» » » » Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия


Авторские права

Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Яуза», Издательство «Эксмо», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия
Рейтинг:
Название:
1941 год на Балтике: подвиг и трагедия
Издательство:
Издательство «Яуза», Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-699-34859-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия"

Описание и краткое содержание "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" читать бесплатно онлайн.



Трагический Таллинский переход и эвакуация Ханко, ожесточенная битва за Моонзунд и героическая оборона Ленинграда — новая книга ведущего историка флота подробно освещает все ключевые события 1941 года на Балтике, неопровержимо доказывая, что 41-й был годом не только «Балтийской катастрофы», но и великого подвига советских моряков, выстоявших в неравной борьбе и сорвавших планы гитлеровского командования.






С 3 ноября в связи с образованием ледового покрова в Невской губе были сняты корабельные дозоры. Корабли могли ходить только Морским каналом по пристрелянному противником фарватеру. С 20 ноября суда могли ходить только за ледоколами. Из-за нехватки ледоколов суда и корабли, участвовавшие в перевозках, объединялись в отряды. Перевозки происходили под интенсивным артобстрелом тяжелой артиллерии противника, ему удалось потопить буксирный пароход «Ульянов» и две баржи, затертые льдом в открытой части канала. 20 декабря прошел последний конвой.

В перевозках частей 8-й армии принимали участие 4 десантные баржи, 3 сетевых заградителя, 32 транспорта и вспомогательных судна. До 20 декабря корабли совершили 181 рейс и перевезли 38 000 человек, более 6000 лошадей, 1600 машин, 309 орудий и минометов, 1500 т различных грузов.

Одновременно происходили встречные перевозки для создания на Ораниенбаумском плацдарме Приморской оперативной группы войск. Всего было перевезено 14 615 человек, 107 лошадей, 151 автомашина, 44 танка, 23 орудия, 3721 т боеприпасов, 690 т горючего, около 5000 т продовольствия и другие грузы.

20 октября началась Синявинская операция по деблокаде Ленинграда. В ней принимали участие войска 54-й (в ее составе сражалась 6-я бригада морской пехоты) и 55-й армий и Невской оперативной группы. Для усиления Невской оперативной группы на плацдарм в районе Невской Дубровки предстояло перебросить вывезенные из Ораниенбаума дивизии 8-й армии. Для этого флот выделил отряд моряков и перебросил в район переправы катера, шлюпки и другие переправочные средства. Первая группа моряков прибыла к месту переправы 23 октября. Переправа происходила под непрерывным огнем противника. За период работы у Невской Дубровки отрядом моряков был переправлено около 17 000 человек, 361 орудие, 24 танка, 76 т боеприпасов, около 54 т продовольствия.

Артиллерийская поддержка войск Невской оперативной группы возлагалась на Отряд кораблей р. Невы, усиленный эсминцами «Сметливый», «Суровый», «Гордый» (пришли в район Усть-Ижоры 14 октября), Укрепленный сектор р. Невы и железнодорожные батареи. Перед морской артиллерией были поставлены следующие задачи: подавление узлов сопротивления противника, обстрел дорог с целью не допустить подхода вражеских резервов.

Наступлению предшествовала артиллерийская подготовка, во время которой корабли и батареи выпустили по врагу 1163 снаряда. Всего с 20 по 25 октября корабли и батареи выпустили по врагу более 2000 снарядов среднего и крупного калибра. Одновременно самолеты ВВС КБФ наносили бомбо-штурмовые удары по вражеским войскам.

Наступление наших войск встретило организованную систему огня противника, который перебросил свежие войска в район Синявина, и к 29 октября наступление наших войск остановилось.

12 ноября началось контрнаступление советских войск под Тихвином. Одновременно начали наступление на Усть-Тосно войска правого фланга 55-й армии. Артиллерийскую поддержку наступавшим частям 55-й армии оказывали Отряд кораблей р. Невы и батареи Укрепленного сектора р. Невы — всего 50 орудий.

27 октября Военный совет КБФ принял решение об эвакуации островов Бьёркского архипелага, Гогланда, Соммерса, Б.Тютерса. 1 ноября части ВУС (свыше 6300 человек и техника) были перевезены в Кронштадт. Эвакуацию прикрывали канонерские лодки «Москва», «Волга» и «Кама». 2 ноября Выборгский укрепленный сектор был расформирован в связи с его эвакуацией.

Гогландский укрепленный сектор был расформирован 6 ноября, в связи с его эвакуацией в Кронштадт. До 6 декабря на Гогланде был оставлен небольшой гарнизон для прикрытия эвакуации Ханко. 31 декабря 1941 г. острова Гогланд и Б.Тютерс были вновь заняты частями КБФ и на них созданы гарнизоны. В октябре — декабре КБФ провел эвакуацию гарнизонов Ханко и острова Осмуссар.

К концу октября 1941 г. основные корабельные силы и органы управления флотом сосредоточились в Ленинграде. Кронштадт в связи с этим из главной военно-морской базы 30 октября был преобразован в военно-морскую крепость, комендант — генерал-лейтенант А.Б. Елисеев. В самом городе начали устанавливать артиллерийские орудия, снимая их с подводных лодок, тральщиков и вспомогательных кораблей. Были сформированы три новых артиллерийских дивизиона, которые должны были защищать крепость с юго-востока.

С наступлением зимы в условиях ледостава противник мог попытаться захватить Кронштадт, наступая по льду с Карельского перешейка и с Петергофско-Стрельнинского направления, или обойти по льду левый фланг 23-й армии, державшей фронт на Карельском перешейке.

В ноябре 1941 г. разрабатывается план круговой зимней обороны военно-морской крепости Кронштадт. К 29 ноября для усиления обороны Кронштадта было установлено еще 10 батарей с орудиями калибра 130–152 мм. В ИУС также были созданы два новых дивизиона.

Подступы к крепости прикрывала система артиллерийского и минометного огня. Оборона крепости была круговой. Ее осуществляли батареи отдельных артдивизионов, установленных на островах и фортах. В случае наступления противника по льду залива могли вести огонь из Кронштадта более 100 орудий крупного и среднего калибра, с Ораниенбаумского плацдарма — 75. В систему артиллерийского огня крепости были включены также линкор «Марат», канлодки «Волга» и «Кама».

Наземных войск, кроме одного артиллерийско-пулеметного батальона, в Кронштадте не было. Поэтому основу обороны составляли огневые средства — пушки и пулеметы. Но их не хватало, и командование флота решило на период ледостава снять с катеров и вспомогательных судов 45-мм пушки и крупнокалиберные пулеметы.

Для их размещения на Морском заводе было создано 14 специальных плавучих огневых точек. На заводе были изготовлены также 40 металлических саней для перевозки 45-мм пушек и 45 саней для пулеметов М-1. Из личного состава кораблей ОВРа были сформированы взводы, роты, батальоны как резерв для контрудара при непосредственной угрозе прорыва противника. Для усиления обороны было установлено 15 км проволочных заграждений, 89 дотов и дзотов.

Между морскими фортами были выставлены минные поля из противопехотных и противотанковых мин, а также 45-мм пушки, оборудованы ледяные окопы. С наступлением темноты и до рассвета на лед выходили дозоры и боевое охранение.

Враг так и не решился вывести войска на лед, чтобы попытаться захватить остров Котлин и форты или нанести фланговый удар по Ораниенбаумскому плацдарму.

В связи с замерзанием Финского залива создалась непосредственная угроза вторжения противника в Ленинград со стороны Стрельны и Урицка по льду. Директивой командующего КБФ перед Ленинградской ВМБ были поставлены задачи: во взаимодействии с 42-й армией прикрыть подступы к Ленинграду со стороны Финского залива системой артиллерийского огня в сочетании с инженерными сооружениями; прикрыть фарватер лыжными дозорами; обеспечить морские перевозки.

Ленинградская ВМБ сформировала 8 батарей 45-мм орудий на санях, дивизион буеров (18 ед.), четыре стрелковые роты. В декабре был сформирован 1-й особый лыжный полк моряков.

К обороне Ленинграда со стороны залива были привлечены крейсера «Максим Горький» и «Киров», эсминец «Опытный», канонерская лодка «Красное Знамя», а также орудия НИМАПа и 9 железнодорожных батарей. На западной окраине Ленинграда занимали позиции три дивизиона зенитной артиллерии (48 85-мм орудий), переправленных с Котлина. Перед ними была поставлена задача — уничтожать танки и живую силу противника при наступлении с южного побережья Финского залива.

Готовились к зиме и корабли. Ввиду отсутствия мазута и в целях сохранения материальной части кораблей, ВС КБФ 28 ноября постановил прекратить нефтяное отопление большинства кораблей с 1 декабря и перевести их на отопление углем. На всех кораблях, переводимых на уголь, оставался НЗ мазута. На нефтяном отоплении были оставлены следующие корабли, которым установлен суточный расход топлива: линкор «Октябрьская Революция» — 10 т/с, крейсер «Киров» — 8 т/с, эсминцы «Строгий», «Стройный», «Сильный», «Страшный», канлодка «Красное Знамя» — по 2 т/с — всего 28 т/с. Для сохранения тепла в помещениях палубы кораблей были покрыты толстым слоем шлака, над люками и у дверей надстроек построены тамбуры. В целях маскировки борта и надстройки кораблей красили белилами.

Приказом от 18 декабря устанавливалась оперативная готовность кораблей на зимний период 1941/42 г. от 6 до 12 суток. Корабли должны были иметь в готовности к немедленному открытию огня: линкор «Октябрьская Революция» — 2 башни, крейсера — по одной, лидер «Ленинград» — 2 орудия. Зенитное вооружение всех кораблей должно быть в готовности к немедленному действию. Несмотря на все трудности, корабли почти ежедневно открывали огонь по батареям противника. Например, последнюю стрельбу в 1941 г. артиллеристы крейсера «Максим Горький» выполнили 27 декабря.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия"

Книги похожие на "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Чернышев

Александр Чернышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия"

Отзывы читателей о книге "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.