П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
В этих обстоятельствах воодушевленное успехами командование 8-й воздушной армии ВВС США, базировавшейся в Англии, решило одновременно увеличить интенсивность налетов и дальность полетов бомбардировщиков без сопровождения в глубь Германии. Этот этап действий американской авиации продлился с перерывами с 18 июля по 14 октября 1943 года. Налеты тяжелых бомбардировщиков, шедших без истребителей, сопровождались одновременными ударами средних бомбардировщиков по аэродромам и другим целям на оккупированных территориях, чтобы отвлечь хотя бы часть сил истребительной авиации немцев от основной операции. Целью действий средних бомбардировщиков было изматывание и дезориентация истребителей противника даже в те дни, когда крупных налетов не планировалось. Таким образом, за период с 18 июля по 17 августа 1943 года было совершено 9 налетов тяжелыми бомбардировщиками и 14 налетов средними бомбардировщиками, и немецкая система обнаружения и слежения нередко испытывала сложности со своевременным определением крупных налетов и отвлекающих действий, в результате чего ложные налеты нередко приводили к вылету на перехват крупных сил истребителей прежде, чем выявлялся их истинный характер. Однако по мере совершенствования системы обнаружения и слежения немцам удалось в основном преодолеть эти трудности. В период с 18 августа по 7 октября, когда средние бомбардировщики действовали в течение 29 дней, довольно успешно применялась стратегия игнорирования таких ударов и сохранения сил для отражения крупных налетов на Рейх. Также основной чертой немецкой стратегии люфтваффе (установленной лично Герингом и сохранявшейся, несмотря на критику со стороны командиров эскадрилий и групп, ссылавшихся на моральный эффект от периодических побед над истребителями противника) стало стремление избегать столкновений с истребителями сопровождения союзников и по возможности воздерживаться от атак до тех пор, пока «крепости» не останутся без эскорта. Такое поведение диктовалось не только желанием избежать ненужных потерь, но и осознанием того, что бомбардировщики были наиболее опасны, а прицельное бомбометание американцев представляет огромную угрозу для немецкой военной промышленности.
Особые меры и технические разработки для обороны Рейха
Серия налетов американских тяжелых бомбардировщиков на Германию, начавшаяся 18 июля 1943 года и достигшая кульминации 17 августа, когда был нанесен удар по Швайнфурту и Регенсбургу, заставила немецкое Верховное командование осознать опасность и спровоцировала энергичную реакцию, которая под руководством генерал-оберста Кортена привела к общему изменению немецкой стратегии войны в воздухе. Теперь основной заботой люфтваффе стало отражение дневных налетов, и в кратчайшие сроки был принят ряд постоянных и временных мер, из которых часть впоследствии оказалась неудачной, что показало всю глубину проблемы и необходимость принести все остальные соображения в жертву ради ее решения. Идеи некоторых мер возникли еще весной 1943 года, во время массированных налетов на Бремен и Вильгельмсхафен, однако лишь с приходом Кортена на должность начальника штаба люфтваффе после смерти Ешоннека эти идеи получили развитие и приобрели согласованный характер. Поэтому желательно рассмотреть их в хронологической последовательности, чтобы показать постепенную эволюцию дневной истребительной авиации ПВО Германии и ее адаптацию к новым обстоятельствам и угрозам, возникшим с началом налетов в глубь Германии. В общих чертах их можно разделить на группы, связанные с производством, дислокацией, тактикой и вооружением, в следующем порядке:
а) необходимым условием для воплощения всех остальных мер являлось значительное увеличение числа одномоторных истребителей. Оно стало возможным благодаря тому, что программа по наращиванию производства истребителей, подготовленная Мильхом в 1942 году, к июню — июлю 1943 года достигла полного размаха, а совокупное производство истребителей всех типов намного превышало запланированный уровень 1000 машин в месяц, причем среди них велика была доля Me-109 и ФВ-190. С ноября 1942 года по июль 1943 года выпуск одномоторных истребителей в Германии вырос с 480 машин до 800, а с учетом ремонта поврежденных истребителей каждый месяц для пополнения и формирования новых частей поступало около 1000 одномоторных истребителей. Как следствие, в период между 1 января и 1 июля 1943 года произошло значительное увеличение числа одномоторных истребителей первой линии, и фактическое количество истребителей (в первой линии) выросло примерно на 500, с 1250 до 1800 машин. Разумеется, резервов не было, поскольку промышленность едва обеспечивала рост и пополнение истребительной авиации. Увеличению же выпуска истребителей после этого периода препятствовали начавшиеся дневные налеты американских бомбардировщиков на самолетостроительные предприятия, что ограничило дальнейшее расширение истребительной авиации в тот самый момент, когда угроза американских налетов стала расти. Более того, значительная часть произведенных за этот период истребителей была направлена на восполнение необычайно высоких потерь, понесенных на Средиземноморье, что также сдерживало рост и ограничивало число истребителей, которые могли быть направлены на оборону Рейха;
б) когда угроза для промышленности Германии стала очевидной, перед люфтваффе встала проблема крупномасштабной перегруппировки сил истребительной авиации. Уже в июле 1943 года две истребительных группы из состава эскадры JG.3 были переброшены с Восточного фронта в Германию, а группировка истребительной авиации в Северной Норвегии была ослаблена ради усиления западного направления. Так начался процесс, продолжавшийся с максимальной скоростью в течение августа, сентября и октября. Как мы уже видели, прикрытия истребителей были лишены фронты на Востоке, на Балканах и в Италии. Помимо JG.3 для усиления борьбы с дневными налетами на территорию Рейха были переброшены JG.27, JG.11 и JG.53. В результате количество одномоторных истребителей первой линии в Германии и на оккупированных территориях на Западе выросло с 635 машин 1 января 1943 года примерно до 800 машин к 1 июля и 975 машин к 1 октября 1943 года, и они были способны на весьма интенсивные действия против бомбардировщиков, проникавших в глубь Германии без сопровождения;
в) нередко помощь усиленной группировке одномоторных истребителей оказывали двухмоторные ночные истребители. Практика применения ночных истребителей для отражения дневных налетов возникла в марте 1943 года, до наращивания числа одномоторных истребителей, однако она по-прежнему применялась, например, при отражении налетов на Швайнфурт 17 августа и 14 октября. В обоих случаях ночные истребители совершили по 90–100 самолето-вылетов, и вполне очевидно, что этот шаг был продиктован не только желанием увеличить число истребителей, но и стремлением воспользоваться преимуществом в радиусе действия и надежности, которым обладали ночные истребители. Хотя использование ночных истребителей в дневное время и предполагало более высокие потери, в том числе и среди хорошо обученных ночных экипажей, ценность которых была исключительно высока, эта практика сохранялась, несмотря на возможный ущерб эффективности действий против ночных налетов британских ВВС. К преимуществам двухмоторных истребителей относилась не только способность атаковать бомбардировщики даже тогда, когда одномоторные истребители уже вынуждены были бы приземлиться для дозаправки и пополнения боезапаса. Двухмоторные самолеты, базируясь вдалеке от района боя, могли быть подтянуты к месту схватки и обеспечить эшелонирование ПВО;
г) на создание аналогичных преимуществ для одномоторных истребителей была направлена схема, разработанная в мае — июне 1943 года. Эта схема предполагала создание запасов топлива и боеприпасов на ряде аэродромов от Па-де-Кале на восток до Рейна и далее, а также на юго-восток до границы с Швейцарией (кроме того, вероятно, предполагалось создание аналогичной сети аэродромов для прикрытия подступов к Западной Германии через Голландию). Каждый из включенных в эту систему аэродромов должен был находиться в постоянной готовности к приему для дозаправки, пополнения боезапаса и технического обслуживания до 30 истребителей, приземляющихся в ходе преследования американских бомбардировщиков. Такой подход позволял самолетам ближнего радиуса действия совершать по два, а то и по три вылета при отражении одного налета. При этом обеспечивалось более гибкое использование истребителей ПВО в дневное время и появлялась возможность сосредоточить силы для отражения отдельного налета;
д) описанная схема разрабатывалась одновременно с радикальным изменением тактики истребительной авиации и, несомненно, призвана была облегчить процесс. Методика перехвата, использовавшаяся на Восточном фронте и на начальном этапе воздушных боев на Западе, когда отдельные части поднимались в воздух независимо друг от друга при получении местного сигнала оповещения о приближении бомбардировщиков противника, оказалась дорогостоящей и неэффективной. К лету 1943 года стало очевидно, что добиться успеха можно было лишь сосредоточенным и скоординированным ударом. Этого удалось добиться за счет быстрого расширения наземной инфраструктуры (особенно радиотехнической разведки и радиолокации), строительства сети наземных станций наведения истребителей по всей территории Рейха и централизации оперативного управления по цепочке корпус — дивизия — эскадра. Истребительные дивизии, непосредственно отвечавшие за действия подчиненных им частей, получали из штаба корпуса и с собственных станций слежения сведения о курсе налетов, начиная с момента формирования строя бомбардировщиков над Англией. Система раннего оповещения позволяла им подготовиться, при необходимости перегруппировать силы и собрать их вместе в установленной точке сбора (например, Ганновер или Брауншвейг) на заданной высоте до прибытия бомбардировщиков. Таким образом, вместо перехвата слабыми и рассеянными группами по 15–20 истребителей, как это обычно происходило в 1943 году, теперь в атаку бросались сосредоточенные группы по 50, 80, 100 и даже 150 истребителей, действиями которых руководил штаб дивизии посредством сети наземных станций;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.