Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Описание и краткое содержание "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать бесплатно онлайн.
55-й истребительный авиационный полк (позднее — 16-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк) хорошо известен любому читателю, интересующемуся историей воздушной войны 1941–1945 гг. История этой части, ставшей одной из самых результативных по числу уничтоженных самолетов врага и по количеству летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, отражена в многочисленных воспоминаниях летчиков, воевавших в ней. Прежде всего это мемуары трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, а также воспоминания дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова, Героев Советского Союза Г. Г. Голубева, Н. В. Исаева, К. В. Сухова и А. И. Труда. Однако, так как книги Сухова и Голубева охватывают только период 1943–1945 гг., а воспоминания Речкалова, Исаева и Труда были практически недоступны широкому кругу читателей, мнение о деятельности полка в начальный период войны сформировано в основном мемуарами Александра Ивановича Покрышкина.
Предлагаемая книга воспоминаний Героя Советского Союза Викентия Павловича Карповича, воевавшего в полку с 22 июня 1941 г. и совершившего в самые тяжелые первые месяцы войны более 250 боевых вылетов, позволяет взглянуть на события первого года войны с другой стороны. Книга особенно интересна тем, что мнение автора порой идет вразрез с мемуарами знаменитого маршала. Кроме того, «На «Ишаках» и «Мигах»!» — это не только мемуары, но и подробная хроника боевых действий 55-го полка, основанная на длительном изучении документов Министерства обороны РФ. Этот колоссальный труд, законченный незадолго до смерти автора, не был издан при его жизни и публикуется впервые.
Для выполнения поставленных задач был задействован весь летный состав, который в этот день совершил по четыре-шесть боевых вылетов. Звено «мигов» (Крюков, Тетерин, Паскеев), прикрывая наземную группировку войск, атаковало трех «юнкерсов», которым, используя облачность, удалось скрыться. В это же время «миги» сами были атакованы звеном «мессов», которые также не добились успеха.
Майор Иванов в составе звена «мигов», выполняя воздушную разведку, в районе Кодымы встретил разведывательный самолет типа «ПЗЛ» и внезапно атаковал его, в результате атаки вражеский разведчик был сбит и упал южнее населенного пункта.
Младший лейтенант Григорий Шиян на самолете И-153 совместно с группой «чаек» 299-го ШАП штурмовал вражеские колонны войск противника в районе Слободки. При возвращении на свой аэродром вступил в неравный воздушный бой с группой Ме-109 в районе Затишье, был сбит и погиб.
Младший лейтенант Леонид Дьяченко, возвратившись с боевого задания, произвел посадку на аэродроме Осиповка и, не вылезая из кабины, приказал механику произвести дозаправку горючим. В это время, наблюдая за воздухом, он заметил, как в районе населенного пункта Фрунзовка летчики ведут воздушный бой с «мессершмиттами». Прекратив заправку самолета, произвел взлет и устремился в направлении воздушного боя, чтобы оказать помощь товарищам, ведущим бой. В этом бою получил тяжелое ранение, в таком состоянии произвел вынужденную посадку возле деревни Карабановка и при транспортировке в больницу скончался. Похоронен в селении Фрунзовка Одесской области.
Леонид Леонтьевич Дьяченко родился в 1916 году в городе Хорол Полтавской области. Украинец. В Красной Армии с 1936 года. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. В полк прибыл в первые дни его формирования и был назначен младшим летчиком. Продолжительное время исполнял должность адъютанта 2-й эскадрильи, летал на самолетах всех типов, состоящих на вооружении полка. Жизнерадостный, энергичный, не лишенный юмора, волевой летчик и воздушный боец. В боях принял участие с первого дня Великой Отечественной войны. Совершил около 70 боевых вылетов, в воздушных боях сбил четыре самолета противника. За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими оккупантами, проявленное при этом мужество и отвагу, младший лейтенант Дьяченко одним из первых был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Его лучший друг и боевой товарищ Валентин Фигичев, вместе с которым он заканчивал авиационное училище и прибыл в полк, очень тяжело переживал утрату.
Младший лейтенант Григорий Тимофеевич Шиян, 1919 года рождения, уроженец станции Авдеевка Сталинградской области, прибыл в полк в августе 1940 года на должность младшего летчика. В боях принял участие с первого дня войны. Летал на самолетах И-16 и МиГ-3. Совершил несколько десятков боевых вылетов в составе групп самолетов, штурмовал войска противника, прикрывал боевые действия сухопутных войск и бомбардировочной авиации. Похоронен на кладбище в селе Затишье Одесской области.
Младший лейтенант Котельников Николай Александрович родился в 1918 году в селе Мордово Бальцерского района республики немцев Поволжья. В Красной Армии с 1937 года, окончил Борисоглебское военное авиационное училище в 1938 году. Участник боев с первого дня Великой Отечественной войны. Активный воздушный боец, совершил около 50 боевых вылетов.
26 июля полк продолжал вести воздушную разведку войск противника в двух районах: Слободка — Кодыма — Ольгополь и Балта — Бритовка — Песчанка. Звено «ишачков» в составе Сергея Коннова, Фаруха Косумова и Ивана Деньгуба — наших сержантов, вышло на сопровождение семерки «чаек» 299-го ШАП для штурмового удара по колоннам войск противника в районе Дубоссар. При подходе к цели были встречены сильным зенитно-пулеметным огнем. «Чайки» обрушили свой бомбовый удар по автотранспорту и пулеметным огнем подавляли зенитные точки.
В районе Дубоссар группа «чаек» 55-го ИАП нанесла повторный удар по вражеским колоннам и зенитной артиллерии. Младший лейтенант Григорий Речкалов при обстреле с земли получил ранение в ногу и был отправлен в госпиталь. Самолеты Косумова, Дроздова и Крейнина были изрешечены пулевыми и осколочными пробоинами, однако летчики благополучно произвели посадку на своем аэродроме.
Звено «мигов» Валентина Фигичева в составе летчиков Лукашевича и Комлева, прикрывая с воздуха Котовск, на высоте 1500 метров встретило группу «юнкерсов», которых всем звеном атаковало. Нарушив боевой порядок, бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы в районе Побережья, с разными курсами ушли в облака. Один «юнкерс» был атакован Фигичевым в районе Кодымы и с близкой дистанции был сбит. Второй бомбардировщик был атакован Лукашевичем в районе аэродрома Липецкое, был сбит и горящим упал в том же районе, немецкий экипаж погиб. В этот день Петром Грачевым был сбит еще один вражеский самолет — корректировщик ПЗЛ-24.
При выполнении боевого задания из района Слободки не возвратился на свой аэродром Владимир Чернов, причину потери и судьбу летчика установить не удалось.
К исходу дня 26 июля для дальнейшей боевой работы полк перебазировался на аэродром Куяльник в составе семи «мигов». Шесть «чаек» под командованием капитана Серафима Солнцева перелетели на аэродром Липецкое. Полк терял летчиков и самолеты, и это было почти все, что осталось из матчасти.
Старший лейтенант Чернов Владимир Андрианович родился в 1912 году в селе Алексеевка Базаро-Карабатского района Нижне-Волжского края. Русский. В Красной Армии с 1933 года. В 1939 году окончил Военное авиационное училище летчиков. В полк прибыл в 1940 году на должность младшего летчика, в дальнейшем был назначен адъютантом эскадрильи.
В конце июля 1941 года авиаполк вел боевую работу главным образом в районах севернее и северо-западнее городов Балта, Слободка, Кодыма, Вапнярка. Четверками и шестерками «мигов» осуществлялась разведка, звенья «чаек» наносили штурмовые удары по войскам противника. Летчики полка также сопровождали на штурмовки «чайки» 299-го ШАП, осуществляли прикрытие своих наземных войск.
27 июля в полдень аэродром Осиповка, где еще оставались наши самолеты, подвергся нападению четверки «мессершмиттов», которые спикировали и пулеметным огнем обстреляли стоянки самолетов. В этот момент из самодельной зенитной установки, которую смонтировали мастера-оружейники, по одному из «мессов» был открыт внезапный пулеметный огонь. Немецкий летчик, не выводя самолет из пикирования, врезался в землю рядом со стоянкой самолетов; другие вражеские истребители поспешили убраться с аэродрома. К сожалению, фамилия оружейника, смонтировавшего пулеметную установку, осталась неизвестной. При обстреле «мессами» штабной палатки погиб писарь полка сержант Грунин Александр Иванович.
Восьмерка «чаек», возглавляемая капитаном Солнцевым, штурмовала колонны войск противника в районе Васлуй, вела воздушный бой с группой Me-109, в котором Борис Смирнов сбил одного «мессершмитта». В третьем вылете группа «чаек» и «ишачков» штурмовала автоколонну противника в районе Лесничевка, где противник вел интенсивный зенитный огонь. Самолет сержанта Андрея Щербаченко был сильно поврежден, пилот получил ранение. После посадки Андрей был направлен в госпиталь и в полк не возвратился.
Воздушной разведкой было установлено скопление автотранспорта, боевой техники и живой силы противника в районе южнее Кодымы, там враг сосредоточивал силы для перехода в наступление. Обстановка требовала немедленных штурмовых ударов по скоплению врага, в кратчайшее время следовало задержать его выдвижение на как можно более продолжительное время.
Для выполнения этой боевой задачи были мобилизованы все исправные «ишачки» и «чайки» — всего 12 самолетов. Возглавить эту штурмовую группу было поручено комэску капитану Солнцеву. Тройка «мигов» под руководством Александра Покрышкина имела задачу прикрыть боевые действия штурмовиков. В связи с тем, что в 1-й эскадрилье почти все летчики уже пали в боях с врагом, пришлось срочно формировать сборное звено из других подразделений, поэтому в качестве ведомых в звено сопровождения вошли Николай Лукашевич и я, автор этих строк.
Это наспех собранное звено впервые шло на задание в таком составе. Ведомые не знали особенностей поведения в воздухе своего ведущего, хотя было известно, что с Александром летать непросто, да и сам он этого не скрывал.
Мы, ведомые, не были необстрелянными новичками, уже имели, как и все летчики, боевой опыт. Не один боевой вылет был у нас за плечами, мы начинали боевую работу вместе с нашим ведущим с первого дня войны, только в разных подразделениях, и каждый по-своему подходил к боевому вылету. Однако уже с самого начала нам показалось странным, что Александр ни словом не обмолвился о порядке прикрытия «чаек», о боевом порядке звена, дистанциях и интервалах ведомых, хорошо зная, что плотный боевой порядок неудобен для маневра, о порядке действий на случай встречи с вражескими истребителями и воздушного боя — словом, обо всех элементарных вещах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Книги похожие на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Отзывы читателей о книге "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны", комментарии и мнения людей о произведении.