» » » » С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом


Авторские права

С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом

Здесь можно купить и скачать "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, ВКТ, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Рейтинг:
Название:
Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055278-8, 978-5-271-21677-0, 978-5-226-00984-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Описание и краткое содержание "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать бесплатно онлайн.



Когда древняя Москва располагалась на северных берегах реки Москвы, с южной стороны речной долины лежали леса с множеством мелких селений. Земли эти, девять веков назад принадлежавшие вятичам, постепенно вошли в состав Московского княжества. Большая часть их была объединена в XIX веке в Зюзинскую волость.

Автор книги, профессиональный литератор и журналист, скрупулезно исследуя в архивах историю этой волости, занимавшей территорию между современными Кунцевом и Братеевом, сумела показать яркую, непрерывную во времени картину развития региона, селений, их владельцев и крестьянских родов, составивших коренную часть населения села Зюзина.

Книга, исполненная в жанре документальной эпопеи, охватывает период от курганных времен вплоть до 1960 г., когда земли бывших подмосковных волостей вошли в черту столицы.






Женщины во всех селениях, кроме полевой работы, рукодельничали, но только «для семейного употребления». В Зюзине – пряли лен и шерсть, ткали холсты и сукна. В Нижних Теплых Станах – пряли посконь и шерсть, ткали холсты, крестьянские сукна. В селах Знаменском и Киёве, в деревнях Изютиной и Чертановой, Качаловой и Абицах, в сельце Бирюлеве и в сельце Красном – пряли лен и шерсть, ткали полотна и сукна.

В описании Московского уезда, проведенном в 1800 г., отмечается, что в некоторых селениях изделия женских рукоделий идут на продажу. В частности выделено, что женщины в селе Зюзине и в соседней деревне Верхних Котлах «упражняются в прядении шерстяных пятинок на продажу»[108]. (Пятина – мера измерения нитяной пряжи, или также – мот, моток.)

Гребень для расчесывания льна. Фото автора, 2006 г.

Ручная прялка, передававшаяся из поколения в поколение в одной из семей села Зюзина. Фото автора, 2000 г.

Интересный промысел отмечен там же, в Верхних Котлах. Крестьяне собирали по полям и по речке Котелке дикий булыжный камень и свозили в Москву на мощение улиц. А о зюзинских крестьянах впервые написано: «Промысел имеют в разведении садов и продаже их плодов». 200 лет, оказывается, официально зафиксированному зюзинскому садовому промыслу.

Многие бытовые потребности крестьянской жизни вызывали к жизни и другие разнообразные промыслы, особенно ремесленные. Как подковать коня, сделать топор или соху? Крестьянину нужны были полушубки и валенки, мебель и посуда. Во второй половине XIX в. в селениях стали появляться кузницы и мастерские – единичные, мелкие заведения, которые имели весьма малые обороты и число работников. Владельцами их нередко были и удачливые, разбогатевшие крестьяне. Они заводили свое дело в селе, частенько совмещая торговое и ремесленное заведения. Так, в «Списке фабрик, торговых и промышленных заведений по раскладке на 1872 г.»[109], а затем и в таком же «Списке» на 1873 г.[110], которые составлялись при подсчете земских сборов, в качестве владельцев заведений соседствуют крестьяне, мещане и дворяне.

Кузницы держали: в селе Сергиевском-Конькове – мещанин Никита Петров; в деревне Чертановой – крестьянин Василий Петров (вместе с трактиром) и крестьянин Порохов Иван Иванов (вместе с питейным заведением); в Покровских выселках – солдатка Прасковья Федорова; в Ясеневе – жена генерал-лейтенанта Марья Сергеевна Бутурлина; в деревне Нижних Теплых Станах – дворяне Калантаровы.

В селе Черемушки крестьянин Лаврентий Степанов держал лаковый завод. А в селе Тропареве мещанин Ефимов Кирилл Ефимов – овчинно-выбелочное заведение. Через десяток лет в Зюзине имелось одно предприятие по производству сапог из шерсти (как видно, валяной обуви).

В деревне Румянцевой крестьянин Андрей Герасимов открыл в собственном доме столярное заведение. А в Ясеневе появилось два медных заведения, обустроенных в собственных домах крестьянами Василием Петровым Талызиным и Иваном Леоновым Ушанкиным[111].

Недалеки от ремесленных мастерских появившиеся в начале XX в. небольшие заводики[112]. При Троицком Черемушках с 1896 г. действовало небольшое (на 7 рабочих) заведение для выделки серебряных вещей Надежды Павловны Кузьминой.

В деревне Аннино (Новые Битцы) крестьянин Владимир Андреев Капустин пустил заведение валяной обуви на 40 рабочих. Кстати сказать, и до сих пор примерно на том же месте работает Битцевская фабрика валяной обуви, продолжившая дело крестьянина Капустина.

А Анна Катуар с сыновьями Львом и Константином в Верхних Котлах собрала окрестных рукодельниц и в 1896 г. пустила шелко-крутильную фабрику; в 1899 г. на ней работало 280 женщин и 13 мужчин[113], а в 1912 г. – 375 работниц, многие из которых делали свою работу на дому. Эта шелкокрутильная фабрика пережила все революции; в 1917 г. она была национализирована, законсервирована и продолжила работать только в 1928 г. В советское время она стала известна как «Красная крутильщица». Сейчас адрес фабрики: Нагорная, 3.

В конце XIX в. крестьянские промыслы разделялись на три группы: местные, отхожие и фабричные. Местные промыслы, как отмечалось в статистических сведениях за 1882 г., преобладали во всех группах крестьян[114]. Но различие было, как правило, небольшое. Вот, например, какова была ситуация в трех самых крупных селах волости: Ясеневе (временнообязанные крестьяне), Покровском (государственные крестьяне) и Зюзине (собственники из помещичьих крестьян). В Ясеневе при 132 надельных домохозяевах 132 семьи занимались местными промыслами и 119 работников – отхожими, и ни одного фабричного, т. е. живущего и работающего на фабрике. В Покровском (119 надельных домохозяев) – 121 семья занята местными промыслами, 33 работника в отходе и 2 фабричных. В Зюзине (78 надельных домохозяев) 79 семей заняты местными промыслами, 51 работник в отходе и ни одного на фабрике. Таким образом, местными промыслами занимались в каждой семье. Фабричных было очень мало. Но большая масса крестьян – почти из каждой семьи – в поисках заработка уходили из деревень. Они шли в города для работы в мелких ремесленных заведениях или в другие деревни на сезонные сельскохозяйственные работы.

Мастера кузнечного дела. Миниатюра из рукописной книги «Лекарство душевное», конец XVII в.

Многие крестьяне работали в Москве практически постоянно, оставаясь приписанными к своему сельскому обществу. При этом они получали полугодовой или годовой паспорт, который регулярно возобновлялся. В статистических ведомостях по каждому селению (за 1883 г.)[115] пофамильно отмечены все отсутствующие. Уходили обычно крестьяне из дальних селений, а особенно безземельные, т. е. приезжие из других мест мужчины, не имеющие надела в сельском обществе, и вдовы. Больше всего таких работников было в селе Ясеневе – 12. В селе Качалове – 5 и 6 безземельных, в дер. Дальней Беляевой – 7, в дер. Котляковой – 4 и 3 безземельных, в дер. Верхних Теплых Станах – 5... Зюзино было на 10-м месте – всего трое в отъезде, причем один – на военной службе.

Какую работу выполняли недавние крепостные в Москве и окрестных городках и селениях? Да ту же, что делали и для своих помещиков. Дворник, кучер, медник, кухарка, садовник, кузнец, сторож, пекарь, нянька, пастух, каретник, извозчик, водовоз, сапожник... Но уже появились среди крестьян фабричные, торговцы, и официант, и фотограф, и дорожный мастер на железной дороге, и владелец собственного дома, и хозяин постоялого двора.

Устойчивость сельских кустарных промыслов не зависела от устройства государства. Они возникали там, где в них была жизненная необходимость, и, как правило, закреплялись в семьях, передаваясь из поколения в поколение.

В «Поселенных таблицах» Ленинской волости (частью которой стала Зюзинская волость в 1918 г.) за 1927 г. сообщены сведения о наличии кустарных промыслов в селениях волости. Без расшифровки названы только количество хозяйств, в которых развиваются промыслы, и число занятых им лиц. Столько изменений произошло в селениях! А кустарные промыслы пригодились, хоть и стало их много меньше. В Покровском и выселках ими занимались 6 хозяйств, в Аннине, Борисове – по 7 хозяйств в каждом селении, в Верхних Котлах, Битцах, Качалове, Черемушках – по 4, в Конькове, Чертанове, Ясеневе – по 3, в Зюзине, Воронцове, Деревлеве – по 2[116].

Чем занимались тогда кустари в селах, неясно. Вполне вероятно, что не стало патронных фабрик в Борисове – и угас гильзовый промысел Зюзинской волости. Но женское рукоделье всегда живо. И деятельные предприимчивые крестьяне, ищущие заработка, на исходе эпохи НЭПа сумели найти, где приложить свои силы и умение.

Кирпичная провинция

Занявшись историей московских промыслов, чтобы представить процесс развития промышленности в Московском уезде, я обнаружила, что в Зюзинской волости особенно много кирпичных заводов. Промышленность в России обычно вырастала из ремесленных промыслов, бытовавших прежде всего в тех местах, где имелось свое сырье. А Зюзинская волость стояла на сырье – вся плоская платформа Теплостанской возвышенности, на которой она располагалась, была сложена из отличных красных кирпичных глин. Настоящая кирпичная провинция! Из кирпича стали строить дома и городские жители, и владельцы поместий, и даже крестьяне. В селе Зюзине в 80-х гг. XIX в. было около двух десятков каменных крестьянских домов.

Издавна на территории волости возникали кирпичные заводы – и большие, и маленькие. Стоило только выкопать яму поглубже да поставить поблизости сарай для сушки и печь для обжига продукции – вот тебе и завод. А сараи состояли, по сути, из больших плетней, обмазанных глиной и покрытых железной крышей. Нередко какой-нибудь владелец поместья в самых простейших условиях производил небольшое количество кирпичей для собственных нужд поместья. Если поместье находилось вдали от Москвы, то заводик работал лишь тогда, когда необходимо было что-то построить самому помещику или его ближайшим соседям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Книги похожие на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Ярославцева

С. Ярославцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Отзывы читателей о книге "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.