Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Описание и краткое содержание "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать бесплатно онлайн.
Военное искусство это то самое, что привело к победе фараонов Яхмоса, Тутмоса III и Рамсеса II и помогло им создать Египетскую империю. Оно помогло вождю малого племени персов Киру II превратиться в ·царя царей и царя странЋ. Также именно оно помогло царю Македонии Александру III войти в мировую историю под именем Александра Великого. Здесь говориться о военном искусстве древности и средних веков: Древний Египет, Ассирия, Персида, Греко-персидские войны, образование империи Александра, зарождение военного искусства Древней Руси, завоевательные походы монгольских полководцев, битвы на полях Европы…
Рейтарская тактика поражала сплоченностью и слаженностью. Но кровопролитность рейтарской атаки была страшной. Всего за полчаса боя на поле боя появлялись сотни изуродованных трупов.
Именно рейтарская кавалерия помогла армии гугенотов Генриха Наварского одержать победы при Куртрэ в 1587 году, и при Иври в 1590 году.
Глава 2
Изучение военной тактики римлян и проработка новой тактики войны принцем Морицем Оранским
Принц Мориц Оранский много дней просидел над изучением древних авторов, что писали о римской армии и причинах её блестящих побед. Конечно старое оружие и старая тактика давно устарела, но из римского боевого опыта много можно было вычленить много полезного и для войны нового времени.
Принцем Морицем было введено хождение в ногу, о котором сейчас знает каждый, кто служил в армии. Но далеко не каждый понимает значение этого шага в ногу, а это прямой путь к объединению людей в коллектив! Также было введено в полках до 50 строевых команд. Стали проводиться строевые учения и солдаты стали учиться маршировать и делать ружейные приемы, исполнять повороты в строю, вздваивать ряды, производить захождение плечом.
Полки стали быстро производить построения. Очевидцы говорили, что 2 тысячи солдат Морица Оранского затрачивали на построение 22 минуты, в то время как всего тысяча солдат испанского или французского королей затрачивала на построение больше часа.
Дисциплина в армии принца Оранского была железной, но принц отлично понимал что все это не будет стоить и ломанного гроша, если войско не будет вовремя получать заработанные деньги и содержание. Ведь теперь солдаты много времени проводили в строевых учениях и муштре. И за это хотели компенсации звонкой монетой. Поэтому Мориц Оранский убедил генеральные штаты аккуратно рассчитываться с армией. Каждые 10 дней, без малейшего опоздания, солдаты его армии получали свое жалованье. Принц понимал, что именно падение римской денежной системы разрушило римскую дисциплину; европейская же дисциплина в армии возродилась вместе с капиталистическим хозяйством.
Показателем дисциплины в армии принца Морица был тот факт, что его солдаты выполняли фортификационные работы. Римские легионеры постоянно их выполняли, но в средние века ни рыцари ни арбалетчики никогда не брались за работу лопатой и заступом.
Например, при осаде Стинвейка Мориц Оранский быстро организовал окопные и минные работы. Испанские солдаты со стен города издевались над осаждающими, что они променяли пику на лопату и из воинов обратились в грязных мужиков. После 44 дней обороны и взрыва двух больших мин испанский комендант Кокуэль был вынужден сдаться и сказал: "Меня победили не оружием, а лопатой, нас похоронили, как лисицу в норе".
Вильгельм Людвиг (брат Морица) поздравлял его и написал в своем послании:
"Вы доказали замечательным примером превосходство методичности и работы над грубой силой. Ваша осада восстановила античное военное искусство, которое до сих пор недостаточно оценивалось, которое невежды осмеивали и которое оставалось незнакомым или не применялось даже выдающимися полководцами нашего времени".
В 1620 году венецианский посланник в Нидерландах, Джироламо Тревизаго, сообщал совету своей сеньории, что армия принца Оранского в мирное время содержится в составе 30 тысяч человек! Для Европы это было в новинку, ибо герцоги и короли предпочитали призывать большинство солдат только в военное время. Это помогало избежать расходов на содержание армми в мирное время.
"Я думаю, ни в одном государстве войска не содержатся в таком порядке, как здесь. Солдаты каждые 10 дней получают жалованье, уплата не задерживается ни на один час. Здесь царствует безусловное послушание при умеренной строгости по отношению к преступникам. Частные лица предлагают солдатам снять помещения в их домах. Города имеют от войск огромную прибыль".
Мориц требовал от своих офицеров и в том числе от младших прилежного изучения военного дела, математики, фортификации, инженерного дела, трудов по древней истории. Командир становился профессионалом своего дела, на не дилетантом на лошади и в доспехах. И благодаря этим новшествам авантюристы постепенно исчезли из армии и представители образованных и господствующих классов перестали презирать военную службу и постепенно начали наполнять ряды командного состава.
Благодаря новшествам введенным принцем Оранским и усилении дисциплины существенно смогла видоизмениться боевая тактика. Мориц строил свои порядки поротно, чтобы обеспечить мобильность своих частей. Он сократил число шеренг с 40–50, принятых во многих европейских армиях, до 10-6. Пикинеры в его армии составляли две трети боевых порядков пехоты, а мушкетеры одну треть.
Пикинеров он ставил в центр, а мушкетерские роты стояли с флангов. Строились он в три линии с интервалами по фронту в шахматном порядке. При этом мушкетеры могли прятаться за пикинеров, а пикинеры второй и третьей линии могли запирать образующиеся в первой линии интервалы.
Если увидеть такой боевой порядок в поле, то он покажется хрупким и малоэффективным. Но прочность такого боевого порядка обеспечивалась железной дисциплиной, подвижностью мелких подразделений, профессионализмом командиров и доверием солдат к своим офицерам.
В битве при Ньюпоре в 1600 году испанцы выставили 12 тысяч пехотинцев и 3 тысячи кавалеристов. У принца Оранского было также 12 тысяч пехоты и 1500 всадников. И армия принца сумела выдержать удар сильной и славной тогда испанской пехоты. Это была боевая проверка новой тактической линии!
Глава 3
Шведский период Тридцатилетней войны
Сражение при Брейтенфельде и новая линейная тактика
Военные реформы короля Густава-Адольфа
Следующей важнейшей вехой в развитии не только Европейского военного искусства стала Тридцатилетняя война (1618–1648). Причиной этой войны стала великодержавная политика династии Габсбургов. Они в союзе с римским папой и католическими князьями Германии стали воевать а протестантскими князьями Германии что вошли в союз с Данией, Швецией, Голландией и Францией.
Я не стану здесь рассматривать политическую составляющую конфликта слишком глубоко. Он слишком сложен и изобилует многочисленными фактами, именами и заговорами. Об этом можно прочесть в любом учебнике по средним векам и если мы начнем говорить об этом, то просто утонем нескончаемом потоке информации. Наша же задача разбирать только эволюцию чисто военного искусства и не стоит отступать от главного.
Скажу только что эту войну историки разбили на несколько периодов. Я их перечислю:
Чешский период (1618–1623).
Датский период (1625–1629).
Шведский период (1630–1635).
Франко-шведский период (1638–1648).
Из всего перечисленного нас больше интересует именно шведский период. Ибо именно армия шведского короля одержала ряд блестящих побед и вписала новую страницу в историю боевого искусства в Европе.
Итак, в июле 1630 года в Германию вторглась армия шведского короля Густава II Адольфа. Этот поход субсидировала Франция, платя шведам ежегодно миллион ливров. За это Густав Адольф обязался выставить армию в 30 тысяч пехоты и 6 тысяч кавалерии. Швецию, как злейшего врага Польши, поддерживала Россия.
"Густав-Адольф получил еще в детстве хорошую физическую закалку, — пишет Разин в книге "История военного искусства", — воспитание в протестанстком духе и значительное образование. Он проявил склонность и способности к физическим упражнениям, владению оружием и верховой езде. Большим трудом и настойчивостью король достиг совершенства кавалериста, проявляя ловкость и смелость. Упорное физическое воспитание обеспечило ему хорошее здоровье, бодрость, неутомимость в работе, твердость характера". (Цит. по книге Разина Е.А. "История военного искусства". М.: 1961. — С. 378.)
То есть этот повелитель Швеции был отличным воином и сам понимал значение для солдата военной подготовки. Больше того он был отличным полководцем, и именно он усовершенствовал тактику боя. Густав-Адольф начал принуждать господствующий класс Швеции — дворянство — к военной службе. И дворяне постепенно стали принимать это и считать военный мундир почетным для себя. Таким образом, в Швеции был сформирован привилегированный офицерский корпус из местной элиты (дворянства). Впоследствии также стали поступать и в других государствах.
Весной 1631 года к Густаву Адольфу присоединился курфюрст Саксонии Иоганн Георг со своей армией. В шведской армии были профессиональные солдаты из свободных крестьян, хорошо обученные и вооруженные. В армии короля также было много наемников: немцев, англичан, шотландцев.
Кроме того, шведы обладали превосходством в артиллерии. Они произвели замену медных пушек, покрытых кожей, на легкие чугунные орудия, весившие около 180 килограммов. Такие пушки были в состоянии перемещать четыре человека или две лошади. А это давало большое преимущество в скорости их передвижения. Ведь основанная проблема артиллерии в то время была именно в том, что пушки слишком медленно подходили к месту сражения. Шведы ликвидировали этот недостаток.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Книги похожие на "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Отзывы читателей о книге "Искусство войны: Древний мир и Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.