Сергей Максимов - Русские воинские традиции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русские воинские традиции"
Описание и краткое содержание "Русские воинские традиции" читать бесплатно онлайн.
Россия имела богатые воинские традиции. Доказательством тому служит способность государства постоянно выдерживать натиск многочисленных соседей – хазаров, печенегов, половцев, немецких рыцарей, литовцев, поляков, шведов, французов, немцев. В течение многих столетий Русь—Россия завоевывала и утверждала свой авторитет на полях сражений. Начиная с раннего Средневековья, теснимые с запада и юга, русские люди шли на восток и север, занимая, отвоевывая новые земли и защищаясь. Жизнь их проходила в непрерывной героической борьбе. На самом острие этого движения были воины, имевшие собственные древние боевые традиции выживания в условиях жестокой войны.
В книге рассказывается о зарождении русского ратного духа и воинских традиций.
В различных источниках встречаются описания боя, проведенного по указу Петра I, между английским боксером и не обученным боксу, но рослым и сильным петровским гренадером.
И все же самыми основными и самыми массовыми были общинные, артельные навыки рукопашного боя. «Наряду с казачьей боевой традицией, традицией государственных вооруженных сил, спортивными школами единоборств существовал еще один самобытный канал передачи древних воинских традиций и боевых навыков – русская северо-западная артель кулачных бойцов».
Необходимо помнить, что нередко даже в рассказах, слышанных от очевидцев, воинское искусство героев преданий приобретает преувеличенные размеры и идеальные качества. Народное понимание истории в большинстве случаев обеспечивает победу их героев в любых обстоятельствах. Воссоздание боевых искусств на словесном и фольклорном материале может выявить лишь какие-то общие установки и нормы поведения и в гораздо меньшей степени восполняет наши знания об особенностях ратного ремесла. Поэтому необходимо привлечение археологических, документальных, мемуарных и других источников.
КАЗАЧИЙ ПРИКЛАД
Изучение литературных свидетельств, архивных материалов и этнографических данных позволило установить, что широкое распространение среди казаков (ХIХ – нач. XX вв.) получил кулачный бой. Значительно меньше были распространены состязания в борьбе.
Кулачный бой как в запорожских куренях, так и в донских и кубанских станицах характеризовался обычным для восточнославянской традиции выставлением «стенок» («плетеней») от каждого куреня, края, села, улицы и зависел от уровня подготовки и возраста бойцов.
Противоборство в кулачном бое («кулачках») было разделено на три этапа: подготовительная («зачин»), основное действо и заключительная – «помирительная» части. В «стенках» и в боях «сам на сам» участвовали подавляющее большинство мужского населения станиц, начиная с 7 летних мальчиков. Дети и подростки участвовали в «зачине» боя, юноши – в начале основной части, а уж затем вступали взрослые казаки.
Состязание проводилось по единым правилам, которые строго выполнялись. Запрещалось бить лежачего, ударять противника ногами в сапогах, нападать сзади, использовать какие-либо предметы и оружие. Контроль за соблюдением правил осуществляли старики и атаман.
В связи с особенностями военизированного быта и службы существовали как «мягкие» (со своими), так и жесткие, атакующие приемы (для врагов).
Большинство ударов наносилось по корпусу, защита от ударов строилась преимущественно на движении самого корпуса («сглаживание», «поглощение»).
Основной упор делался не на мышечной силе, а на сухожильной, что позволяет вести достаточно длительный бой. При ударах старались не использовать крайнее разгибание конечностей, поскольку наиболее эффективны средние, естественные, всегда чуть полусогнутые положения рук и ног.
Способ ведения боя на земле носил название подвал и был хорошо развит, особенно у пеших казаков-пластунов.
Bо время схватки подготовленный боец непрерывно перемещался и вел бой на разных уровнях с несколькими противниками. Главным являлась не совокупность приемов, а совокупность движений, целая сетка ударов и перемещений.
Одним из упражнений для обучения владению традиционным оружием являлась казачья техника «здароватца», элементы которой используются в народных танцах. Основным техническим действием в технике «здароватца» являлось употребляемое повсеместно шуточное рукопожатие-приветствие. Удары наносились по размашистой траектории, типичной для шашечного боя.
После окончания состязания, по традиции, соперники мирились и устраивали совместное застолье – «братчину», во время которого обсуждали ход поединков и участников. У казаков существовала поговорка: «Дрались, бились, пока не помирились».
В казачьем фольклоре образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с традиционными рукопашными состязаниями: «Богатырская рука однажды бьет», «Не тот казак, что поборол, а тот, кто увернулся».
ДВИЖЕНИЕ, ТАНЦЫ И ИГРЫ
Вращается весь мир вкруг человека, —
Ужель один недвижим будет он?
А.С. ПушкинОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЙ
Основоположник физиологии нервной системы И.М. Сеченов указал в одной из своих работ, что все психические процессы человека для нас с вами постижимы только через движение. Народной культуре это было известно издавна.
Когда человек перестает двигаться, он умирает. Движение – это одно из основных свойств всего мира, именно в движении существует жизнь. Необходимо научиться чувствовать эту среду, соответствовать ей, и тогда можно достигнуть желаемого.
В периоды до и во время Средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. При всем разнообразии направлений существовало нечто, что было характерно для всех русских школ. В нашей природе – расчет на долговременный характер работы с экономным расходованием сил. Это правило характерно для России как в больших исторических периодах (победные свершения, несмотря на временные поражения), так и применительно к большинству людей. Отсюда и неторопливость в движениях, поговорки и пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»… Хотя при необходимости русский человек становится очень подвижным и решительным: «Медленно запрягает, но быстро едет».
Интересно то, что и бой, и пахотьба в поле называются в России «работой» как жизненно важная составляющая бытия человека.
В связи с распространенным у русо-славян поклонением Солнцу солнечная символика нашла свое отражение в формировании боевых движений, большинство из которых строилось на круговом вращении, раскручивании тяжелого оружия, размахе с широкой амплитудой, более соответствующем экономичному управлению оружием, которое имеет значительную инерцию. Работа велась на принципе наполненной расслабленности, то есть основывалась на мягких, округлых, внешне расслабленных движениях, наполненных силой.
В русском кулачном бою и целительстве – действия не заканчиваются внезапно и всегда имеют продолжение, как сама жизнь: одно движение плавно и естественно переходит в другое, постепенно затухая. При боевом применении движения выполняются мягко и упруго, с нарастанием плотности и скорости при необходимости.
Танец восточных славян. Радзивилловская летопись
Данный вид движения знаком нам издревле, он характерен для царства животных (вспомним видимую мягкость, силу и гибкость медведей, львов, ягуаров, волков). Недаром многие сильные люди, воины двигаются именно так: мягко, неслышно и слитно, как волны. Желательно, чтобы эта пластичность движений сопутствовала человеку всю жизнь, поскольку является наиболее удобной и энергосберегающей.
Необходимо отметить также тяготение к силовым явлениям на примере былинных богатырей и силачей. Для воспитания этой неприметной внешне силы делались упражнения на связочную выносливость с помощью «растяжек», «раскачек»», «закрутов». Рассмотрим некоторые составляющие арсенала русских школ.
УПРАЖНЕНИЯ
СОСТОЯНИЕ «НЕУМА»
Перед выполнением большинства упражнений мы достигаем состояния «неума» – отсутствия беспокоящих мыслей и чувств, то есть создаем «чистое поле» для выращивания необходимых умений.
Одним из приемов достижения этого состояния является представление рядом с собой Солнца, костра или просто ящика, куда можно выкинуть все ненужные мысли или эмоции по мере их появления с ровным выдохом. Все ненужное сжигаем или прячем до времени в ящик.
Постепенно появляется блаженное состояние отсутствия толкотни мыслей. Можно думать что-то одно основательно и неторопливо или заняться представлением желательных образов: гибкой лозы, безмятежного озера, текущей воды, яростной бури…
СТОЛБИК СИЛЫ
Упражнение для наработки осознания и умножения «живы» (жизненной силы) – «столбик силы», который позволяет быстро восстанавливаться после утомления и входить в образ бодрости и здоровья. Человек упруго стоит прямо, ноги слегка согнуты («подпружинены») на ширине плеч, руки свободные, локти немного разведены в стороны, ладони рук одна над другой на области солнечного сплетения. Почувствовать тепло в животе под руками и закрыть глаза. Человек при этом может ощутить, как его немного раскачивает вперед-назад как маятник. Не нужно сопротивляться этой волне раскачивания, но не нужно и усиливать ее. Дыхание ровное. Постепенно приходит состояние цельности, «наполненности», «однородности» всего тела при «смолкании» мыслей. Через какое-то время усталость тает, уходит полностью, и человек чувствует себя совершенно обновленным.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русские воинские традиции"
Книги похожие на "Русские воинские традиции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Максимов - Русские воинские традиции"
Отзывы читателей о книге "Русские воинские традиции", комментарии и мнения людей о произведении.