О Митрошенков - Философия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
По мере развития цивилизации ее культурные основы постепенно охватывают все более широкий круг явлений, обретая при этом целостность и во многих случаях светский характер. Разумеется, современный мир, как и прежде, не состоит только из нескольких могущественных цивилизаций, взаимодействие и взаимовлияние которых определяло и определяет конкретные пути развития исторического процесса. Существует много обществ, которые находятся под влиянием сразу нескольких цивилизаций и судьбы которых складываются в зависимости от того, чье влияние оказывается более мощным.
Так, к примеру, Польша претерпела в XVIII в. три раздела между Россией, Германией и Австро-Венгрией, в 1918 г. обрела вновь независимость. Полтора века Польша не существовала как государство, но между поляками, жившими в разных странах, сложились устойчивые духовные связи, которые помогли им сохранить свою национальную идентичность. Этой духовной связью выступило тогда католичество.
423
Пример с Польшей показывает, что цивилизационный подход дает совсем другое видение исторического процесса. Цивилизации могут возникать, достигать расцвета или останавливаться в своем развитии, переживать кризис и даже распадаться частично или полностью на отдельные общества. Некоторые из них могут затем войти в другие цивилизации и т.д.
Тем не менее любое общество производит материальные блага, имеет определенную социальную структуру, политическую систему. Решение вопросов об уровне развития общества, его отдельных сфер, историческом типе государства вполне достижимо с позиции стадиально-формационного подхода, разумеется, не догматического, а творчески развитого, ориентированного на сегодняшние реалии.
4. Связь формационного и цивилизационного подходов к анализу истории
Выше уже говорилось о различных сомнениях, высказанных в литературе по поводу целесообразности использования сегодня стадиально-формационного подхода вплоть до утверждений о его полной устарелости и ненужности. Суть дела, однако, в том, что различные интерпретации стадиального видения исторического процесса в любом случае направлены на выявление логики развития человеческого общества. В каждой из них обосновывается необходимость того или иного членения исторического процесса на определенные, качественно различные стадии.
В одном из распространенных в литературе подходов выделяются традиционное общество, современное общество (общество модерна) и постсовременное общество. В другом подходе говорится о первобытной, аграрной, индустриальной и постиндустриальной стадиях в развитии человеческого общества. В формационной концепции Маркса в основу стадиального членения истории положены отношения собственности как системообразующий фактор, т.е. как фактор, который определяет исторический тип и социальную организацию общества. Можно спорить относительно объяснительных возможностей каждого из существующих подходов, хотя у них есть много общего - они выражают западный (универсалистский) взгляд на логику истории.
424
Историческая наука во всем мире и сегодня пользуется стадиально-формационными понятиями - первобытное общество, античное рабовладельческое общество, феодализм и классический капитализм XIX в. Определение их сущности так или иначе исходит из природы сложившихся в них форм собственности. Более того, многие современные западные философы и социологи, подчеркивая свершившийся переход западного общества на постиндустриальную стадию развития, пытаются выявить социальную организацию грядущего, а точнее говоря, наступающего посткапиталистического общества. Решающую роль здесь должны сыграть, по их мнению, радикальные изменения в формах собственности, в частности появление и рост коллективных форм собственности, и в формах доступа всех членов общества к общественному богатству.
Существенно новые проблемы перед философской мыслью ставят ускоряющиеся процессы глобализации мира. Различные модели будущего, которые создаются главным образом в рамках политического прогнозирования, - однополярный мир, двухполярный или многополярный мир - на сегодняшний день не получили пока хорошей философской проработки со стадиально-формационной точки зрения. Но в любом случае эта точка зрения, этот подход не должен претендовать на некое универсальное объяснение истории: ее прошлого, настоящего и будущего. Стадиально-формационный и цивилизационный подходы не исключают, а взаимодополняют друг друга. Каждый из них односторонен, а примененные вместе они в состоянии дать целостную картину реального единства и многообразия исторического процесса.
Мы считаем, что между логикой всемирной истории, выраженной в членении исторического процесса на стадиально-формационные этапы, и логикой истории отдельного общества, иначе говоря, между всеобщим и единичным находится особенное - цивилизационная теория исторического процесса. Она показывает всю сложность и многообразие исторических путей реализации логики развития общества, вскрывает особенности перехода в стадиальном, формационном развитии каждого конкретного общества, страны, государства.
Каждая незападная цивилизация, после того как она вошла в исторический контакт с возникающей и затем бурно развивающейся западной цивилизацией, продолжала линию развития, исходя из сущности своего культурного основания. Ее стадии могут быть сопоставлены с логикой развития западной цивилизации, которая выступает здесь как бы масштабом измерения незападных путей развития, имеющих свою собственную цивилизационную специфику.
425
Чем сильнее отличия культурных оснований незападных цивилизаций от западной, тем явственнее проявляет себя эта специфика. Линии развития незападных цивилизаций, задаваемых их культурным кодом, имеют различную направленность. Они обусловлены конкретными представлениями об идеальном справедливом обществе, о человеке и его смысле жизни. Культурный код цивилизации не может быть произвольно изменен по требованию политиков, по решению законодательных органов, по указу президента.
В начале 1990-х гг., когда еще только начинались либерально-радикальные реформы в России, много было сказано о необходимости скорейшего изменения менталитета русского человека на западные стандарты. Системный кризис, который охватил затем российское общество, оказался логическим следствием того, что реформаторы и слышать не хотели о какой-то специфике российской цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. М., 1999.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
Семенов Ю.И. Философия истории. М., 1999.
Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4.
Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. М., 1995.
Сравнительное изучение цивилизаций / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1999.
Черняк Е.Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М., 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем различие подходов философии истории и исторической науки к изучению истории?
2. Как трактовалась идея развития в философии истории в прошлом и настоящем? Когда появляется линейная трактовка истории?
3. Какое место занимает в философии истории идея будущего?
4. Можно ли избавиться от утопической составляющей в философии истории?
5. В чем состоит сущность теории формаций и каковы границы ее применимости?
6. Что такое азиатский способ производства?
7. Что такое цивилизационный подход к анализу исторического процесса?
8. Формационный и цивилизационный подходы: альтернативность или дополнительность?
Глава 19
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
1. НТР и становление постиндустриального общества
В середине XX в. делает первые шаги, сначала в западных странах и в СССР, грандиозная по масштабам научно-техническая революция (НТР). Ее последующее развитие вызвало глубокие перемены во всем мире - в материальном производстве и науке, политике и социальном положении людей, культуре и международных отношениях. Вскоре стало ясно, что с приходом НТР заканчивается эпоха индустриального капитализма на Западе. Более того, завершается эпоха индустриальной цивилизации, к которой были причастны так или иначе все страны и континенты, в том числе и колониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Научно-техническая революция выводит человеческое общество, прежде всего западное, из тупика неразрешимых противоречий. Она открывает фантастические по прежним представлениям пути развития и формы организации общества, средства реализации человеческих сил и способностей, одним словом, гуманизации исторического процесса. Но вместе с новыми возможностями появляются и новые опасности. Над человечеством нависает угроза собственной гибели в результате непродуманных действий самих людей. Можно сказать, что глобальная катастрофа - это в определенном смысле антропологическая катастрофа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Митрошенков - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.