Ю. Апальков - Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I."
Описание и краткое содержание "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I." читать бесплатно онлайн.
В монографии собраны и систематизированы опубликованные в открытой печати работы специалистов, связанных с проектированием, постройкой и эксплуатацией отечественных лодок после завершения Второй мировой войны и вплоть до распада Советского Союза. В ней описаны все проекты, в том числе и нереализованные, рассказано об истории их создания, технических особенностях и всех модернизациях, а также о зарубежных аналогах. Кроме того, дана краткая оценка тактических свойств. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы проектов и каждой их модификации. В монографии также содержатся сведения обо всех построенных в этот период отечественных лодках. Приведены данные об их названиях, заводских номерах, датах постройки, вывода из боевого состава и исключения из списков флота, а также о важнейших этапах эксплуатации. Описаны наиболее характерные аварии и катастрофы.
В 50-х годах прошлого столетия о непреодолимых препятствиях старались не думать, и руководство Советского Союза видело в ПКР реальную возможность достижения паритета с ВМС США. Считалось, что именно они станут наиболее эффективным средством борьбы с авианосными соединениями вероятного противника, составлявшими основу ударной мощи его флота. В первом квартале 1956 г. (т.е. за три года до принятия на вооружение П-5) в ОКБ-52 в инициативном порядке начались работы над самонаводящимся самолетом-снарядом, получившем литерное обозначение П-6. Предполагалось, что он будет являться модификацией П-5, оснащенной радиолокационной головкой самонаведения и новой БСУ. Инициативу ОКБ-52 сначала поддержал руководитель ЦКБ-18 П.П. Пустынцев, а затем и Главком ВМФ.
Как следствие, 17 августа 1956 г. вышло постановление Правительства, предусматривавшее создание двух противокорабельных ракетных комплексов с самолетами-снарядами П-35 и П-6. Первый должен был стоять на вооружении надводных кораблей и частей береговой обороны, а второй – на вооружении лодок-носителей комплекса П-5. Собственно последнее требование и предопределило конструктивные особенности каждой из этих ракет.
Изначально предполагалось получить П-6 простым внедрением на П-5 радиолокационной головки самонаведения. С целью испытаний был построен самолет-снаряд П-5РГ. Помимо головки самонаведения он имел новую БСУ. В частности, автопилот прототипа получил доплеровский измеритель пути и сноса. Кроме того, вместо барометрического был использован радиовысотомер, дозволявший более точно поддерживать заданную высоту полета самолета-снаряда.
Однако уже после первых испытаний стало очевидным, что обеспечить П-6 эффективное боевое использование, ограничившись лишь этими нововведениями, практически невозможно. С одной стороны, радиотехнические корабельные средства не позволяли обнаруживать цели на дистанции, равной дальности ее полета. С другой стороны, даже значительным образом модернизированная БСУ этого самолета-снаряда не обеспечивала требуемой точности стрельбы, и в момент выхода на заданную дальность цель могла не попасть в сектор обзора головки самонаведения.
Таким образом, проблема обеспечения целеуказания стала одной из основных в процессе разработки первого лодочного ПКРК. Для ее разрешения, П.П. Пустынцев и В.Н. Челомей сначала предложили разместить на каждом из носителей этого комплекса один или два малогабаритных беспилотных самолета-разведчика. По габаритам эти аппараты должны были быть меньше, чем ПКР П-6 и по два размещаться в штатном контейнере. Предполагалось, что они будут обнаруживать корабельные группировки противника и передавать информацию о них на носитель.
В процессе проведения проектных работ от использования беспилотных самолетов-разведчиков было решено отказаться. Задачу обеспечения целеуказания возложили на специальные самолеты берегового базирования с большим радиусом действия (Ту-95РЦ или Ту-16РЦ), а задачу наблюдения за целью, уточнения координат, передачи данных на носитель и ракеты залпа – на одну из ракет этого залпа.
Данное решение привело к необходимости размещения на корабле двух дополнительных (по сравнению с АПЛ пр. 659) антенных устройств с соответствующей аппаратурой. Первое из них называлось «Аргумент» и размещалось в носовой части ограждения рубки. Оно предназначалось для двухсторонней связи с ракетами залпа, корректировки траектории их полета и распределения между ними целей. Второе устройство – «Успех» – служило для приема целеуказания от самолетов базовой авициии, патрулировавших в районе действия АПЛ. Его антенный пост располагался на одном из ПМУ корабля.
В июне 1958 г. ЦКБ-18 выступило с предложением о разработке пр. 675 на основе дополнений к ТТЗ на пр. 659, которые вытекали из необходимости установки ПКРК П-6. Данное предложение было поддержано совместным решением ВМФ и Госкомитета Совмина по судостроению. Технический проект 675 ЦКБ-18 представило на утверждение в октябре 1958 г. Он был разработан под руководством П.П. Пустынцева и под наблюдением М.С. Фадеева, а затем В.Н. Иванова.
В отличие от базового проекта АПЛ пр. 675 вооружалась ПКРК П-6 (в случае необходимости стратегическими КР П-5Д) и имела восемь (а не шесть) ТПК, а также более длинный (на четыре метра) ПК за счет внедрения дополнительного отсека, в котором размещались системы «Аргумент» и «Успех». Кроме того, корабль должен был получить ГАК «Керчь» (вместо ГАС «Арктика-М»). Изначально предполагалось, что в двух носовых контейнерах будут храниться исключительно ПКР П-6, а в шести других – либо ракеты П-5Д, либо П-6. Во всем остальном АПЛ пр. 675 повторяла прототип и также была в высокой степени унифицирована с АПЛ пр. 658и пр. 627А. Так как к моменту принятия на вооружение ГАК «Керчь» (1967 г.) большая часть кораблей пр. 675 была уже построена, их было решено оснастить теми же гидроакустическими средствами, что и АПЛ пр. 659. «Штатное» гидроакустическое вооружение они получали в процессе средних ремонтов или модернизаций.
Основные ТТЭ
Водоизмещение, т:
– нормальное .4450
– подводное 5760
Главные размерения, м:
– длина наибольшая 115,4
– ширина корпуса наибольшая 9,3
– осадка средняя 7,9
Запас плавучести, % 27
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут 90
Экипаж, чел 104
Энергетическая установка:
– тип атомная
ППУ:
– количество х тип (марка)ЯР 2 хВВР (ВМ-А)
– суммарная тепловая мощность ЯР, мВт 140
ПТУ:
– количество х мощность (марка) ГТЗА, л.с. 2 х (ГТЗА-601) 17 500
– тип ТГ. навесные
– количество х мощность (марка) ТГ, кВт 2 х (ГПМ-21) 1400
– количество х тип движителей 2 хВФШ
Резервные источники энергии и средства движения:
– количество х мощность (марка) ДГ, кВт. 2 х 460 (М-820)
– тип АБ. свинцово-кислотная (38-СМ)
– количество групп АБ х элементов в группе 3 х 112
– количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт. 2 х 450
Дальность плавания под ГЭД (со скоростью хода, уз), мили. 500 (5-6)
Скорость хода, уз:
– наибольшая надводная 14
– наибольшая подводная 23
Вооружение:
Ракетное:
– наименование комплекса П-5Д или П-6
– боезапас (тип) ПКР 8 (П-5Д или П-6)
– вид старта надводный, из поднятых РК
– система управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент»
– система подготовки и старта «Север Д-675»
– система ЦУ по данным от самолетов. «Успех»[26*]
Торпедное:
– количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533
– боезапас (тип) торпед 4 (53-65М или 53-65К)
– количество х калибр ТА, мм 2 (К) х 400
– боезапас (тип) торпед 6 (СЭТ-40 или МГТ-1)
– ПУТС «Ладога»
Радиоэлектронное:
– НК «Сила-Н-675»
– астронавигационная система «Лира-11»
– ГЛС-ШПС «Арктика-М»
– ШПС кругового обзора МГ-10
– ГЛС миноискания «Плутоний»
– ГАС ЗПС «Свияга»
– ГАС ОГС «Свет-М»
– ГАК «Керчь» (МГК-100)[27*]
– ГИСЗ «Береста-М» (МГ-23)[28*]
– РЛС «Альбатрос» (РЛК-101)
– КСС «Молния»
– станция опознавания «Хром-М»
– СОРС «Накат-М»
– эхолот НЭЛ-5
– радиопеленгатор АРП-53 или АВП-53Р
– перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗНГ-10
– перископ ПР-14
26* Поступала на вооружение кораблей с ноября 1964 г. АПЛ пр. 675, вступившие в строй ранее этого срока получали эту систему в процессе проведения средних ремонтов.
27* Устанавливался на всех кораблях серии в процессе проведения среднего ремонта или модернизации вместо ГАС «Арктика-М, «Плутоний», «Свияга» и «Свет-М».
28* Устанавливался на всех кораблях серии после среднего ремонта и модернизации.
АПЛ пр. 675 была разработана ЦКБ-18 под руководством П.П. Пустынцева на базе пр. 659. Она предназначалась для нанесения ударов ПКР П-6 по движущимся надводным кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также КР П-5Д по береговым объектам, расположенным в глубине территории противника.
Корабль имел двухкорпусную архитектуру, с развитыми надстройкой, ограждением выдвижных устройств и боевой рубки. Прочный корпус был изготовлен из высокоуглеродистой стали АК-25 (толщиной 22-35 мм). На большей части длины он был выполнен в форме цилиндра, а в оконечностях – в виде усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 , на 10 отсеков. Легкий корпус был изготовлен из маломагнитной стали и облицован противогидролокационным покрытием.
Внешний вид АПЛ пр. 675
ЦГБ размещались в 16 цистернах. Четыре из них являлись аварийно-балластными и служили для восстановления плавучести лодки при трех затопленных контейнерах. Вентиляция всех ЦГБ раздельная. Управление кингстонами и клапанами вентиляции дистанционное при помощи гидравлических приводов. На АПЛ пр. 675 были установлены (в отсеках-убежищах) три колонки аварийного продувания ЦГБ (на прототипе она была одна – в центральном посту). Быстродействующие клапаны этих колонок были оснащены перепускным устройством, регулирующим скорость нарастания давления в трубопроводе аварийного продувания[29*]. Замещение массы выпущенных ракет производилось приемом забортной воды в специальные прочные цистерны. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I."
Книги похожие на "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ю. Апальков - Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I."
Отзывы читателей о книге "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I.", комментарии и мнения людей о произведении.