» » » » Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия


Авторские права

Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Яуза», Издательство «Эксмо», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия
Рейтинг:
Название:
1941 год на Балтике: подвиг и трагедия
Издательство:
Издательство «Яуза», Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-699-34859-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия"

Описание и краткое содержание "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" читать бесплатно онлайн.



Трагический Таллинский переход и эвакуация Ханко, ожесточенная битва за Моонзунд и героическая оборона Ленинграда — новая книга ведущего историка флота подробно освещает все ключевые события 1941 года на Балтике, неопровержимо доказывая, что 41-й был годом не только «Балтийской катастрофы», но и великого подвига советских моряков, выстоявших в неравной борьбе и сорвавших планы гитлеровского командования.






Не один раз противник вплотную подходил к Кронштадту, намереваясь овладеть островом Котлин и прорваться к Санкт-Петербургу. Впервые шведские корабли с десантом подошли к Кроншлоту в июне 1704 года, но после перестрелки они, простояв два дня, ушли. На следующий год шведы повторили попытку, но, также потерпев неудачу, ретировались. Во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. балтийский флот в двухдневном (23–24 мая 1790 г.) сражении у Красной горки преградил путь шведскому флоту.

В июне 1854 г. (во время Крымской войны 1853–1856 гг.) англо-французский флот подошел к Кронштадту, но, выяснив чрезвычайную мощность обороны крепости, союзники отказались от атаки и отошли, так и не решив прорываться под огнем кронштадтских фортов.

В 1855 г. отряд английских и французских судов вновь приблизился к Кронштадту, но после подрыва на минах четырех судов союзники отказались от активных операций против крепости.

В 1919 году английские корабли подошли к Копорскому заливу с целью прорыва вместе с войсками Юденича к Кронштадту и Петрограду. После нескольких боевых столкновений с советскими кораблями, потеряв эсминец и подводную лодку, они вынуждены были отступить. В августе английские торпедные катера атаковали кронштадтские гавани, но, потеряв 4 катера и не причинив серьезного ущерба Красному флоту, отказались от последующих атак.

С 1918 до 1940 г. Кронштадт был единственной базой Балтийского флота. В начале 1930-х гг. началось строительство военно-морской базы Ручьи в Лужском заливе, но она так и осталась недостроенной. Кронштадт имел инфраструктуру, необходимую для обеспечения базирования кораблей всех классов — от торпедных катеров до линкоров. В Кронштадте находились уникальные сухие доки и Морской завод, который мог ремонтировать корабли всех классов.

К 1940 г. Кронштадт располагал мощной береговой обороной, имевшей на вооружении стационарные и железнодорожные орудия калибром от 45 до 356 миллиметров. Стационарная артиллерия дислоцировалась на морских и береговых фортах, а железнодорожная — на специальных железнодорожных позициях.

В 1940 г. флот ушел в Прибалтику на новые базы, отодвинулась граница и на Карельском перешейке. Кронштадт оказался в глубоком тылу. Вся железнодорожная артиллерия была отправлена на оборону новых военно-морских баз, а часть стационарных батарей законсервировали.

После того как в 1940 году корабли ушли на новые базы, в Кронштадте оставались только корабли охраны водного района, торпедные катера 2-й бригады, учебные корабли, ремонтируемые и проходившие испытания, пришедшие с ленинградских заводов новые корабли. После вступления в строй корабли направлялись в передовые базы Балтийского флота или на другие театры. Здесь же находились основные учебные отряды и школы. Таким образом, Кронштадт был не только тыловой базой, но и важнейшим военно-морским центром страны.

Но Кронштадт был не только военно-морской базой. Он был морским щитом Ленинграда. К 1941 году Ленинград являлся крупнейшим промышленным, научным и культурным центром СССР. Его промышленность производила более 10 процентов всей валовой продукции страны. Ленинград был и крупнейшим центром судостроения. Все корабли Балтийского, Северного и половины Тихоокеанского флотов к 1941 г. были построены на заводах Ленинграда. В Ленинграде находилось большинство военно-морских учебных заведений (академия, высшие училища, учебные отряды, научно-исследовательские институты).


К 22 июня 1941 г. Кронштадтская военно-морская база (командир — контр-адмирал В.И. Иванов) представляла собой достаточно многочисленное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны в восточной части Финского залива. Для обороны водного района базы, простиравшегося на 100 миль к западу от Кронштадта, имелись три соединения кораблей: охрана водного района (ОВР), включавшая два дивизиона тральщиков, два дивизиона сторожевых катеров («малых охотников» за подводными лодками) и дивизион сетевых заградителей; шхерный отряд и 2-я бригада торпедных катеров. Командованию базы был подчинен также отдельный учебный дивизион подводных лодок. В Кронштадте дислоцировались корабли отряда строившихся и ремонтирующихся кораблей. 21 июня, буквально за несколько часов до начала войны, на Большом Кронштадском рейде встал линкор «Марат», прибывший из Таллина.

Береговая оборона организационно была сгруппирована в трех секторах. Самый мощный Кронштадтский укрепленный сектор (КУС) объединял артиллерию острова Котлин, фортов и южного побережья и состоял из 8 артиллерийских дивизионов и нескольких стрелковых подразделений.

Морские форты — искусственные инженерные сооружения, построенные вокруг острова Котлин из насыпного грунта и железобетона, — по своей мощи были неодинаковы: «северные» и «южные» имели на вооружении орудия калибром от 45 до 120 мм, а так называемые литерные — «П», «О» и «Р» — от 45 до 254 мм.


Начальник ПВО КБФ, в сентябре — октябре 1941 г. комендант крепости Кронштадт Г.С. Зашихин.


Особенно мощными были форты Первомайский («П») и Обручев («О»), вошедшие в строй перед началом Первой мировой войны. Вся их боевая техника, боезапас, командные пункты, все складские и жилые помещения находились в железобетонных укрытиях, способных выдержать попадания крупных снарядов и авиабомб.

На южном берегу залива располагались форты Краснофлотский (Красная горка) и Красногвардейский (Серая лошадь), также вступившие в строй накануне Первой мировой. Красная Горка был самым мощным фортом в КУС, имевшем на вооружении 8 305-мм орудий — таких же, как на линкорах.

Средства ПВО базы включали 3 зенитно-артиллерийских полка (1, 2 и 6-й) и 4 отдельных дивизиона (156 76-мм орудий). Батареи 1 — го полка размещались на Котлине и морских фортах, 2-го — в районе фортов Красная горка и Серая лошадь, 6-й — в районе Петергоф — Ораниенбаум.

Береговая оборона островов и побережья Выборгского залива (Выборгский укрепленный сектор) состояла из двух артиллерийских дивизионов — 22-й и 32-й ОАД и 27-го отдельного зенитного дивизиона. Комендант ВУС — полковник В.Т. Румянцев.

На островах в средней части Финского залива было установлено пять батарей береговой обороны и 95-й ОЗАД, объединенных в Гогландский укрепленный сектор, комендант — полковник И.А. Большаков.

Немецко-фашистское командование должным образом оценивало значение Кронштадта и с первых дней войны решило изолировать его от передовых баз флота. В 2.40 22 июня Кронштадтская ВМБ была приведена в готовность № 1 и была готова немедленно отразить нападение противника. В начале четвертого утра 22 июня несколько наблюдателей на фортах и кораблях почти одновременно увидели группу чужих самолетов. 12 «юнкерсов» тремя группами на низкой высоте шли к Котлину со стороны финского берега. На фортах Обручев, Первомайский и линкоре «Марат» ударили зенитки.

Немецкие самолеты поставили на подходах к Кронштадту 16 магнитных мин. На одной из них 22 июня подорвался и затонул в районе Петергофа пароход «Рухно», шедший из Ленинграда. 23 июня в 00.50 16 самолетов произвели налет на Кронштадт и форты, сбросив мины в районе Красногорского рейда, Толбухина маяка, фортов «К» и «Р». 24 июня авиация противника вновь пыталась прорваться к Кронштадту. Зенитная артиллерия 1-го и 2-го полков, Голландского и Выборгского секторов 22,23 и 24 июня сбила 4 самолета. После налета 24 июня противник до 19 сентября налетов на Кронштадт не предпринимал.

Главная база — Таллин и передовые базы — Моонзунд и Ханко могли обеспечить действия боевых кораблей и авиации только при бесперебойном снабжении их топливом, боезапасом и другими видами снабжения. Поэтому по коммуникации Кронштадт — Таллин — Моонзунд — Ханко в 1941 году прошло более 800 транспортных судов, на которых было перевезено 89 тыс. человек и 193 тыс. т грузов.

Но недолго Кронштадт оставался глубоким тылом. Уже 26 июня привели изувеченный взрывом крейсер «Максим Горький», затем эсминцы «Сторожевой» с оторванным носом, «Карл Маркс» с разрушенной кормой. 2 июля в Кронштадт пришли из Таллина линкор «Октябрьская Революция», минный заградитель «Урал», несколько вспомогательных судов. Вскоре Кронштадт, бывший тыловой базой, окажется на переднем крае боевых действий.

В начале июля, неся значительные потери в живой силе и технике, войска группы армий «Север» захватили Литву, Латвию и часть Эстонии и вышли на линию Пярну — Выхма — Тарту — Псков — Опочка. Создалась угроза прорыва гитлеровцев к Ленинграду.

Силы флота включились в оборону Ленинграда с первых же дней войны. Для руководства подготовкой флота к обороне города 5 июля в соответствии с приказом наркома ВМФ на базе Управления военно-морскими учебными заведениями и частей флота, дислоцирующихся в Ленинграде, был сформирован штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района (МОЛ и ОР), который приступил к формированию Онежской, Чудской и Ильменской военных флотилий, бригад морской пехоты, отрядов моряков. Было начато строительство дополнительных береговых батарей. Командующим МОЛ и ОР был назначен контр-адмирал Ф.И. Челпанов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия"

Книги похожие на "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Чернышев

Александр Чернышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Чернышев - 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия"

Отзывы читателей о книге "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.