Шон Флинн - Экономика для "чайников"
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экономика для "чайников""
Описание и краткое содержание "Экономика для "чайников"" читать бесплатно онлайн.
В этой книге вы найдете описание самых важных экономических теорий, гипотез и открытий, но без огромного количества малопонятных деталей, устаревших примеров или сложных математических "доказательств". Здесь освещены такие темы.
Как государство борется с кризисами и безработицей, используя монетарную и фискальную политики.
Как и почему международная торговля приносит нам пользу.
Почему от плохо разработанных прав собственности страдает окружающая среда, где происходит глобальное потепление, загрязнение воздуха, воды и грунта и исчезают виды растений и животных.
Как прибыль стимулирует предприятия производить необходимые товары и услуги.
Почему для общества конкурирующие фирмы почти всегда лучше, чем монополисты.
Каким образом Федеральный резерв одновременно руководит количеством денег, процентными ставками и инфляцией.
Почему политика государства в виде контроля над ценообразованием и выдачи субсидий обычно приносит больше вреда, чем пользы.
Как простая модель спроса и предложения может объяснить назначение цены на все, начиная с комиксов и заканчивая операциями на открытом сердце.
Я сделаю все, от меня зависящее, чтобы все вышеперечисленное — и даже больше — объяснить вам ясным и понятным языком. В этой книге я разместил информацию таким образом, чтобы передать вам бразды правления. Вы можете читать главы в произвольном порядке, у вас есть возможность сразу же попасть туда, куда пожелаете, без необходимости читать все то, на что вы не хотите тратить свое внимание.
Экономистам нравится конкуренция, поэтому вас не должно удивлять, что у нас существует множество спорных точек зрения и вариантов каких-либо определений. Более того, лишь в результате энергичных дебатов и внимательнейшего обзора всех фактов, предлагаемых нашей профессией, можно понять взаимосвязи и механизмы нашего мира.
В этой книге я постараюсь прояснить те фантазии или идеи, которые приводят к многим разногласиям. Эта книга содержит перечень ключевых идей и концепций, которые экономисты признают справедливыми и важными. (Если же вы захотите, чтобы я высказал собственную точку зрения и назвал вам свои любимые теории, то придется заказать мне чего-нибудь горячительного!)
Однако экономисты не достигли согласия даже по поводу того, каким образом представлять ключевые идеи и концепции, так что в данном случае мне нужно было принять несколько решений об организации и структуре. Например, когда речь идет о макроэкономике, я использую кейнсианский подход даже в том случае, когда приходится объяснять некоторые не-кейнсианские концепции. (Если вы не знаете, кто такой Кейнс или что такое кейнсианство, Не переживайте, позднее я вам его представлю.) Некоторым из вас это может не понравиться, но, по моему мнению, это способствует краткости изложения.
По существу, эта глава — одно большое упражнение в анализе затрат и выгод. Не все монополии — исчадия ада. Точно так же нельзя их назвать совершенно белыми и пушистыми. Ответ на вопрос, нужна ли монополия в каждом отдельном случае, зависит от того, будут ли выгоды от существования монополии превышать издержки общества.
В этом разделе детально рассмотрены издержки, связанные с существованием монополий. Когда мы закончим с анализом издержек, то перейдем к полезности монополий.
К концу главы вы поймете, почему общество безжалостно запрещает создание монополий в некоторых отраслях, с энтузиазмом поддерживая их существование в других.
Проблемы, вызванные монополиями
В отрасли, имеющей единственную фирму-монополиста вместо множества маленьких конкурирующих фирм, наличествуют три "социально вредные вещи".
Фирма-монополист производит меньше продукта, чем фирмы, функционирующие в условиях конкуренции.
Фирма-монополист продает свой продукт по более высокой цене, чем та, которая сформировалась бы в условиях конкуренции.
Продукт монополии производится с меньшей эффективностью и по более высокой себестоимости, чем продукт, произведенный фирмами конкурентной отрасли.
Хотя все эти составляющие вредят потребителям, важно помнить, что монополии делают это не по причине собственной глупости. Наоборот, все эти последствия представляют собой просто результат деятельности монополий, стремящихся максимизировать свою прибыль, — точно так же, как и конкурирующие фирмы.
Следовательно, разница в последствиях деятельности конкурентной отрасрли и монопольной отрасли не имеет ничего общего с плохими намерениями. Наоборот, это результат того факта, что монополии свободны от давления, которое приводит конкурентные отрасли к производству на социально оптимальном уровне (см. главу 11). Без этого давления фирмы-монополисты могут увеличить цены и сократить продукт для увеличения своей прибыли — т.е. сделать все то, что не могут себе позволить конкурирующие фирмы.
Отсутствие конкурентного прессинга также означает, что монопольные фирмы могут себе позволить затратное и неэффективное производство. Это настоящая проблема, которую вы должны воспринять со всей серьезностью, когда будете подсчитывать, превышают ли выгоды от монополии связанные с ней затраты. Более подробно я расскажу вам об этом позднее в этой главе.
Источник проблем: уменьшение предельного дохода
Все отрицательные последствия, порожденные монополией, возникают из одного и того же "источника". В отличие от конкурирующей фирмы, которая имеет горизонтальную кривую предельного дохода, монополист обладает плавно снижающейся кривой предельного дохода. (Предельный доход — это увеличение совокупного дохода, которое получается в результате продажи каждой последующей единицы продукта; см. главу 10.) Этот простой факт заставляет монополии назначать большую цену, а также производить меньшее количество продукта по более высокой себестоимости, чем конкурирующая фирма.
Как может одна маленькая кривая вызвать такой большой отрицательный эффект? Плавно снижающаяся кривая предельного дохода означает, что каждая дополнительная единица продукта, которую монополия продает, приносит меньше дохода, чем предыдущая. Например, тогда как 10-я проданная единица может принести 8 долл., 11-я прине-
сет лишь 3. Ясно, что такая ситуация снижает стимул производить большое количество продукта.
Эта ситуация противоположна ситуации с предельным доходом конкурирующих фирм. Как объясняется в главе 11, конкурирующие фирмы имеют горизонтальные кривые предельного дохода, что значит: продадут ли они 11 единиц продукта или 11 тыс., каждая единица принесет фирме одинаковое количество денег. Естественно, здесь мы видим намного больший стимул для увеличения объема выпуска.
Снижение спроса
Почему существует такая разница между кривыми предельного дохода у монополистов и у конкурирующих фирм? Монополия свободна в выборе цены, которую она желает назначить в соответствии с кривой спроса на свой продукт. В то же время конкурирующая фирма должна принимать рыночную цену как данность (см. главу 11).
Фирма-монополист может выбрать цену на свой продукт, поскольку, будучи единственной в отрасли, она контролирует весь производимый в этой отрасли продукт. В результате она может назначить относительно высокую цену на производство всего лишь нескольких единиц товара или она может предложить относительно низкую цену, когда ей нужно продвинуться на рынок. Каждая фирма в конкурентной отрасли — настолько малая ее часть, что ее выбор в отношении продукта слишком незначителен для того, чтобы была заметна разница в изменении цены на всю продукцию. (См. главу 11 для получения более подробной информации о том, почему конкурирующие фирмы не могут влиять на ценц.)
Способность монополиста контролировать цену изменением уровня производимого им продукта означает, что он должен отступить и решить, какой уровень продукта производить. Ясно, поскольку его цель — максимизация прибыли, монополист должен определить, при каком количестве продукции он получит максимальную прибыль.
Отсюда следует, что объем производства максимизирующей прибыль монополии определяется теми же условиями, что и конкурирующей фирмы: производство на том уровне продукта, где кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек.
Поэтому первый шаг при определении количества, которое должно быть произведено монополией, заключается в том, чтобы построить кривую предельного дохода. Когда вы сделаете это, то увидите, где эта кривая пересекает кривую предельных издержек монополии, а это поможет узнать, какое количество продукции она произведет.
Построение кривой предельного дохода с помощью кривой спроса
Кривая предельного дохода монополии тесно связана с кривой спроса на продукт, производимый монополией. Предельный доход от каждой следующей произведенной единицы продукта меньше, чем предельный доход от предыдущей единицы продукта, поскольку кривые спроса плавно снижаются. Если кривая спроса окажется прямой линией, снижение кривой предельного дохода будет вдвое круче, чем кривой спроса, а это значит, что с увеличением объема выпускаемого продукта предельный доход сокращается достаточно быстро.
Для того чтобы увидеть, как это работает, давайте посмотрим на рис. 12.1, где показана кривая спроса и связанная с ней кривая предельного дохода.
Данные, необходимые для вычерчивания этих двух кривых, представлены в табл. 12.1. В первой колонке вы найдете разные количества продукции, начиная с нуля и заканчивая десятью единицами. Вторая колонка показывает цену единицы продукции, которая может быть назначена при каждом отдельном объеме выпуска. Третья колонка показывает совокупный доход, который монополия может получить за производство и продажу каждого отдельного количества продукции — произведение цены единицы на количество единиц. И последняя колонка отражает предельный доход — изменение совокупного дохода, которое возникает при увеличении производства продукции на одну единицу.
Для наглядного отражения того факта, что предельный доход представляет изменение совокупного дохода, цифры в колонке предельного дохода располагаются между двумя цифрами совокупного дохода, к которым они относятся. Например, когда вы переходите от производства нуля продукта к одной единице продукта, совокупный доход увеличится от 0 долл. до 9 долл. Поэтому предельный доход в 9 долл. я разместил в отдельной строке, между значениями совокупного дохода, 0 долл. и 9 долл.
Как вы можете видеть из рис. 12.1, кривая предельного дохода (MR) начинается в той же точке, что и кривая спроса, но ее наклон вдвое круче. Она пересекает горизонтальную ось при q = 5, а не при q = 10, как это делает кривая спроса (здесь q означает произведенное количество продукции).
Связь предельного дохода с совокупным доходом
Вы можете понять, почему кривая предельного дохода падает так быстро, если вначале проанализируете совокупный доход, или TR. Совокупный доход, который монополист может получить, — это просто количество производимого продукта, умноженное на продажную цену: TR = р х q. Однако цена, по которой монополист может продать свой продукт, зависит от того, в каком объеме был произведен продукт.
Связь между объемом производства и ценой, по которой может быть продан продукт, зависит от кривой спроса. Например, возьмем на кривой спроса (см. рис. 12.1) точку А. В этой точке произведена одна единица, и она может быть продана за 9 долл. Следовательно, совокупный доход в этой точке составит 9 долл. Затем посмотрите на точку В, в которой продано две единицы продукта. На этом уровне производства каждая единица может быть продана за 8 долл. Следовательно, совокупный доход составит 8 долл. х 2 = 16 долл. А в точке С, где может быть продано три единицы по 7 долл. каждая, совокупный доход составит 21 долл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика для "чайников""
Книги похожие на "Экономика для "чайников"" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шон Флинн - Экономика для "чайников""
Отзывы читателей о книге "Экономика для "чайников"", комментарии и мнения людей о произведении.