» » » » В Катаев - Мгновения героизма


Авторские права

В Катаев - Мгновения героизма

Здесь можно скачать бесплатно "В Катаев - Мгновения героизма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мгновения героизма
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мгновения героизма"

Описание и краткое содержание "Мгновения героизма" читать бесплатно онлайн.








В рассказе Короленко - отголоски этих споров, которые вели его товарищи по ссылкам. Короленко в "Чудной" осмыслял эти вопросы как художник. В рассказе проблема взята во всей сложности: тут и озаренная огнем огромной убежденности несгибаемость революционерки, и бессознательная тяга простого человека к ее правде, и боль от непонимания народом своих защитников, и оторванность революционеров от народа.

У каждого большого русского писателя был свой путь к теме русского народа, своя история "странной любви" к Отчизне и ее народу. Непростой путь к пониманию русского мужика, к своему слову о нем прошел и Короленко.

Известность к писателю пришла после того, как в 1885 году появился его "Сон Макара". Внешне немудреный рассказ о простом человеке воспринимался как эпическая картина, обобщающая и величественная.

Эпично, собирательно уже имя героя: Макар, бедный человек, бедняга русских пословиц. В пределах небольшого рассказа умещается вся его жизнь, от рождения до смерти. Все вместило повествование о Макаре - его труды и слезы, все, что входит в его кругозор: его быт и его чаяния, убогие, примитивные, соответствующие суровой природе, суровой жизни. Пахать, сеять, рубить и возить дрова, ставить в тайге плахи-ловушки, молоть зерно на ручном жернове - все под силу Макару, все он может. А что ждет его после трудов? Платить подати исправнику, попику за его требы и относить заработанные гроши торгашам, которые опаивают его разведенной водкой с махоркой.

Все против Макара в земной жизни, и нет надежды на воздаяние после смерти. Жизнь Макара, его грехи и добродетели оказываются на весах последнего суда: праведником он был или нечестивцем? В боге из последнего сна Макара соединились признаки христианского владыки и якутского тойона-начальника. Для бедняка бог - еще один из начальников, притом самый суровый; слугам его при жизни Макар платит ругу, а самую тяжелую повинность он может назначить бедняку после смерти.

К концу рассказа образ Макара вырастает: это уже не восточносибирский "объякутившийся" поселенец, а вообще русский крестьянин. Его беды и слезы беды и слезы всех мужиков, его трудной, тяжелой жизнью живет всякий простой человек, его недруги: исправники, попы, кабатчики - это враги и недруги всякого бедняка.

Интересно, что в этой эпической картине находится место и для русских ссыльных революционеров. (Сам В.Г.Короленко, несомненно, один из них. Ведь и образ Макара списан с его амгинского знакомца, Захара Цыкунова.) Только Макару невдомек, "как попали они сюда, какая непогода кинула их в далекие дебри", для него они просто "чужие, дальние люди". Он "любил вести с ними дела", рубил дрова для обогрева их юрты. Они, пожалуй, могли бы стать единственными настоящими друзьями Макара. Но нет в рассказе никакой надежды на то, что могут они изменить его судьбу, что перестанут быть чужими.

Тружеником, мучеником, святым, чья судьба оплакивается, предстает человек из народа в "Сне Макара".

Есть в сибирских рассказах Короленко и иные образы людей из народа. Это - бродяги, беглые, ушедшие с каторги, "гулящие люди", бредущие по сибирской тайге. Главное в них, что подметил Короленко, - их тяга к "вольной волюшке". Она и заставила их бежать с каторги. Куда? Домой, "в Россию". Но это не просто тяга в родные края. Ведь из родных мест на каторгу их нередко приводило то же желание воли, неподчинение гнету и чьему-то произволу.

С сибирскими рассказами соседствовал в первом сборнике Короленко рассказ "Лес шумит". Тень сибирской каторги мелькает и в этой "полесской легенде". Прямой путь в Сибирь грозит леснику Роману и доезжачему Опанасу, которые убивают пана, задумавшего разорить семейное гнездо лесника, да лесная буря скрывает их вину. О таких людях, страшных в гневе, когда заденут их человеческое достоинство, Короленко слышал в детстве в украинских легендах. Но таких же, идущих на какой угодно риск ради воли, он увидел в Сибири и запечатлел их в своих сибирских очерках и рассказах.

Подлинным шедевром, воспевшим человека "вольной волюшки", стал рассказ "Соколинец". Этому произведению суждено было сыграть важную роль в русской литературе 80-х годов. Младший современник Короленко Чехов, перечитав рассказ, писал его автору: "Ваш "Соколинец", мне кажется, самое выдающееся произведение последнего времени. Он написан как хорошая музыкальная композиция, по всем тем правилам, которые подсказываются художнику его инстинктом".

В самом деле, мало кто в русской литературе 80-х годов, эпохи безвременья, думал еще о музыкальности, о красоте композиции, о соответствии художественной формы важному содержанию. Писатели-народники, задававшие тон в массовой литературе, чаще всего видели в образе иллюстрацию к идеям, лишь заботу о назидательности и поучительности считали достойной русского писателя. Короленко показывал, как демократическая литература может соответствовать самым высоким требованиям словесного искусства. Это, кстати, сразу почувствовал молодой и никому тогда не известный самоучка Алексей Пешков, принесший как раз в конце 80-х годов на суд Короленко свои первые произведения: "Короленко первый сказал мне веские человечьи слова о значении формы, о красоте формы, я был удивлен простой, понятной правдой этих слов и, слушая его, жутко почувствовал, что писательство - дело не легкое".

Как симфоническая картина построен "Соколинец". Рассказу предшествует своеобразная увертюра: молчание и мрак зимней ночи, одиночество человека в затерянном среди тайги поселении, вдали от родных краев, потом первые живые звуки огня в разожженном камельке. Уже здесь звучит борьба двух начал: враждебной всему живому страшной стужи - и огня, тепла, жизни, сопротивляющихся тяжелому, сковывающему их гнету. Здесь основная тема рассказа, тема сопротивления, стремления к жизни, к воле, которые овладевают человеком и не отпускают его, "испившего из этой отравленной неутолимым желанием чаши", до конца дней.

Рассказ самого "соколинца" Василия тоже словно в музыкальных переливах, в развитии главной темы, проводимой по разным "голосам". Вначале явственно звучит мелодия народная, русская, с ее тоской и удалью. Зачин рассказа "соколинца" - как в народных песнях о добром молодце, который "ослушался родителей", и о его разбитой жизни. История о прибытии партии арестантов на Сахалин, о созревшем решении бежать дается вначале в литературном пересказе. Потом, в рассказе о побеге, "инструментовка" повествования меняется. Голос "соколинца" словно окреп, звучит сам, без посредников. Короленко искусно передает все оттенки речи человека бывалого, решительного, до конца привязанного памятью к родным краям и способного на безоглядную дерзость в своем стремлении к свободе.

В конце, перед заключительной информацией о последней встрече с ночным гостем, еще раз звучит тема, начатая увертюрой. "Холодная и унылая краса" ночи - и мысли и чувства, навеянные на рассказчика услышанной от "соколинца" бродяжьей одиссеей. "Сумрачные грезы" - и "горный орел, который реет, тихо взмахивая свободным крылом": это "молодая жизнь, страстно рвущаяся на волю".

Письмо к Короленко о музыкальности "Соколинца" Чехов писал в январе 1888 года, когда сам создавал свою поэтическую "Степь". Уроки Короленко, художника-музыканта, слышатся в этой знаменитой чеховской повести. И не стал ли рассказ Короленко о побеге с Сахалина одним из толчков, привлекших внимание Чехова к каторжному острову, на который он отправится два года спустя? В своем письме Чехов правильно угадал то восприятие мира, которое владело Короленко в эти годы, после возвращения из сибирской ссылки. Как позже напишет Короленко, жизнь представлялась ему "могучим гулом морского прибоя, в котором, однако, есть своя гармония".

К типу людей, подобных "соколинцу", Короленко не раз возвращался в своих рассказах. В рассказе "Марусина заимка", также начатом в ссылке, но завершенном через полтора десятилетия, Короленко рисует три контрастных характера. "Вечный работник" пахарь Тимоха, хозяйка таежной заимки Маруся, как "молодая искалеченная лиственница", со своей мечтой о простом человеческом счастье, - и удалой охотник Степан, "беспокойный, неудовлетворившийся", которого то же "неутолимое желание", что и "соколинца", срывает с места, уводит от оседлой жизни.

И в повести "В дурном обществе", далекой по теме, по жизненному материалу от сибирских рассказов, Короленко пишет о людях, отвергнутых обществом, бросающих ему вызов. Колоритный Тыбурций, находящийся на самом дне жизни, - носитель поэзии, свободы, гордости, независимости. Как и сибирские бродяги, Тыбурций - прямой предшественник романтических босяков из ранних рассказов Горького.

Итак, сибирские встречи и впечатления открыли Короленко много нового в русском мужике, но не ответили до конца на неотвязные вопросы о народе и его грядущих судьбах. С одной стороны, такие, как Макар, труженики и мученики, грешные и святые, но бесконечно бедные сознанием своего положения. Работать и нести тяготы - вот весь их удел. С другой стороны, не решают сомнений и люди, подобные "соколинцу". В них неистребимо стремление к "вольной волюшке" - но только для себя. Они вырваны судьбою из земли, не хотят и не могут пустить в нее корни. Изменить в жизни таких, как Макар, их собственный порыв к воле ничего не может.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мгновения героизма"

Книги похожие на "Мгновения героизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Катаев

В Катаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Катаев - Мгновения героизма"

Отзывы читателей о книге "Мгновения героизма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.