Михаил Рапов - Зори над Русью

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зори над Русью"
Описание и краткое содержание "Зори над Русью" читать бесплатно онлайн.
«Зори над Русью» — широкое историческое полотно, охватывающее период с 1359 по 1380 год, когда под гнетом татаро–монгольского ига русский народ начинает сплачиваться и собираться с силами и наносит сокрушительный удар Золотой Орде в битве на поле Куликовом. Хотя в романе речь идет о далеких от наших дней временах, но глубокая патриотичность повествования не может не взволновать современного читателя.
Книга снабжена примечаниями, в которых даются пояснения исторических событий, разъясняются древние слова.
Проезжавший мимо Дмитрий Иванович взглянул: «Кто говорит так?»
Говорил Фома. Князь молча проехал мимо. Чего угодно, но мудрости не ждал он от Фомы. А вот на тебе, все, как на ладонь, выложил старый брехун. Омир не Омир, [284] Аристотель не Аристотель — просто Фомка–тать, а как сказал: «От мыслишек таких мечи ржавеют». А ржаветь им нельзя!
Весь день пролежал Игнатий Кремень в полузабытье. Весь день дорога была пуста, и только к вечеру снизу от Вожи заскрипели колеса. Игнатий силился встать — куда там, голову из пыли не поднять. Надо кричать, молить — язык, как колода.
«Ужели и эти мимо проедут, ужели не подберут?»
Скрип колес близился, близился и сразу стих. Игнатий шевельнулся, застонал. Над ним голос:
— Никак это Игнатий Кремень лежит? — Голос знакомый, но чей, Игнатий сообразить не мог. Тот же голос приказал:
— Поднимите его, положите в телегу, пусть поп Иван потеснится.
Игнатия шевельнули, подняли, он открыл глаза. Над ним нахмуренное лицо Бренка, вокруг ратники. У телеги воины замешкались, кто–то причитал. О чем, Игнатий не понял, услышал только, как Бренко прикрикнул коротко, срыву:
— Тебе сказано, потеснись! Ну–ко, ребята, шевельните попа.
Из телеги вопль:
— Мучайте! Терзайте!
От крика этого Игнатия передернуло, он застонал, заметался. Бренко сказал ему:
— Ты, Кремень, не пеняй на меня, что кладу тебя в одну телегу с этим гадом. Нет у меня другого воза.
Поп всхлипывал:
— За што? За што?
Бренко ответил злобно, как кнутом ударил:
— Ты, Иуда, помолчи! — Передразнил: — За што! Или не ведаешь? Лютых зелий мешок не у тебя нашли? Спознался с кнутом…
Поп опять взвыл:
— Спознался, говоришь. Тебе бы, боярин, так спознаться. Вся спина у меня ободрана.
— Дай срок. На Москве пытки отведаешь. В застенок тебя везем.
— Откуда, откуда вызнали? — всхлипнул поп.
Бренко ответил и на это:
— От русских людей, что в Орде погибают. Видели, как ты корешки Ваньке Вельяминову отдавал царевича Арапшу потчевать, знали, что ты к Мамаю утек. Лучше сознайся, почто на Русь с отравой шел, а то как бы не велел тебя князь смертию казнить.
— Врешь! Врешь! — плакал поп. — Не бывало такого на Москве. В Русской правде о казни смертной не записано.
Бренко не ответил. Отвернулся, крикнул:
— Поехали!
Опять заскрипели колеса. Поп затих. Лежал он на животе, лицом в сено, изредка всхлипывал. Игнатия поп совсем затеснил, но тот молчал, терпел, думал и внезапно, сам не зная почему, нашел в себе силы раскрыть рот, сказать:
— Поп, повинись… лучше будет…
Не много слов, но и их хватило Игнатию, чтобы разбередить рану. Больше уговаривать попа не стал, а поп живо поднял голову, наклонился над Игнатием, дохнул в лицо.
— Думаешь, лучше будет?
Кремень молча мигнул.
— Я и сам то же думаю, — прошептал поп и, встав в телеге на колени, запричитал:
— Слушайте меня, люди русские, и ты, боярин Бренко, и ты, товарищ мой по скорбному ложу…
Преодолевая боль, Кремень сквозь стиснутые зубы пробормотал:
— Не бывал я товарищем Каину…
— Именно! Именно! — кивнул поп. — Аки Каин, я! Окаянный я! Грешен! — Оглянувшись на столпившихся вокруг воинов, продолжал: — Велел мне поганый Мамай идти вместе с ордой. Сказал нечестивый Мамай: «Аще побьет князь Митрий мово мурзу Бегича, иди, поп, на Русь, отрави князя Митрия да князя Володимира, отрави ближних бояр. Тако и будет победа на стороне ордынской», а я, Мамая страшась, пошел.
— Небось, заплатить Мамай обещал?
Поп сердито взглянул на спросившего: «Чего глупость спрашивать?» Однако ответил, но, видно, забыл о покаянии, ответил с ухмылкой:
— Это само собой.
Тогда Бренко, ухватясь за резной передок телеги, закричал:
— Ты бы и меня отравил, дьявол!
Поп от страха осел, мотал головой.
— Ты и Русь погубил бы!
Игнатий Кремень приподнялся, взял Бренка за локоть.
— Полно, боярин, не серчай! Не под силу Иуде Русь погубить, зелья не хватит! — поперхнулся кровью, замолк и, валясь на сено, все–таки повторил: — Не хватит!
14. НА ЛАЧЕ–ОЗЕРЕ
Гривастый темно–серый простор Лача–озера [285] развернулся перед странником. Сняв скуфейку, он вытер залысый лоб. Тяжек, видно, путь по лесному болоту, если на студеном ветру лоб вытирать пришлось. У воды странник остановился, хотел опустить полы подрясника, засунутые за ремень, но, взглянув на низкие мшистые берега, раздумал.
«Рано подрясник опускать, еще идти и идти. Вон он, монастырь. Далече!»
За темной полосой озера — деревянные башни под шатрами, не то просто приземистыми, не то осевшими от ветхости, между ними — темные стены. Не сразу и разглядишь их за дождевой завесой. Странник осторожно пробирался по прибрежным зыбунам, время от времени поглядывая вперед. «Ветхий монастырь, совсем худой. Башни пошатнулись, бревна стен просели, заросли мохом, и даже кресты на чешуйчатых маковицах стоят наискось, словно зацепились за них низкие тучи и волокут за собой».
У ворот странник опять принялся вытирать лоб. Не успел нахлобучить свою скуфейку, как в воротах показался монах, закричал:
— Иди, божий человек, мимо! Странных мы не приемлем. Сами на бруснике живем…
— Так уж одной брусникой и живы?
— Место наше худое, мокрое. А ноне беда паче — наши мужики бога прогневили: жита у них вымокли.
— Бог терпел и нам велел.
— Вот и мы мужикам то ж толковали, а они во грехах погрязли и оброка не отдали.
— Так–таки ничего с мужиков и не взяли?
— Ну как не взять! Взяли! А недостачи большие.
— Или у вас лесу мало? Или батогов сделать не из чего?
— В том и беда, что лес вокруг. Мужики от батогов в лес ушли всей деревней, не сыщешь их. Хуже того, наученные беглым холопом Ильей, мужики впали в ересь, дескать, нет того в писании, чтоб монахи с хрестьян дани брали.
Странник сурово поддакнул:
— Экий грех! Воистину соблазн и ересь!
— И не говори! — Монах вздохнул всей утробой. — Аль уж последние времена настают, а только, диаволу на потеху, мужики, уходя, пытались запалить нас. Глянь, Благовещенская башня обгорела.
Монах кивнул в сторону угловой башни, стоявшей у самого приплеска. Поглядел на башню и странник, а монах вдруг спохватился:
— Разговорился я с тобой, ты иди, божий человек, иди с миром…
Странник на это сказал строго:
— Веди меня сей же час к отцу игумену.
— Я, чай, те только что сказывал: мы странных не приемлем.
— Не твоего ума дело, — странник ткнул посохом прямо в толстый живот монаха, — веди к игумену.
Пришлось вести.
Игумен встретил странника спесиво, но, взглянув в лицо ему, ахнул:
— Святители! Никак отец Пимен!
Странник нахмурился. Игумен понял, приказал монаху:
— Брат Сысой, выйди.
Пимен сам проверил, плотно ли монах закрыл дверь кельи, потом строго спросил:
— Ты, отче, язык за зубами держать умеешь?
— Умею, отец Пимен.
— Непохоже! Пошто знать Сысою, что меня Пименом зовут? Ты бы еще при Сысое меня архимандритом Переславским назвал. Пришел к тебе странник, так странником мне и быть. Сумеешь язык за зубами держать — и на зуб получишь. Слышал я, отощали вы, помочь вам нужна.
— Как еще и нужна–то, бунтуют у нас холопы.
Пимен круто повернул разговор:
— Поп Иван, что сослан к тебе, жив?
— Покуда жив.
— Где он?
— В срубе сидит.
— Веди к нему. Сведешь — иди прочь. О чем я с попом говорить буду, ведать тебе не надобно. Понял?
— Как не понять, отец Пи… — Игумен поперхнулся словом.
— Только не один он в срубе. Ильюшку–то ересиарха мы все ж словили и в сруб бросили.
— И, чаю, оттуда живым не выпустите?
— Как можно! Сей пес смердящий хуже лютого волка. Соблазнитель и лжец…
— Да отколь он? Сведали?
— Из Рязани. Сам, злодей, сказывал.
Пимен насторожился.
— Значит, сие князя Олега Рязанского козни! Далече хватил князь Олег.
— Нет, отче! Нет! Еретик Илейко в давнопрошедшие годы сбежал от ныне покойного боярина Вельяминова Василия Васильевича. Вдругорядь бежал Илейко от князя Суждальского, в тот самый раз, когда князь Дмитрий Иванович Суждаль повоевал.
— Давно то было.
— Давно. Бежал Илья в Рязань и жил там долго, а как Царевич Арапша Рязань повоевал, князь Олег и вздумал, дабы казны добыть, беглых холопов имать и за выкуп хозяевам выдавать. Вызнали, что Илья беглый холоп, пошли его вязать, а Илья сызнова убег да еще и в ересь ударился.
— Ладно, — зевнул Пимен, — многословен ты, отец, а во многословии несть спасения. Веди к попу Ивану, а что до ересиарха вашего, так мне — бес с ним…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зори над Русью"
Книги похожие на "Зори над Русью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Рапов - Зори над Русью"
Отзывы читателей о книге "Зори над Русью", комментарии и мнения людей о произведении.