Жак Дукан - Стенание земли
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стенание земли"
Описание и краткое содержание "Стенание земли" читать бесплатно онлайн.
Глава 8 Глава 11
Персия, 8:3, 4 Персия, 11:2
Греция, 8:5-8 Греция, 11:3, 4
Рим, 8;8б, 9а Рим, 11:46
небольшой рог, 8:9-12 война Севера и Юга, 11:5-39
конец времени, 8; 13, 14, конец времени, 11:40-45
17,25
Северная держава, описанная в одиннадцатой главе, имеет несколько явных общих черт с властью, представленной небольшим рогом; и это сходство часто проявляется даже в языке:
1. Северный царь отличается агрессивностью по отношению к Богу и стремится узурпировать Божью власть (11:36, 37). В восьмой главе небольшой рог возносится до воинства небесного, и даже на Вождя воинства (8:10, 11, 25).
2. Северный царь ополчается против святилища и против ежедневной жертвы (11:31). В восьмой главе небольшой рог оскверняет святилище (8; 11) и отнимает ежедневную жертву (8; 12).
3. Северный царь проникает "в прекраснейшую из земель" ("цеви") - этим выражением символически обозначалась Палестина173 (11:16, 41, 45), - и нападает на святой завет (11:28, 30). Так же и небольшой рог разрастается "к прекрасной стране" (8:9) и губит "народ святых" (8:24).
4. Как и северный царь, небольшой рог из восьмой главы имеет северное происхождение (8/9).
5. Северного царя и небольшой рог постигает одна и та же участь. Северный царь "придет к своему концу, и никто не поможет ему" (11:45). Небольшой рог "будет сокрушен - не рукою" (8/25; ср. 2:45).
Итак, северная держава и небольшой рог имеют одинаковые черты характера, приходят с одной и той же стороны, имеют одинаковый трагический конец, и, наконец, их деятельность охватывает один и тот же период: от падения Римской империи до самого конца истории. Из этого мы можем сделать вывод, что северная держава и небольшой рог символизируют одну и ту же власть, а именно Церковь, претендующую на божественность и скомпрометировавшую себя политической деятельностью. История противоборства Севера и Юга, изложенная в одиннадцатой главе (11:5-45) - это то же самое, что и история небольшого рога из восьмой главы. Нам остается понять
значение этого противоборства и затем увидеть его в реальной истории.
1. Духовное значение
Духовная природа этого противоборства видна и в литературной структуре текста, пронизанного чередующимися упоминаниями о Севере - Юге.
Литературная структура. Начиная с 5 стиха, действие разворачивается в шести разделах в соответствии с параллелизмом, который подчеркивает симметрию между тремя первыми (11:5-12: А, Б, В) и тремя последующими отрывками (11:13-39: А1, Б1, В1). Эти две части, АБВ и А1Б1В1, как бы отражают друг друга в общих темах, словах и выражениях. Кроме того, наступления Севера и Юга чередуются (А Юг, Б Север, В Юг, А1 Север, Б1 Юг, В1 Север). Если в А говорится о Юге, то в А1 говорится о Севере; если в Б говорится о Севере, то в Б1 говорится о Юге;
если в В говорится о Юге, то в В1 говорится о Севере.
А Юг, 77:5-8
- велико ("раб") будет владычество его, 11:5
- союз ("правильные отношения" - "ишарим") между Югом и Севером по инициативе Юга, 11:6
- крушение союза ("ло йаа-мод"), 11:6
- дочь ("бат"), 11:6
- преемник Юга появится вместо нее ("ве амад канно") и войдет в укрепления ("маоз"), 11:7
Б Север, 11:9, 10
- многочисленное войско ("хайил"), 11:10
А1 Север, 11:13-25а
- с огромным ("раб") войском, 11:13
- союз ("праведные" - "ишарим") между Севером и Югом по инициативе Севера, 11:17, 22,23
- крушение союза ("ло таа-мод"), 11:17
-дочь ("бат"), 11:17
- преемник Севера появится вместо нее ("ве амад канно") и утвердится в крепостях ("маоз"), 11:18-25а
Б1 Юг, -11:256-27
- с многочисленным войском ("хайил"), 11:25, 26
- быстро пойдет ("йитгаре") против Юга, 11:10
- наводнит ("штф"), 11:10
В Юг, 11:11, 12
- сердце ("леб") царя вознесется, 11:12
- низложит многие тысячи ("рибот"), 11:12
- выступит ("йитгаре") против Севера, 11:25
- разольется ("штф"), 11:26
В1 Север, 11:28-ЗУ74
- с враждебным намерением (дословно "сердцем" - "леб"), 11:28
- многие ("рабим") присоединятся, 11:34
Далее в 11 главе говорится о конце времени. Стихи с 40 по 45 стоят несколько обособленно по отношению к событиям 11 главы и составляют ее заключение. И здесь противоборство разворачивается в рамках определенной структуры:
1. Юг нападает на Север, 11:40а.
2. Север нападает на Юг, 11:406.
( Частичная победа над "прекраснейшей из земель", 11:41.
3. Север нападает на Юг, 11:42, 43а.
4. Юг объединяется с Севером, 11:43б.
( Нападение на "гору преславного святилища", сверхъестественный конец северного царя, которому "никто не поможет", 77:44, 45: победа.
Наличие в тексте строгой структуры и симметрии предостерегают нас против исторического толкования текста. Такая особая стилистика говорит о том, что смысл текста не ограничивается лишь изложением событий. Здесь важны не столько сами события, сколько принцип драматического единоборства, которое эти события составляют. Литературная структура текста свидетельствует о необходимости духовного толкования.
Север и Юг. На духовный смысл указывают и понятия Севера и Юга. Начиная с 5 стиха, царства уже прямо не отождествляются, как это было раньше (Персия и Греция). Писатель
предпочитает использовать абстрактные понятия Севера и Юга. Такое изменение в языке говорит о переходе к духовному смыслу.
Уже само выражение "север и юг" используется в Библии в символическом смысле и передает идею охвата всего земного пространства.
"Твои небеса и Твоя земля;
Вселенную, и что наполняет ее, Ты основал. Север и юг Ты сотворил" (Пс. 88:12,13}.
"Так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя,
И извлеку меч Мой из ножен его
И истреблю у тебя праведного и нечестивого.
А для того, чтоб истребить у тебя праведного и нечестивого,
Меч Мой из ножен своих пойдет на всякую плоть
От юга до севера" (Иез. 21:3,4; ср. 21:9)175.
Кроме того, в библейской традиции понятие севера, как и понятие юга, заключает в себе определенный духовный смысл. Север символизирует силы зла, которые пытаются занять место Бога. Мы уже видели, что небольшой рог появляется с севера. Пророки пишут, что зло и опасность приходят с севера:
"Распадешься ты, вся земля Филистимская;
Ибо от севера дым идет, И нет отсталого в полчищах их" (Ис. 14:31).
"От севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли" (Иер. 1:14)176.
Такой язык обусловлен тем, что вавилонские войска всегда вторгались в Палестину с севера. Поэтому Вавилон - сила, узурпировавшая Божью власть, ассоциировалась с севером.
"Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит:
Вот, Я посещу Аммона, который в Но...
Фараона и надеющихся на него;
И предам их в руки ищущих души их,
В руки Навуходоносора, царя Вавилонского..." (Иер. 46:25, 26).
Такой символизм встречал благоприятную почву на древнем Ближнем Востоке, поскольку, согласно хананейской мифологии, бог Ваал жил именно на севере. Поэтому у древних евреев упоминание о севере вызывало мысли о Вавилонском царстве или о боге Ваале. Понятие севера имело для них религиозный смысл и заключало в себе идею притязания на божественность. Пророк Исаия соединил эти идеи в песне о вавилонском царе:
"А говорил в сердце своем: "взойду на небо, Выше звезд Божиих вознесу престол мой, И сяду на горе в сонме богов, На краю севера;
Взойду на высоты облачные, Буду подобен Всевышнему"" (Ис. 14:13,14).
Эта традиция вновь появляется в Книге Откровение, где сила тьмы, узурпирующая Божью власть и соответствующая небольшому рогу из Книги Даниила, названа Вавилоном (Откр. 14:8; 16:19; 17:5; 18:2, 10, 21).
Юг же символизирует в библейской традиции человеческую власть, не признающую Бога. Понятие Юга связано с Египтом (ср. 11:43), а более точно - с фараоном и его гордым отвержением Бога.
"Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его...? Я не знаю Господа" (Исх. 5:2).
С этого времени пророки истолковывали всякую попытку заключить союз с Египтом как выражение стремления полагаться на человеческие силы, которое является отвержением Бога.
"Горе тем, которые идут в Египет за помощью,
Надеются на коней и полагаются на колесницы,
Потому что их много,
И на всадников, потому что они весьма сильны,
А на Святого Израилева не взирают
И к Господу не прибегают!...
И Египтяне -люди, а не Бог,
И кони их -плоть, а не дух" (Ис. 31:1-3)177.
Таким образом, понятие Севера выражает идею "религиозного" движения, которое превозносится до Бога, а понятие Юга выражает идею человеческого движения, отрицающего Бога и полагающегося только на себя,
Символические понятия Севера и Юга тесно связаны с конкретной историей Израиля. Израиль был ареной противоборства Египта и Вавилона и попеременно находился в сфере влияния то одной, то другой державы, и евреи уже не представляли себя вне зависимости от одного из этих государств.
Поэтому неудивительно, что для описания судьбы народа Божьего Даниил использует в духовном смысле понятия Севера и Юга. Уже тот факт, что этот отрывок касается небольшого рога, служит указанием на необходимость истолкования его в духовном плане. В Книге Даниила эта власть всегда представлена с помощью духовного языка. В Дан. 2 она представлена глиной (символом человеческого), а в Дан. 7 и 8 - небольшим рогом с человеческим лицом. А мы уже видели, что человеческие черты в символизме Даниила имеют дополнительное духовное значение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стенание земли"
Книги похожие на "Стенание земли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жак Дукан - Стенание земли"
Отзывы читателей о книге "Стенание земли", комментарии и мнения людей о произведении.