» » » » Сергей Рязанцев - Танатология — наука о смерти


Авторские права

Сергей Рязанцев - Танатология — наука о смерти

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Рязанцев - Танатология — наука о смерти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Восточно-Европейский Институт Психоанализа, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Рязанцев - Танатология — наука о смерти
Рейтинг:
Название:
Танатология — наука о смерти
Издательство:
Восточно-Европейский Институт Психоанализа
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-85-084-004-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танатология — наука о смерти"

Описание и краткое содержание "Танатология — наука о смерти" читать бесплатно онлайн.



Книга профессора С. В. Рязанцева посвящена довольно редкой теме — теме смерти и представляет собой прекрасное историко-культурологическое исследование, заслуживающее самой высокой оценки. Каково наше отношение к смерти? В чем ее тайна? На эти и другие вопросы автор попытался ответить в своей книге, захватывающе и увлекательно.






Таким образом, вера в «злых мертвецов», вампиров, упырей досталась человечеству в наследство от первобытного периода его истории.

В XIX веке появляются первые литературные обработки народных сказаний о «злых мертвецах», и с тех пор сюжет этот становится весьма распространенным в рассказах, повестях, романах.

В 1827 году Проспер Мериме издает «Сборник иллирипских стихотворений „Гузла“, собранных в Далма-ции, Боснии, Хорватии и Герцеговине». На самом деле эти песни были написаны самим Проспером Мериме, но в эту удачную литературную мистификацию поверили многие, в том числе Адам Мицкевич и Александр Сергеевич Пушкин, который перевел большинство песен сборника и издал их в 1834 году под названием «Песни западных славян». Многие песни сборника, в частности «Гайдук Хризич», «Марко Якубович», «Вурдалак» были посвящены вампирам и упырям.

Тема «злых мертвецов» наиболее полное отражение нашла в творчестве Н. В. Гоголя и А. К. Толстого. Последний написал целый ряд повестей и рассказов, основанных на народных поверьях о вампирах (например, повесть «Упырь»).

В 1816 году в Женеве собрался небольшой кружок, в который входили знаменитый английский поэт-романтик Байрон, его врач, молодой итальянец Полидори, английский поэт Перси Биши Шелли со своей женой, 18-летней Мэри Шелли и сводной сестрой Мэри — Клэр. В ненастные дни друзья развлекались, рассказывая друг другу страшные истории о привидениях, мертвецах, вампирах. Было решено сочинять собственные рассказы. Шелли и Клэр почти сразу отказались от этой затеи, Байрон оставил лишь фрагменты повести «Вампир», а Мэри и Полидори довели свой замысел до конца. Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» стал классикой готического романа и неоднократно экранизировался в фильмах ужасов. Повесть Полидори «Вампир», изданная в 1819 году тоже нашла своих читателей. Так, в западно-европейской литературе впервые прозвучала тема вампиров.

Но настоящей сенсацией стал выход в свет в 1897 году романа Брэма Стоккера «Граф Дракула», выдержавший затем неисчислимое количество переизданий. Исторический Дракула (Wlad Dracul) был князем Валахии (исторической области на территории современной Румынии). В 1430 году он захватил власть, лишив престола Раду III, и признал себя вассалом венгерского короля Сигизмунда. Дракула отличался феноменальной даже для того времени изощренной жестокостью, о чем сохранились многочисленные легенды и сказания (например, древнерусское «Сказание о мутьянском воеводе Дракуле»). Само прозвище — Дракула — означает сын дракона или дьявола. Дракула Брэма Стоккера имеет мало общего со своим историческим прототипом. Это прежде всего классический образ мертвеца-вампира.

Книга о Дракуле-вампире пользовалась огромнейшим успехом, но еще большей популярностью пользовались снятые в 20–30-е годы в Голливуде многочисленные фильмы ужасов по мотивам романа Стоккера. Дракула-вампир открыл в кинематографе новое направление, которое я бы условно назвал «вампиризмом». К настоящему времени созданы сотни фильмов о вампирах, среди них, конечно же, масса дешевых и бездарных поделок, но имеются и действительно талантливые произведения, такие как знаменитый видеоклип Майкла Джексона «Триллер» или американский фильм «Голод» с Катрин Денёв в главной роли. Сформировались и определенные законы жанра, а некоторые атрибуты фильмов о вампирах, такие как пластмассовые клыки, превратились в популярную игрушку.

Итак, в настоящее время, благодаря кинематографу, тема вампиров стала весьма популярна на Западе. В нашей стране вампиров, вурдалаков, «злых мертвецов» долгое время не пускали на экраны и на страницы книг и журналов, оберегая нашу психику столь же топорно и неумело, как и нашу нравственность. Исключением являлись лишь «школьные» классики Гоголь и Пушкин. Повести об упырях А. К. Толстого снисходительно «допускались» лишь в полных собраниях сочинений.

Эра гласности разрушила и эти нелепые запреты. Но на неподготовленного зрителя и читателя обрушилась масса некачественной продукции на тему о «злых мертвецах», прежде всего через видеосалоны. Вышел на экраны в 1990 году и первый советский фильм ужасов «Семья вурдалаков» (Творческое объединение «Аист», режиссеры Геннадий Климов и Игорь Шавлин), крайне глупый и бездарный. Интереса из всего этого мутного потока «вампиризма» заслуживает, пожалуй, лишь публикация в «Новом мире» подборки рассказов Л. Петрушевской «Песни восточных славян», основанных на быличках о «блуждающих» покойниках.

Я думаю, что ознакомившись с этой главой, читатель теперь сам сможет ориентироваться в нахлынувших на него материалах о «злых мертвецах» и отличить действительно талантливые произведения, основанные на хорошем знании фольклорного материала, от бесчисленных литературных и киновидеоподелок.

Литература

Токаревич К. Н., Грекова Т. И. По следам минувших эпидемий. Л., «Лениздат», 1986.

Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л.; «Наука», 1991.

Погребальный обряд племен Северной Европы в I тысячелетии до н. э. — I тысячелетии н. э. М., 1974.

Симонович Э. А. Магия и обряд погребения в черняховскую эпоху. «Советская археология», 1963, № 1.

Петухов Е. В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века. С.-Петербург, 1888.

Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. «Петроград», 1916, вып. I.

Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, «Наука», 1987, сюжеты №№ 386, 389.

Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., «Политиздат», 1989.

Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., «Наука», 1981.

Стоккер Б. Граф Дракула. С.-Петербург, 1913.

Петрушевская Л. Песни восточных славян. «Новый мир», 1990, № 8.

ГЛАВА XIX

Голоса из загробного мира

Практика некромантии, т. е. общения с душами умерших, была очень широко распространена среди различных народов. Одно из древнейших и, пожалуй, наиболее широко известных сообщений о некромантии мы встречаем в Библии (I книга Царств 28:3–20).

Саул, первый царь израильтян (приблизительно 1095–1055 гг. до н. э.), окруженный врагами, приглашает волшебницу из маленького городка Аэндоры и просит ее вызвать дух умершего пророка Самуила. Аэндорская колдунья применила свои чары и увидела «как бы бога, выходящего из земли». Саул попросил описать его, и колдунья ответила, что «видит мужа престарелого, одетого в длинную одежду». Тогда Саул поклонился и вновь услышал из уст призрака Самуила страшное предсказание: Израиль будет поражен филистимлянами, а сам Саул со своими сыновьями на следующий день погибнет.

Из этого библейского рассказа видно, что древнему Израилю были хорошо знакомы практика вызывания духов умерших или некромантия и обращение к ним за советами. Никакие строгие постановления против некромантии не могли уничтожить ее, настолько глубоко она укоренилась в нравах и религии народа. Один из европейских законов карал смертью через побивание камнями всякого, кто брался вызывать духов умерших и обращаться к ним за прорицаниями. Это не смогло искоренить некромантию и среди языческих обычаев, возрожденных спустя долгое время после Саула царем Манассией, был и обычай вызывания мертвых. Отовсюду, куда страх перед суровым законом загнал служителей черной магии, суеверный царь вывел их на дневной свет и узаконил их ремесло. Однако спустя короткое время благочестивый царь Иосия снова причислил всех некромантов к разряду преступников.

Обычай вызывать умерших существовал и у предшествовавшей Израилю вавилонско-шумерской культуры. В двенадцатой песне поэмы о Гильгамеше герой оплакивает своего мертвого друга Эабани и просит бога мертвых Нерсалу вызвать ему из подземного мира дух погибшего товарища: «Взломай могильный склеп и открой землю, дабы дух Эабани мог, подобно ветру, подняться вверх». Бог внял его просьбе, и к Гильгашему явился дух Эабани и поведал ему о горестном положении мертвых в подземном мире, где «их пожирает червь и где все покрыто прахом».

Самый ранний пример некромантии в античной литературе мы встречаем в знаменитом эпизоде из Одиссеи, где Улисс приплывает к печальным берегам на самом краю Океана и здесь вызывает духов из подземного мира. Чтобы заставить их говорить, он копает ров и закалывает над ним в жертву овец так, чтобы кровь их стекала на дно ямы. Истомленные жаждой духи собираются у рва и, выпив всю кровь, изрекают для героя свои прорицания.

У некромантов Древней Греции для вызова духов умерших существовали только строго определенные места, имевшие непосредственное сообщение с подземным царством через проходы и трещины в земле, сквозь которые духи, повинуясь приказанию, могли выходить на поверхность. Такие места назывались оракулами умерших.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танатология — наука о смерти"

Книги похожие на "Танатология — наука о смерти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Рязанцев

Сергей Рязанцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Рязанцев - Танатология — наука о смерти"

Отзывы читателей о книге "Танатология — наука о смерти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.