Александр Графский - Идеология свободы интеллектуального труда
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Идеология свободы интеллектуального труда"
Описание и краткое содержание "Идеология свободы интеллектуального труда" читать бесплатно онлайн.
Графский Александр
Идеология свободы интеллектуального труда
Александр Графский
Идеология свободы интеллектуального труда
Вместо эпиграфа:
-А почему проституция считается выгодным занятием?
-Смотри: у тебя есть нечто...
ты это нечто продаешь...
и у тебя это нечто опять остается...
(Анекдот)
Все, кто более-менее долго сталкивался с компьютерами, программами или хотя бы компьютерной публицистикой, обязательно слышали про проблему т.н. "компьютерного пиратства", а также и более общий ее вариант - проблему т.н. "авторских прав".
Мы уже очень давно заметили, что все разговоры вокруг "пиратства" и "авторских прав" обычно крутятся вокруг одного и того же. Люди натыкаются на одни и те же вопросы и продолжают топтаться на месте, не осмеливаясь осознать, что причина всех этих затруднения в изначально неверном подходе к проблеме - неверном до смешного. Hо у человечества вообще во все времена было туго с осознанием очевидного.
В нижеследующем тексте, мы постарались изложить собственную точку зрения на эту проблему в виде ответов на наиболее распространенные и характерные вопросы и возражения, выдвигаемые в связи с ней.
Что же такое компьютерное "пиратство"
и в чём заключается его проблема?
Что касается первого, то это очень забавный вопрос. Дело в том, что хотя про "пиратство" слышали, безусловно, все, сколько-нибудь причастные к нему, никто, однако, не в состоянии дать четкого общепринятого определения, что же это такое. В трактовке этого термина нет ясности, и это неслучайно, т.к. представители всех противоборствующих точек зрения на проблему н а м е р е н н о избегают определять его, используя эту неясность в своих целях.
По максимуму, можно сказать, что "пиратство" - это любая форма использования или распространения авторской продукции, находящейся в частной собственности, без явного письменного согласия ее владельца. Такое определение предпочитают крупные коммерческие производители интеллектуальной продукции, владеющие ею в больших объемах, т.к. оно наилучшим образом отвечает их интересам доминирования на рынке интеллектуальной продукции через инструмент авторского права и путем обложения потребителей большими обязанностями, чем несут они сами.
По минимуму, можно сказать, что "пиратство" - это то же самое, но только в случае извлечения непосредственной денежной выгоды в ощутимых размерах, а также с нанесением явного ущерба интересам и репутации автора. Такого определения придерживается большинство пользователей интеллектуальной продукции, не участвующих в ее экономических аспектах, т.к. оно выгораживает их в плане использования не отвечающих первому определению копий интеллектуального продукта для собственных нужд, что делается в мире каждый день миллиардами людей каждую минуту и каждую секунду, причем, нередко без всяких ассоциаций с собственно проблемой "пиратства".
Далее мы будем вести речь в основном о компьютерном "пиратстве" в максимальном понимании, т.к. именно эта точка зрения представляется наиболее опасной для прогресса и социального благополучия любого общества, намеревающегося вступить в 3-е тысячелетие не на последних ролях. Эту точку зрения можно назвать коммерческо-абсолютистской, т.к. суть ее сводится к тому, что за автором (или чаще тем, кто его представляет) должны быть юридически закреплены практически неограниченные права на свое произведение на протяжении очень большого срока, которые охраняются всей властью государства и в т.ч. его силовыми структурами. Предполагается, что противоборство самих авторов на рынке идей и ограниченность возможностей технических средств автоматически установят баланс и скомпенсируют очевидное несправедливое превознесение держателя таких прав над остальными гражданами естественным образом. Так было до сих пор, на протяжении столетий, но так перестало быть в последнее время с появлением компьютерных технологий, и теперь всё чаще подобный подход к авторским правам позволяет превращать произведение в инструмент извлечения неограниченной прибыли, власти над другими и ущемления их прав. Однако, пока этот факт не осознан обществом в полной мере и официальные власти продолжают придерживаться именно такого, традиционного подхода к авторскому праву, ничего не предпринимая для приведения его в соответствие современным условиям. В этом и заключается проблема авторского права и "пиратства".
Подождите, как это нет определения?
Разве не существует юридических формулировок и статей
об уголовных и административных правонарушениях в области
интеллектуальной собственности и авторского права?
В том то и дело, что даже в самых развитых законодательных системах эти формулировки либо неоднозначны, либо слишком абстрактны, либо страшно устарели, либо оторваны от действительности. Это понимает любой хороший специалист в соответствующей технической области. Споры по авторскому праву чрезвычайно сложны, трактовки статей очень спорны, и потому как правило они решаются на основе прецедентов, т.е. как когда-то те или иные юристы решили рассматривать то или иное положение закона в реалиях того времени, когда это происходило. При это все судебные прецеденты, связанные с авторскими правами, касались обычно лишь ярко выраженных случаев в особо крупных или разрекламированных проявлениях, и в большинстве являлись не искренней волей справедливой Фемиды, а внешним следствием закулисных разборок между крупными владельцами выгодных информационных технологий в борьбе за рынок, рекламу или денежный куш... Истинной юриспруденцией на подобных процессах не пахло и не пахнет, а судебные иски и статьи законов использовались и используются противоборствующими сторонами ради пикантной рекламы или в попытке завалить конкурентов под послушное одобрение некомпетентных в сложной технике юристов и обывателей.
Что касается нашей страны, то ее юридический опыт в вопросах "пиратства" и вовсе ничтожен. Hе стоит обращать внимания на регулярные рейды ОМОHа на Митинский рынок. Посвященные с энтузиазмом расскажут вам о том, что за этим на самом деле стоят всего лишь столкновения контролирующих данный рынок мафиозных кланов, либо необходимость в отчетности упомянутых органов перед начальством. А знатоки программного обеспечения прекрасно знают, что повышение цен на "пиратскую" продукцию после любого такого рейда продержится считанные месяцы, если не недели. Hе стоит обращать внимания и на искусственно раздуваемые время от времени в СМИ процессы над некими фирмами, якобы уличенными в компьютерном "пиратстве", - их приходится в год по чайной ложке, да и влияния на повседневную жизнь рядовых пользователей они не оказывают никакого.
Hу и какова же ваша точка зрения
на решение проблемы авторских прав?
В первую очередь, как уже можно догадаться, традиционный подход к авторским правам в области программирования безнадежно устарел и требует срочного пересмотра и более подробного и гибкого освещения тематики на юридическом уровне.
Прежде всего следует осознать, что абсолютизм права автора на самом деле глубоко противоестественен и антисоциален. Дело в том, что автор создает свое произведение не один. Он делает его в обществе, в цивилизации, которая разными путями и с разных сторон обеспечила ему возможность воплотить свой природный дар, интеллект и творческие задатки в законченное произведение, пригодное для остальных. Следовательно, автор не менее обязан обществу, чем оно ему. Поэтому авторские права должны быть сбалансированы и лишены того абсолютизма, который пока имеют.
Первоначальная задача авторских прав заключается в том, чтобы обеспечить автору возможность заработать на своем произведении прибыль и окупить затраты на его создание. Это, безусловно, верно, но на этом же и следует остановиться, т. к. авторские права не должны простираться дальше прав всех остальных граждан на информацию - священное достояние человечества, лежащее в основе цивилизации.
Суть современной проблемы авторских прав заключается в том, что их теперешняя реализация ущемляет право остальных на информацию. Она дает возможность одному человеку, захватить в свои руки какой-то вид информации (как правило, сделанной им же самим, но ставшей с момента публикации полноценным элементом человеческой культуры) и попрать с ее помощью права других в эгоистичных целях.
Т.о. авторские права должны быть лишены абсолютизма и ограничены до тех пор, пока они только позволяют автору получить за произведение адекватное вознаграждение, и сразу прекращать свое действие по достижении этого.
Итак, прежде всего следует четко усвоить, что привычные и кажущиеся вроде бы естественными нормы современных юридических кодексов "авторского права" - отнюдь не абсолютны и не только могут, но и должны меняться со временем, причем очень основательно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Идеология свободы интеллектуального труда"
Книги похожие на "Идеология свободы интеллектуального труда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Графский - Идеология свободы интеллектуального труда"
Отзывы читателей о книге "Идеология свободы интеллектуального труда", комментарии и мнения людей о произведении.