Алексей Царьков - Русско-японская война 1904-1905

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русско-японская война 1904-1905"
Описание и краткое содержание "Русско-японская война 1904-1905" читать бесплатно онлайн.
В этой книге мы решили вспомнить и рассказать о ходе русско-японской войны на море: о героизме русских моряков, о подвигах многих боевых кораблей, об успешных действиях отряда владивостокских крейсеров, о беспримерном походе 2-й Тихоокеанской эскадры и о ее трагической, но также героической гибели в Цусимском сражении.
2-8 июня миноносцы № 203, 205 и 206 предприняли набеговую операцию к острову Хоккайдо, в ходе которой были потоплены шхуны "Ансей Мару", "Хачиман Мару", "Сей-учи Мару" и захвачена шхуна "Хакацу Мару".
15 июня крейсера вновь вышли в море. Планировался набег на Гензан и к отряду присоединились 8 миноносцев и вспомогательный крейсер "Лена". 17 июня миноносцы зашли в гавань Гензана, обстреляли порт и потопили пароход "Коун Мару" и парусник "Сейхо Мару". При этом был потерян миноносец № 204. Оставшиеся миноносцы и "Лена" вернулись во Владивосток, а крейсера направились к Цусимскому проливу. Вечером 18 июня у острова Ики с кораблей заметили дымы японской эскадры и повернули обратно. Японцы попытались перехватить русский отряд, ночью в атаку были посланы истребители, но их атаки были успешно отбиты. Утром 19 июня крейсера захватили английский пароход "Чельтенхем" с контрабандой. 20 июня русские корабли благополучно вернулись в базу.
Самым продолжительным стало шестое крейсерство, проходившее вне пределов Японского моря. 4 июля корабли вышли из Владивостока. Рано утром 7 июля прошли Сангарским проливом и вышли в Тихий океан. Японцы заметили прорыв русских крейсеров, но сделать ничего не могли. В тот же день крейсерами был потоплен пароход "Такасима Мару" (318 т), парусные шхуны "Кито Мару" и "Хокусей Мару". 9 июля захвачен немецкий пароход "Арабия" с контрабандой. Утром 10 июля отряд встретил английский пароход "Найт коммандер", который перевозил военную контрабанду. В тот же день были потоплены шхуны "Джидзай Мару" и "Фукуий Мару". 12 июля отряд потопил немецкий пароход "Тэя", перевозивший контрабанду и в качестве приза захватил английский пароход "Калхас" с контрабандой. На кораблях отряда начал заканчиваться уголь, и они повернули обратно. 16 июля крейсера прошли Сангарским проливом и 19 июля пришли во Владивосток, пройдя более 3000 миль. В результате этого 16-дневного крейсерства удалось добиться значительных успехов. Хотя не было потоплено ни одного транспорта с войсками, настоящая паника охватила торговых представителей Японии, Англии, Германии и США. Судоходные компании резко сократили рейсы судов в Японию. Страховые компании перестали страховать суда от военного риска. Поставки военных грузов в Японию практически прекратились.
Бой 1 августа
Во время попытки прорыва русских кораблей из Порт-Артура, перед владивостокским отрядом была поставлена задача выйти в Японское море навстречу 1-й Тихоокеанской эскадре и отвлечь на себя крейсера Камимуры. При встрече с эскадрой Камимуры отряду предписывалось, не вступая в бой, уводить ее на север. Рано утром 30 июля отряд вышел в море, и началось томительное ожидание. Все расчетные сроки встречи с порт-артурской эскадрой проходили, на кораблях отряда нарастало напряжение. 1 августа в 4.40 утра на севере появились дымы и силуэты кораблей. Это была эскадра Камимуры. Трем русским крейсерам "России", "Громобою" и "Рюрику" противостояли четыре японских броненосных крейсера "Идзумо", "Адзума", "Токива" и "Ивате".
Японские корабли были современнее, лучше бронированы и вооружены, имели большую скорость. У русских кораблей на борт могли стрелять лишь 6х203-мм, 22х152-мм и Зх120-мм орудия, а японцы 16х203-мм и 28х152-мм орудиями.
В 5.05 японские корабли открыли огонь, русские ответили. На дальних дистанциях русские стреляли лучше, но японцы стали сближаться, ввели в действие 152-мм орудия и начались попадания в русские корабли. Русские крейсера прибавили скорость и начали маневр уклонения. Японцы повторяли их маневры и, пользуясь преимуществом в скорости, постепенно сближались. Их огонь начал причинять все больше повреждений русским кораблям. Японские снаряды разрывались на большое число осколков и вызывали большие потери на слабо бронированных русских крейсерах. Наиболее тяжелые повреждения получил крейсер "Рюрик", на нем начались пожары, и он стал отставать. В 5.23 в "Россию" попал снаряд, повредивший четвертую трубу, и крейсер резко сбавил ход. В этот момент "Рюрик" получил подводную пробоину в корме. В 5.36 к японцам подошел крейсер "Нанива", открывший огонь по "Рюрику". "Россия" и "Громобой" стали маневрировать, чтобы огнем отогнать японский корабль от поврежденного крейсера. В 6.28 на "Рюрике" подняли сигнал: "Руль не действует". Руль крейсера оказался заклинен в положении на правый борт. Крейсер отстал от остальных русских кораблей, и теперь по нему стреляли все корабли противника.
В 6.38 Иессен повернул крейсера спасать "Рюрик". "Россия" и "Громобой" отвлекали огонь противника на себя, позволяя "Рюрику" исправить повреждения. С 6.38 до 8.25 крейсера, прикрывали поврежденный крейсер. В это время японцы добились наибольшего числа попаданий в "Россию" и "Громобой". На "России" начался пожар на полубаке, у крейсера были разбиты три дымовые трубы, скорость значительно снизилась. В свою очередь "Россия" добилась попадания в "Идзумо", а "Рюрик" в "Ивате". Один из снарядов разорвался на юте "Громобоя" и вывел из строя несколько орудий, убив до 50 человек. В 7.12 на "Рюрике" смогли исправить повреждения, корабль увеличил скорость и стал удерживаться на курсе. В 7.20 русские крейсера предприняли очередной прорыв, но у "Рюрика" не хватало скорости. Японцы стали расстреливать отстающий крейсер. В командование "Рюриком" вступил лейтенант Иванов-13-й. В 8.10 русские крейсера вернулись к "Рюрику" и на них вновь сосредоточился огонь противника, нанося кораблям новые повреждения. Это была последняя попытка выручить своего собрата. В 8.25 Иессен окончательно повернул во Владивосток. Его преследовали японские крейсера. Огонь русских кораблей продолжал наносить повреждения японцам. В 9.20 из строя вышел крейсер "Адзума", и в 9.50, дав последний залп, японцы развернулись в сторону "Рюрика".
Тем временем, "Рюрик" остался один против двух крейсеров противника. На русском корабле были повреждены надстройки, разбиты мачты и трубы, крейсер описывал циркуляции и практически не управлялся, стрелять могли лишь несколько орудий. "Нанива" и "Такачихо" начали расстреливать крейсер, выбрав место за кормой. На "Рюрике" хотели торпедировать подошедшие близко крейсера противника, но в торпедный аппарат попал снаряд. Взрывом крейсеру были нанесены тяжелейшие повреждения, число убитых и раненых возрастало. Японцы продолжали обстрел гибнущего корабля. В 10.05 орудия "Рюрика" сделали последний выстрел, и его командир решил затопить крейсер. В 10.20 "Рюрик" лег на левый борт и затонул. В упорнейшем и кровопролитном пятичасовом бою экипаж "Рюрика" совершил подвиг, достойный славы "Варяга", и не сдался противнику. Из 22 офицеров крейсера погибло 9 и было ранено 9, из 796 матросов погибли 193, ранено — 229 человек. 3 августа "Россия" и "Громобой" вернулись во Владивосток. На "России" погибло 48 и ранено 165 человек, на "Громобое" — убит 91 и ранено 182 человека. Оба корабля получили тяжелые повреждения, на исправление которых ушло более двух месяцев. Больше крейсера отряда активного участия в боевых действиях не принимали. Из японских крейсеров наибольшие повреждения получили "Ивате"(10 попаданий, 39 убитых, 6 раненых) и "Идзумо"(20 попаданий, 3 убитых, 6 раненых). Общие потери на японских кораблях составили 44 убитых и 71 раненый.
Гибель 1-й эскадры
Вернувшиеся в Порт-Артур корабли эскадры немедленно приступили к исправлению повреждений. Уже через неделю все корабли вновь могли выйти в море, дать бой противнику и попытаться прорваться во Владивосток. Надо было решать, что дальше будут предпринимать оставшиеся корабли эскадры. Мнение наместника по этому вопросу оставалось прежним — прорыв во Владивосток. Но на совещании флагманов 6 августа большинством голосов было решено остаться в Порт-Артуре и целиком подчинить эскадру борьбе на сухопутном фронте. Только командир "Севастополя" капитан I ранга Н. О. Эссен высказался за выход эскадры в море, чтобы в бою с противником нанести ему как можно больше повреждений и, таким образом, облегчить задачу 2-й Тихоокеанской эскадры. Пусть несколько наших броненосцев погибнет, но и противник понесет потери.
С этого момента эскадра фактически перестала существовать как оперативно-тактическое соединение, которое ведет активные боевые действия на море. Теперь корабли можно было воспринимать лишь как плавучие батареи, которые вели перекидной огонь по противнику из гавани Порт-Артура, не покидая места своей стоянки и лишь иногда выходили из крепости, чтобы поддержать наши войска. Стоит отметить, что артиллерия броненосцев значительно облегчила нашим войскам отражение первых двух штурмов крепости. Кроме того, корабли стали плавучими арсеналами вооружений — все орудия, которые только можно было снять и установить на берегу, постепенно отдавали на сухопутный фронт.
Не остались без дела и экипажи кораблей — из них формировали десантные роты, немедленно отправлявшиеся в качестве подкрепления на передовую. Они возвращались на корабли только для отдыха и пополнения состава, поскольку процент потерь среди моряков был довольно высоким.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русско-японская война 1904-1905"
Книги похожие на "Русско-японская война 1904-1905" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Царьков - Русско-японская война 1904-1905"
Отзывы читателей о книге "Русско-японская война 1904-1905", комментарии и мнения людей о произведении.