П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
Так, командовавший 3-м воздушным флотом фельдмаршал Шперрле в июле 1944 года обнаружил, что, за редкими исключениями, боевым опытом более шести месяцев среди его подчиненных обладали только командиры групп и эскадрилий. Часть личного состава имела боевой опыт в среднем около трех месяцев, а большинство пилотов участвовали в боях всего от 8 до 30 дней.
В полной мере катастрофические последствия этих недостатков и слабостей (части из которых можно было избежать, но ни одну из них нельзя было ликвидировать в короткий срок на столь позднем этапе войны) проявились в кампаниях, которые немецкая авиация вела с 1944 года до конца войны, о чем будет рассказано в следующих главах. Уступая по важности только дефициту топлива, эти недостатки в значительной степени свели на нет невероятные усилия авиационной промышленности, обеспечивавшей люфтваффе техникой для продолжения борьбы. Не могли исправить положение и колоссальные усилия, направленные на увеличение выпуска подготовленных летчиков, предпринимавшиеся до середины лета 1944 года: в апреле, мае и июне число выпускников летных школ превосходило тысячную отметку, причем 800–900 из них были летчиками-истребителями.
Стратегия и подготовка к отражению англо-американской высадки в Европе
Первый шаг на пути к установлению системы командования, необходимой для отражения высадок морских десантов союзников, которые, несомненно, должны были последовать летом 1944 года, заключался в возвращении в августе 1943 года из Италии генерал-майора Пельтца в качестве командующего силами бомбардировочной авиации на Западном фронте. Соответственно, Пельтц возглавил IX авиакорпус, в состав которого входила вся дальняя бомбардировочная авиация, базировавшаяся на севере Франции, в Бельгии и в Голландии, и который был к тому же усилен за счет переброски на Запад из Италии всех находившихся там дальних бомбардировщиков.
Только в феврале 1944 года был сделан следующий шаг, и вновь — за счет фронта в Италии. На этот раз на Запад был переведен весь II авиакорпус вместе с командовавшим им Бюловиусом. Однако в отличие от усиления IX авиакорпуса этот шаг не привел к активизации действий на Западе. Это соединение, ставшее теперь самым опытным по части непосредственной поддержки наземных войск, следующие несколько месяцев занималось исключительно подготовкой к боевым действиям (в частности, обустройством аэродромов, систем связи, снабжения и наземной инфраструктуры в целом), ожидая возможности сыграть свою роль в отражении высадки союзников.
Третий важный шаг был предпринят в середине марта, когда авиационное командование «Атлантика», руководившее действиями самолетов дальнего радиуса действия с баз в Южной Франции, получило статус полноценного авиакорпуса. И вновь меры были приняты за счет средиземноморского театра, откуда в распоряжение командования «Атлантика» был переброшен X авиакорпус генерал-лейтенанта Холле. Холле был выбран для выполнения этой задачи из-за большого опыта действий против кораблей и судов противника не только в Восточном Средиземноморье, но и в 1941–1943 годах, когда он возглавлял аналогичные соединения в Норвегии — авиационные командования «Север» и «Северо-Восток». Такой шаг указывает на понимание немцами роли противокорабельной авиации в противодействии крупной высадке союзников. Более того, это соединение планировалось усилить специально сформированными частями противокорабельной ударной авиации.
Эти меры завершили основную подготовку к ведению боевых действий на Западе и окончательно устранили для люфтваффе Средиземноморье как крупный театр военных действий. Одновременно в состав 2-й авиадивизии, подчиненной новому X авиакорпусу, вошли торпедоносные части, базировавшиеся на юге Франции, где их стратегическое положение позволяло участвовать в отражении морского десанта союзников как в этом районе, так и на Западе. В дальнейшем для обороны Южной Франции было создано небольшое истребительное соединение, названное «Истребительное командование „Южная Франция“».
Подготовка к боевым действиямПолностью осознавая жизненно важную роль, которую авиация будет играть в отражении высадки союзников, особенно на раннем ее этапе, командование люфтваффе в январе — феврале 1944 года начало активную подготовку к использованию всех имеющихся в наличии ресурсов. Несмотря на понимание того, что союзники будут иметь в воздухе подавляющее численное превосходство, а оборонительная кампания на Востоке и нужды ПВО Рейха значительно ограничат силы, которые Германия сможет выставить в нужный момент, немецкое командование полагало, что на его стороне будет преимущество более коротких расстояний между базами и зоной боевых действий, и это позволит в некоторой степени компенсировать перевес противника. Принятые люфтваффе меры для максимального использования ограниченных ресурсов были исключительно масштабны. Была проведена подготовка к ускоренной переброске авиации в угрожаемый район, учебные части должны были подготовиться к действиям в качестве боевых в экстренной ситуации, а истребительные части необходимо было обучить и оснастить для действий в качестве истребителей-бомбардировщиков, если в этом возникнет необходимость. Последняя мера потребовала от Бюловиуса немалых затрат времени на инспекционные поездки в истребительные части, предназначенные для переброски на Запад, причем особое внимание уделялось обучению и подготовке ведущих групп, а командиры частей, если позволяла обстановка, выезжали в предполагаемый район действий для ознакомления с задачами, а также со строящимися аэродромами и посадочными площадками. Также понемногу началась подготовка дальних бомбардировщиков к действиям в дневное время.
Что касается снабжения и административных вопросов, то здесь особых трудностей не возникло. Так, немцами были накоплены большие запасы бомб и боеприпасов, а также топлива. Рост производства и строгая экономия позволили в течение зимы и весны 1944 года увеличить запасы авиационного топлива до уровня не менее 420 тыс. тонн, не считая резерва Верховного командования — около 120 тыс. тонн. Таким образом, всего для различных целей люфтваффе располагали 540 тыс. тонн топлива. Запасы авиационного топлива в распоряжении 3-го воздушного флота во Франции, в Бельгии и Голландии к концу мая превышали 20 тыс. тонн, и их должно было хватить более чем на месяц активных боевых действий. Однако при достаточно хорошей обеспеченности материальными ресурсами уже к началу мая начали возникать сложности с комплектованием. Расширение истребительной авиации и в целом трудное положение с пополнениями летного состава препятствовали доукомплектованию бомбардировочных частей, а дальнейшее развитие системы станций наведения и аэродромных служб люфтваффе ввиду нехватки личного состава пришлось ограничивать.
В результате описанных выше усилий наземная инфраструктура люфтваффе на Западе накануне высадки союзников была в основном приведена в удовлетворительное состояние и полностью подготовлена к прибытию подкреплений, когда бы ни возникла потребность в них. Однако при этом фактической переброски частей не происходило, поскольку требовалось поддерживать на прежнем уровне силы ПВО Рейха. Также, поскольку направление основного удара не было определено, сыграло роль и нежелание подставить самолеты под удар авиации союзников при подготовке к высадке десанта.
Развитие противокорабельной авиацииВ июне 1943 года немецкая противокорабельная авиация достигла самого низкого уровня численности и боевой эффективности за все время войны. В основном это было вызвано потерями торпедоносцев на Средиземноморье зимой и летом 1942–1943 годов, в результате которых в наступательных действиях могли принимать участие всего две авиагруппы, насчитывавшие в сумме около 50 торпедоносцев.
Соответственно, в срочном порядке была начата интенсивная работа по расширению противокорабельной авиации и разработке новых вооружений. К осени 1943 года наконец стал поступать в боевые части долгожданный Хе-177, и были сформированы три новые части, одна из которых была вооружена Хе-177, а оставшиеся две — До-217, причем все самолеты были способны нести управляемое оружие, а именно: планирующие бомбы Хе-293 и управляемые по радио бомбы FX. Одновременно с этим зимой 1943/44 года происходили перевооружение и усиление базировавшейся на юге Франции эскадры KG.44, прежде занимавшейся вооруженной разведкой и взаимодействием с подводными лодками, для ведения более активных боевых действий. Дополнительные Хе-177 были направлены в эту эскадру.
Одновременно планировалось дальнейшее усиление противокорабельной авиации. На этот раз — за счет переобучения экипажей дальних бомбардировщиков для действий в качестве торпедоносцев. Таким образом, командование люфтваффе надеялось получить к июню 1944 года сбалансированные силы из примерно пяти авиагрупп торпедоносцев и примерно того же числа групп бомбардировщиков, несущих управляемое оружие. Проводились также эксперименты по переделке в торпедоносец Ме-410, обладавший более высокой скоростью и маневренностью, чем Ю-88, однако по техническим причинам самолет оказался непригодным для этих целей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.