Э Линчевский - Психологический климат туристской группы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психологический климат туристской группы"
Описание и краткое содержание "Психологический климат туристской группы" читать бесплатно онлайн.
Линчевский Э Э
Психологический климат туристской группы
Линчевский Э. Э.
Психологический климат туристской группы
СОДЕРЖАHИЕ
* Аннотация
* Введение
* Ожидания участников путешествия
* Прогноз путешествия и его влияние на поведение человека
* Первичные группы
* Ролевая структура туристской группы
* Конфликтные отношения
* Психологическая тактика руководства туристской группой
* Руководителю - о работе с людьми
* Условия продуктивной работы с людьми
* О развитии и совершенствовании навыков общения
* О системе морально-психологической подготовки в спортивном туризме
* Заключение
* Психологический практикум - Задачи - Решения
* Литература
Автор - кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР по туризму - в популярной форме раскрывает социально-психологи- ческие основы поведения и взаимодействия людей в спортивном путешествии.
В книге рассматривается психологическая тактика управления группой, приводятся рекомендация для руководителей по развитию и совершенствованию вавыков общения. В приложении содержится анализ конкретных ситуаций из туристской практики.
Для организаторов спортивных путешествий, инструкторов и руководителей групп.
ВВЕДЕHИЕ
Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Hо не каждый поход доставляет радость. Hе всегда удается достигнуть намеченных целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что "лучший отдых" оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия? Очевидно, от множества самых разных причин. Большинство из них хорошо известны. Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя и тактическая. Это и продуманное оснащение группы всем необходимым снаряжением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприятная погода.
Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван я психологический климат в туристской группе. Вряд ли кто станет оспаривать это. Тем не менее психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутноквалификационные комиссии и контрольно-спасательпая служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.
Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших результатов, но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по большей части не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает необходимость углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы понять, как он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и устойчив против других.
Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Hо сами понятия "успех", "удача" выражают субъективное отношение человека к событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что у каждого свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной меркой, которая может не совпадать с меркой другого.
Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. Hо и этого недостаточно.
Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того, реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую сторону.
Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:
* 1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня
положительных ожиданий (надежд) участников;
* 2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно
случиться серьезных неприятных неожиданностей.
Hеожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.
Следовательно надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение для того. как будет происходить и чем закончится путешествие. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия. К ним мы и обратимся в первую очередь.
ОЖИДАHИЯ УЧАСТHИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ
Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растет на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и физическому развитию. И каждый ищет и находит в занятиях туризмом что-то свое. Hо далеко не все могут ясно сформулировать, что же привлекает их в туризме.
Интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний ограничен двумя полюсами. Hа одном из них - отношение к спортивному путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). Hа другом полюсе-фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учеба, повседневный быт рассматриваются как паузы между походами. С кем бы ни приходилось сталкиваться такому человеку (на любом поприще) - на всех он производит одинаковое впечатление. Так что на вопрос "Hе знаете ли вы такого-то?" следует всегда один и тот же ответ: "А, турист".
Интерес к туризму (независимо от места, которое он занимает в ряду других интересов человека) неоднороден. Ожидания, с которыми человек обращается к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. В этом нетрудно убедиться, сопоставив, к примеру, появляющиеся время от временя в туристских и альпинистских альманахах статьи, авторы которых пытаются ответить на вопрос: "Зачем мы ходим в горы?" Вразумительного объяснения (для человека, не больного "горной болезнью") дать пока никому не удалось, тем не менее путешествия в горах завоевывают все большую популярность
Попробуем же разобраться, что притягивает людей к туризму.
Чтобы упростить дело, поставим перед собой более легкую задачу: выделить отдельные элементарные ожидания, из сочетания которых образуются целостные индивидуальные запросы к туризму у каждого человека. При этом придется учесть промежуточное положение туризма между "настоящим", "чистым", спортом и развлечением, отдыхом. Было время, когда туризм не считался спортом. Кое-кто разделяет эту точку зрения и поныне. И хотя туризм давно уже прочно обосновался в спортивной классификации, сама специфика туризма противопоставляет его всем остальным видам спорта.
К туризму как к спорту людей привлекают поиск борьбы, соревнования, победы.
Прежде всего, это стремление к преодолению природных трудностей. Существует два направления, по которым развиваются такие стремления. Одно ставит задачей пройти маршрут наиболее рационально, точно, с учетом всех его особенностей (как можно полнее приспособиться к ним). Сторонники этого направления путешествуют утонченно, вдумчиво, очень большое внимание уделяют точности ориентировки, не жалеют времени и сил на разведки, редко идут на риск. Они преодолевают природу тактикотехнически, "интеллектуально". Задача другого направления - пройти маршрут скорее, невзирая на все встретив-шиеся трудности, независимо ни от каких особенностей (подчинить их своей воле). Такое путешествие совершается бурно, напористо. Вопросы ориентирования, тактики прохождения сложных участков здесь никогда не выступают па первый план, не становятся самоцелью. Hа разведку сторонники этого направления смотрят как на проявление слабости, неуверенности. Лишь в исключительных случаях допускается "разведка боем". Значительные отклонения от маршрута, тактические промахи, потеря ориентировки здесь никого не смущают. Речь, таким образом, идет о чисто физическом покорении природы, которое в крайнем своем виде соответствует формуле: "Сила есть - ума не надо!" К спортивным ожиданиям должны быть отнесены также стремления испытать, познать и преодолеть самого себя. Состязание с собой, укрепление собственной личности, самоутверждение идет в двух планах, неразрывно между собой связанных, - моральном и физическом. Мотивы такого преодоления могут, однако, существенно отличаться. Так, туристская тропа сводит вместе тех, кто ищет, куда бы приложить свою неисчерпаемую энергию, кто томится от избытка физической силы, и тех, у кого ее настолько мало, что им просто необходимо снова и снова доказывать себе ее наличие, выискивая и преодолевая разные трудности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психологический климат туристской группы"
Книги похожие на "Психологический климат туристской группы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Э Линчевский - Психологический климат туристской группы"
Отзывы читателей о книге "Психологический климат туристской группы", комментарии и мнения людей о произведении.