» » » » Владимир Ганзен - Системные описания в психологии


Авторские права

Владимир Ганзен - Системные описания в психологии

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Ганзен - Системные описания в психологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Системные описания в психологии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Системные описания в психологии"

Описание и краткое содержание "Системные описания в психологии" читать бесплатно онлайн.








Такая взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме,единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психикой жизни, психических состояний и процессов. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей его средой.

Процессы отражения и регулирования противоположны по своей сущности: целью отражения является повторение, копирование внешнего воздействия, а целью регулирования - нейтрализация, блокирование внешнего воздействия. Таким образом, раздвоив общую функцию психики - интеграцию - на психическое отражение и психическое регулирование, мы совершили первый шаг в системном анализе психики, разделив единое на две противоположности. Это раздвоение должно следовать принципу "разделить, но не разорвать".

Человек - активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому возможен второй акт раздвоения: будем различать активное и и реактивное отражение, а также активное и реактивное регулирование. В результате двух последовательный делений функции интеграции получена трехуровневая иерархическая структура функций психики человека (функциональная структура), описанная в общенаучных категориях (схема 1).

-------Картинка стр. 60------

Схема 1. Функциональная структура психики в общенаучных категориях.

---------------------

III. 2. 2. Функциональная структура психики человека в психологических понятиях. В психологической литературе неоднократно поднимался вопрос о системе психологических понятий. При этом затрагивались различные аспекты названной проблемы. Многие авторы, например Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и некоторые другие, отмечают отсутствие такой системы. Обсуждается возможный состав метасистемы - процессы состояния и т. п. К. К. Платонов [84] пишет о неразработанности многих вопросов психологии, препятствующей, по его мнению, созданию системы психологических понятий. Однако в литературе нет (или почти нет) работ, где бы обсуждались общие требования к такой системе: должна ли она быть глобальной или охватывать какое-то ядро основных понятий, какой должна быть ее структура, возможна ли множественность систем понятий и т. д.?

Будем исходить из того, что учебники психологии, обобщающие монографии и специальные работы, посвященные системам психологических понятий, учебные программы психологических учебных заведений отражают состав и, в определенной степени, структуры систем основных психологических понятий. Анализ указанных источников за последние 80 лет позволяет сделать вывод об изменчивости, незамкнутости и множественности систем понятий относительно одного и того же понятия - психики. В настоящее время можно выделить две подсистемы понятий - подсистемы общей психологии и психологии личности. Необходимость последовательного изложения материала приводит его к одномерному структурированию.

Из оглавлений 20 учебников психологии был выписан порядок рассмотрения психических процессов, внесенных в названия глав (см. приложение 1). Его анализ показал, что большинство авторов используют такую последовательность базисных понятий - мышление - эмоции - воля сознание. В эту последовательность в различных вариантах включаются и другие психологические понятия. Обращает на себя внимание тот факт, что вопрос об их систематизации не обсуждается ни в одном из учебников. Наибольшее единодушие авторов проявляется в том, что почти все они начинают изложение психологии с ощущений. Далее рассматриваются другие познавательные процессы, затем совершается переход к эмоциям и воле, которая в преобладающем большинстве учебников замыкает перечень психологических явлений. Самыми "подвижными" в этом линейном порядке оказываются память и внимание, особенно последнее (табл. 1).

Процедура построения системы понятий состоит в следующем: 1) отбирается совокупность понятий, относящихся к одному и тому же объекту, определяется ее полнота; 2) совокупность понятий группируется по формально-логическим признакам; 3) выясняются отношения (логические и семантические) между понятиями набора и группами понятий; 4) на основании установленных отношений определяется структура (или подструктуры) системы понятий; 5) выбирается способ графического представления найденной структуры системы понятий; 6) производится анализ полученной новой формы представления информации об объекте с точки зрения задач пользователя.

По поводу рассматриваемой процедуры необходимо сделать некоторые замечания. Набор исходных понятий может быть и неполным. Указанное обстоятельство не препятствует его систематизации. Процедура выбора первичного набора и группировки не формализована, и эти две задачи имеют не единственное решение. Поэтому описываемый метод может привести к неодинаковым, но сопоставимым результатам. Логические и семантические отношения между понятиями являются аналогом отношений эквивалентности и порядка и позволяют осуществлять только их группировку и упорядочивание. В результате анализа отношений может быть обнаружена одна или несколько структур, в общем случае система понятий может быть и полиструктурной. Одна и та же структура может иметь различное графическое представление. Весьма важно выбрать такую форму, которая наиболее отчетливо отражает отношения между понятиями и согласуется с возможностью восприятия пользователя.

--------Картинка стр. 62------

Таблица 1.Порядковые номера некоторых психических процессов в оглавлениях учебников (см. приложение 1)

---------------------

Заимствуем из современных учебников психологии множество понятий, описывающих основные психические явления: сознание, внимание, память, ощущение, восприятие, перцепция, мышление, представление, речь, эмоции, чувства, аффекты, мотив, действие, воля. Понятия этого множества по логической и семантической близости группируется следую0им образом (каждая триада реализует одну из функций психики, указанных справа от триады):

сознание + внимание + память - функция интеграции;

перцепция + ощущение + восприятие - функция реактивного отражения;

мышление + представление + речь - функция активного отражения;

аффект + эмоция + чувство - функция реактивного регулирования;

воля + мотив + действие - функция активного регулирования.

Первое понятие в каждой триаде является ведущим и объединяющим для двух остальных. Сознание - это высший интегратор психики человека. Внимание и память представляют собой "сквозные" психические процессы: они участвуют во всех психических явлениях. Память интегрирует информацию мире в одном хранилище. Внимание "связывает" субъект с объектом или его образом. Перцепция реализует функцию непосредственного отражения, она существует в двух формах: ощущения и восприятия. Образы восприятия и ощущения непроизвольны, поэтому перцепция выполняет функцию реактивного отражения. Мышление является формой опосредованного психического отражения, оно может быть образным и вербальным, чем и обусловлено вхождение в эту триаду представления и речи. Мышление реализует функцию активного отражения, так как оно не копирует явление, но позволяет проникнуть в его сущность путем активных преобразований информации в образной и знаковой формах. Аффект (здесь - целостная психическая реакция) существует в двух формах: эмоций и чувств, выполняет функцию реактивного, приспособительного регулирования. Активное регулирование производится при помощи волевых действий. Мотив как осознанная опредмеченная потребность играет роль побудителя к действию.

Наложим теперь рассмотренные триады понятий на схему 1. Учтем дополнительно, что память и внимания могут быть произвольными и непроизвольными. Тогда получим графическое представление функциональной структуры психики человека в психологических категориях (рис. 4). Следует постоянно помнить, что все психические функции тесно взаимосвязаны. Левая часть рис. 4 соответствует аффектно-волевой сфере человека, правая - перцептивно-мыслительной (познавательной) сфере человека. Функции нижней части рис. 4 имеются как у человека, так и у животных, функции верхней - только у человека.

Психика человека - динамическая система, функционирующая в определенной среде. Ее "входом" являются ощущения, сопровождающиеся эмоциональной оценкой, "выходом" - действия и речь. Интегрирующую функцию психики следует понимать диалектически, как единство противоположных тенденций интеграции и дифференциации при доминировании интеграции: психика обеспечивает не только объединение человека со средой, но и выделение из нее, осознание своей индивидуальности.

На основе рассмотренной здесь функциональной структуры возможно построение курса общей психологии по принципу "от целого к частям, а от частей - к новому целому". Движение "от целого к частям" проанализировано выше. Теперь нужно пройти обратный путь: от частей - к целому, но уже на новом уровне. Это обратное движение начинается с рассматривания отношений в каждой триаде, установление сходства и различия между триадами. Расположенные на одном уровне триады сходны по своей логической структуре, нижние и верхние триады различны. Затем все они объединяются попарно и рассматриваются как аффектно-волевая и познавательная, реактивная и активная сферы психики также в сравнительном плане. Далее исследуется взаимодействие этих сфер между собой и их "вклад" в интегрированную функцию психики, в объединяющие функции внимания и памяти. В результате о психике человека создается более целостное представление. Новые аспекты такого взгляда на психику открываются при соотнесении системы описаний человека как субъекта и личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Системные описания в психологии"

Книги похожие на "Системные описания в психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Ганзен

Владимир Ганзен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Ганзен - Системные описания в психологии"

Отзывы читателей о книге "Системные описания в психологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.