАТОК (евр. «ше`ар») — избранная часть народа Божия, которая останется верной Завету (ср. БЕДНЫЕ)
ОТРАСЛЬ (евр. «Цем`а», «Нец`ер») — синоним Мессии (см.). После того как древо рода Давидова будет срублено, из его корня выходит молодой Побег
ПАРЕМИЯ (греч. притча) — богослужебное чтение из книг ВЗ
ПРЕИСПОДНЯЯ (евр. «ше`ол») — место, где, по представлениям древних (греч. Аид, шумерск. Кур), пребывают тени умерших. Из Преисподней нет возврата, и обитатели ее ведует полубессознательное существование. До III–II вв. до Р.Х. евреи разделяли это воззрение, но в III–II вв. ветхозаветный человек получил откровение о грядущем воскресении мертвых
ПРОРОЧЕСТВО — в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию
ПЛОТЬ (евр. «бас`ар») — синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека
СВЯТОСТЬ (евр. «кад`ош») — слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия — несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия — посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей
СЕПТУАГИНТА (LXX) — греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III–II вв. до Р.Х.
СЛАВА (евр. «кав`од») — видимые знаки Теофании (см.)
СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. сотер — Спаситель) — учение о спасении
ТЕОКРАТИЯ (греч. боговластие) — термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия — политическая власть духовенства
ТЕОФАНИЯ (греч. Богоявление) — зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова
ТОРА (евр. наставление) — в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле — Пятикнижие Моисеево
ЭКЗЕГЕЗА (греч.) — толкование текста (Св. Писания)
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.) — учение о «конце», т. е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан., часть Ис., Иоиль, часть Зах., части Евангелий и Откровение
4. Схема Св. Истории, согласно гипотезе 4-х традиций
Я. I-я Священ. История (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. Х в. до Р.Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту:
Быт 2,4б[22]; 3; 4,5-29; 6,1–8; 7,1–5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22–23; 8,2б-3а, 6-12, 13б, 20–22; 9,18–27; 10,8-19, 21, 24–32; 11,1–9, 28–30; 12,1–4, 6-20; 13,1–5, 7-11, 12б, 18; 15 (Я + Э); 16,1б-2, 4-16; 18 (кроме стиха 29); 21,1-2а, 6б-7, 25, 26, 28–30, 32–34; 25,11, 14–18; 20–24; 25,1–6, 18, 21–26, 27–34; 26; 27,1-45; 28,10, 13–16, 19, 31–35; 30,3б-5, 7, 9-16, 24–31, стихи с 32 по 43 (Я + Э); 31,1, 3, 21, 31, 38–40, 46, 48–50; 32,2-13, 14а, 22, 24–32; 33,1-17; 34 (Я + Э); 37,1–2 (Я + Э), 3–4, 11–13, 14б, 18б, 21, 23а, 25–27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42,27–28, 38; 43,1-14, 16–23, 24–34; 44; 45 (Я + Э); 46,1–5, 28–34 (Я + Э); 47,12 (Я + Э); 48,8-22 (Я + Э); 49 (Я + С); 50,1-11, 14.
Исх 1,6, 8-12; 2,15–23; 3,7–8, 16–20; 4,1-16, 19–20, 22–31; 5 (Я + Э); 6,1; 7,23, 25; 8,1–4, 8-15, 20–32; 9,7, 13–21, 23–34; 10,1–7, 13б-19, 28–29; 11,4–8; 12,21–23, 29–30; 12,21–22; 14,5–7, 10–14, 19–20, 24–26, 27б, 30–31; 15,22–25, 27; 16,4; 17,1б-2; 19–20; 24,1–2, 9-11; 32,9-14; 33,7-11; 34,1–5, 10–28.
Числ 10,29–36; 11,1-34; 13,17б-20, 22–24, 26–31, 32б-33; 14 (Я + Э + С); 20,1 24,23 (Я + Э + С).
Втор 10,6–7, 31, 14–15, 23; 34,1б-4, 10–12.
Э. II-я Священ. История (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р.Х. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Основные тексты, принадлежащие Элогисту:
Быт 15 (Э + Я); 20; 21,6-32, 34; 22,1-14, 19; 28,11, 12, 17, 18, 20–22; 29,1, 15, 23, 25–28, 30; 30,1-3а, 6, 8, 17, 23; 31,2, 4-18а, 19–45, 51–55; 32,1–2, 13б-21, 23; 33,18б-20; 35,1–8, 16–20; 37,2б, 5-11, 14а, 15-18а, 19–20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40,1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16–23; 41; 42,1, 3-4а, 8-26, 29–37; 43,14-23б; 45; 46,1-5а; 47,12; 48,1–2, 8-22; 50,15–26.
Исх 1,15–22; 2,1-15; 3,1, 4б, 6, 9-15, 21–22; 4,17–18, 20б-21; 7,20б-21а, 24; 9,22-23а, 35; 10,8-13а, 20–27; 11,1–3; 12,31–36, 37б-39; 13,17–19; 15,1-21; 17,3–6, 8-16; 18; 19,2б-19; 20,1-21; 21; 22; 23; 24,3–8, 12а, 18б; 31,18б; 32,1–8, 15–35; 33.
Числ 10,29–36; 11; 12; 13,17–33 (Э + С); 16,1-34 (Э + С); 20,1–9, 12–29; 21; 22; 23; 24; 25,1–5; 32,1-17, 20–27, 34–42.
Втор 10,6–7; 27,5-7а; 31,14–15,23; 33; 34,5–6.
С. III-я Священ. История (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р.Х. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия:
Быт 1; 2,1-4а; 5,1-28; 6,9-22; 7,6, 11, 13-16а, 18–21; 8,1-2а, 3б-5, 13а, 14–19; 9,1-17, 28–29; 10,1–7, 22–23, 31–32; 11,10–27, 31–32; 12,4б-5; 13,6, 11б-12а; 16,1а, 3, 15–16; 17; 19,29; 21,1б, 2б-5; 23; 25,7-11а, 12–17, 19–20, 26б; 26,34–35; 27,46; 28,1–9; 29,24, 29; 31,18б; 33,18а; 34,1-2а, 4, 6, 8-10, 13–18, 20–24, 27–29; 35,9-13, 15, 22б-29; 36 (С + Я); 36,1-2а; 46,5б-27; 47,7-11, 27б-28; 48,3–7; 49,1а, 28б-33; 50,12–13.
Исх 1,1–5, 7, 13–14; 2,23б-25; 6,2-30; 7,1-13, 19-20а, 21б-22; 8,1–3, 11б-15; 9,8-12; 11,9-10; 12,1-20, 28, 37а, 40–51; 13,1–2, 20; 14,1–4, 8–9, 15–18, 21а, 21б-23, 26-27а, 28–29; 16,1–3, 6-14, 16–18, 22–28, 31–36; 17,1а; 19,1-2а; 24,15б-28а; 25–30; 31,1-18а; 34,29–35; 35,40.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исагогика. Ветхий Завет"
Книги похожие на "Исагогика. Ветхий Завет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Прот.Александр Мень - Исагогика. Ветхий Завет"
Отзывы читателей о книге "Исагогика. Ветхий Завет", комментарии и мнения людей о произведении.