Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Описание и краткое содержание "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать бесплатно онлайн.
55-й истребительный авиационный полк (позднее — 16-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк) хорошо известен любому читателю, интересующемуся историей воздушной войны 1941–1945 гг. История этой части, ставшей одной из самых результативных по числу уничтоженных самолетов врага и по количеству летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, отражена в многочисленных воспоминаниях летчиков, воевавших в ней. Прежде всего это мемуары трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, а также воспоминания дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова, Героев Советского Союза Г. Г. Голубева, Н. В. Исаева, К. В. Сухова и А. И. Труда. Однако, так как книги Сухова и Голубева охватывают только период 1943–1945 гг., а воспоминания Речкалова, Исаева и Труда были практически недоступны широкому кругу читателей, мнение о деятельности полка в начальный период войны сформировано в основном мемуарами Александра Ивановича Покрышкина.
Предлагаемая книга воспоминаний Героя Советского Союза Викентия Павловича Карповича, воевавшего в полку с 22 июня 1941 г. и совершившего в самые тяжелые первые месяцы войны более 250 боевых вылетов, позволяет взглянуть на события первого года войны с другой стороны. Книга особенно интересна тем, что мнение автора порой идет вразрез с мемуарами знаменитого маршала. Кроме того, «На «Ишаках» и «Мигах»!» — это не только мемуары, но и подробная хроника боевых действий 55-го полка, основанная на длительном изучении документов Министерства обороны РФ. Этот колоссальный труд, законченный незадолго до смерти автора, не был издан при его жизни и публикуется впервые.
Я не мог предположить, что навсегда расстанусь с близкими друзьями Николаем Лукашевичем и Василием Шульгой, с замечательными молодыми летчиками Даниилом Никитиным и Степаном Супруном, мужественными воздушными бойцами и верными товарищами, которые навечно останутся на полях войны.
Но это будет позже, а пока боевая работа продолжалась, хотя и не столь интенсивная, исходя из количества исправных самолетов и боеготовых экипажей. В связи с зимним периодом, как на земле, так и в воздухе наступило затишье. Однако, изменив место базирования, летные экипажи уже на следующий день поднимались в воздух одиночными самолетами и парами, чтобы ознакомиться с новым районом боевых действий, а заодно выполнить задания по воздушной разведке в указанных районах, каковых полку было определено два: Новый Донбасс — Харцызск — Степановка — Чистяково и Чистяково — Зугресс — Иловайск — Кутейниково — Амвросиевка. Они так и получили свои наименования — первый и второй районы разведки. Однако это не означало, что разведка ограничивалась только этими районами, в силу необходимости получения дополнительных разведданных задания ставились и в другие районы, населенные пункты, участки железных и шоссейных дорог.
21 января воздушная разведка велась одиночными «мигами», которые пилотировали Николай Лукашевич, Валентин Фигичев и автор этих строк; район разведки был несколько изменен: Снежное — Чистяково — Орлове — Ивановка — Сталино — Харцызск. Разведкой было установлено, что районы Макеевки и Сталино противник прикрывает сильным нарядом зенитной артиллерии как малого, так и среднего калибра, при появлении самолетов открывает ураганный зенитный огонь. В районах Снежное и Чистяково отмечалось скопление автотранспорта и живой силы, где противник также открывал интенсивный зенитный огонь при бомбовых и пулеметных атаках.
Затем в район Орджоникидзе — Сталино — Харцызск в разведывательный полет вылетел Павел Крюков. Пройдя по заданному маршруту и выполнив задание, Пал Палыч сбросил бомбы и обстрелял пулеметным огнем автомашины в населенном пункте Чистяково, при этом противник оказал сильное противодействие зенитно-пулеметным огнем.
По причине частых метелей и низкой сплошной облачности с конца января и в первой половине февраля боевая работа в полку не велась, за исключением периодических одиночных вылетов на разведку. Это время было использовано для ремонта и восстановления материальной части.
В день 24 февраля семья летчиков отмечала пополнение своих рядов — после летной тренировки в полк возвратились молодые пилоты сержанты Григорий Марголит, Владимир Бережной, Никита Мочалов, Григорий Никулин и Николай Науменко. По случаю возвращения молодых пилотов за ужином был устроен для них торжественный прием.
28 февраля летные экипажи полка вели интенсивную боевую работу, в течение дня было произведено только на воздушную разведку 11 парных и одиночных самолетовылетов в район Новый Донбасс — Чистяково — Харцызск — Артемовск, летчики вылетали на штурмовку вражеских войск в районы их скопления. В этот день было и особое задание — в расположении вражеских войск было трижды сброшено по полторы тысячи листовок с текстом: «Прощай, Москва, долой Гитлера!» При ведении воздушной разведки противник оказывал противодействие зенитно-пулеметным огнем, особенно в районах сосредоточения войск.
С приходом мартовских дней погода несколько улучшилась, с каждым днем интенсивность боевой работы возрастала. Особенно увеличилось количество боевых вылетов на воздушную разведку и штурмовые действия по вражеским войскам. Продолжалось сбрасывание листовок в расположении гитлеровских войск — так, 1 марта было сброшено в пяти боевых вылетах около пяти тысяч листовок, 2 марта летчики дважды сбрасывали листовки в районе Орджоникидзе — Харцызск. Однако, не отрицая важности проводимой с врагом агитационной работы, воздушные бойцы все же предпочитали «агитировать» противника бомбами и пулеметным огнем, считая этот способ более надежным.
Наш доблестный технический состав поработал в эти дни на славу — ввел в строй звено «ишачков», которое предприняло два вылета в район Харцызска и атаковало РСами и пулеметным огнем скопление вражеского автотранспорта. Именинниками в этих вылетах был молодой сержантский состав: Григорий Марголит, Владимир Бережной, Николай Науменко, Григорий Никулин, возглавляемый Иваном Зибиным и Николаем Искриным. Воздушное наблюдение за противником вели Валентин Фигичев, Павел Крюков, Николай Лукашевич, Василий Шульга, Даниил Никитин и Степан Супрун. Всего за 2 марта было произведено 9 одиночных и парных боевых вылетов. Мне в паре с Иваном Степановым тоже пришлось дважды подниматься в воздух на воздушную разведку, совмещая ее с атаками наземных целей.
Следует сказать, что в конце февраля наши летные ряды пополнились боевым летчиком лейтенантом Николаем Михайловичем Искриным. Он уже имел боевой опыт, участвовал в воздушных боях и штурмовал вражеские войска на И-16 и с прибытием сразу принял участие в боевых вылетах. Несколько раньше на должность заместителя командира полка прибыл летчик старший политрук Николай Васильевич Исаев, который пока знакомился с полком, изучал обстановку и не спешил с участием в боевых вылетах.
3 марта боевая работа началась в 13–00 часов с улучшением метеорологической обстановки. Первым в воздух поднялось звено «мигов» во главе с автором этих строк, ведомыми шли Василий Шульга и Иван Степанов. Мы вели разведку гитлеровских войск в районе Новый Донбасс — шахта «Юный коммунар», где на дорогах было обнаружено интенсивное движение автотранспорта, а затем атаковали группу мотоциклистов и бронемашин.
За первым звеном последовали вылеты Валентина Фигичева в паре со Степаном Супруном, Ивана Зибина с Григорием Марголитом и Николая Искрина с Даниилом Никитиным на самолетах И-16, которые вели разведку в районе Луганское — Артемовск — Николаевка.
К исходу дня на воздушную разведку в воздух поднялась пара «ишачков» Павла Крюкова и Александра Голубева, их маршрут проходил через населенные пункты Артемовск, Иловайск, Амвросиевка. Разведчики атаковали паровоз с железнодорожным составом на станции Амвросиевка. Попаданием РСов был разбит паровоз, гитлеровцы открыли зенитно-пулеметный огонь, в результате которого повредили самолет И-16 Крюкова. На обратном маршруте разведчики были обстреляны сильным зенитным огнем в районе Степановка. Павел Крюков произвел посадку на своем аэродроме, в самолете оказались перебиты лонжероны правой плоскости.
Сержант Александр Голубев с задания не вернулся. Как оказалось, он произвел посадку на аэродроме Шахта имени Артема, самолет его получил незначительные повреждения, на следующий день после устранения повреждений летчик возвратился на свой аэродром.
К этому времени многие летчики были удостоены очередного воинского звания — Валентин Фигичев и Александр Покрышкин стали капитанами, а Николаю Лукашевичу и мне присвоено звание старший лейтенант, Даниил Никитин и Степан Супрун стали старшими сержантами.
Очередной боевой день, 4 марта, выдался особенно напряженным, на воздушную разведку и штурмовку вражеских войск было произведено 11 боевых вылетов одиночными самолетами, парами и четверками И-16 и «мигов». Уже с рассвета я был в воздухе и выполнял задание по разведке войск противника в районе Артемовск — Зайцево — Васильевка. Вслед за моим самолетом в воздух поднялся Валентин Фигичев, который вел наблюдение за войсками противника в треугольнике Орджоникидзе — Харцызск — Чистяково; Николай Лукашевич получил задание разведать район Новый Донбасс — шахта «Юный коммунар». Валентин Фигичев на станции Орджоникидзе атаковал паровоз с железнодорожным составом. В это время четверка «мессов» попыталась атаковать его самолет. Фигичев был вынужден принять воздушный бой и в первой лобовой атаке с одним из «мессов» реактивным снарядом сбил его. Самолет противника в беспорядочном падении пошел к земле. Выполнение дальнейшей разведки Валентин прекратил из-за преследования вражеских истребителей.
Во второй половине дня разведка велась Николаем Искриным в паре с Даниилом Никитиным на самолетах И-16 и Николаем Лукашевичем в паре с Темидором Паскеевым на «мигах». Мы с Иваном Степановым, ведя разведывательный полет, обнаружили стоящую на дороге колонну автомашин и с ходу, переведя самолет в пикирование, атаковали ее реактивными снарядами и пулеметным огнем.
В последних двух вылетах разведку вела четверка «ишачков» Ивана Зибина, Григория Марголита и Владимира Бережного, возглавляемая Николаем Искриным. Наблюдение за противником охватило треугольник Луганское — Артемовск — Николаевка. Разведчики встретили пару «мессов», которые, по-видимому, тоже совершали разведывательный полет. Истребители обменялись взаимными атаками, после чего разошлись по своим маршрутам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Книги похожие на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Отзывы читателей о книге "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны", комментарии и мнения людей о произведении.