Эдуард Фикер - Современный чехословацкий детектив

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Современный чехословацкий детектив"
Описание и краткое содержание "Современный чехословацкий детектив" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Фикер (1902—1961) — один из основателей чешского детектива — хорошо известен советскому читателю. Сюжет его романа «Девятнадцатый километр» (1960) связан с разоблачением шпионской деятельности западных разведок на территории ЧССР.
Роман Вацлава Эрбена «Смерть художника-самоучки» (1978) рассказывает о загадочном в своей немотивированности убийстве в замке старинного чешского городка. Описание расследования интересно раскрывает психологические аспекты современного искусства.
Спросить дорогу было не у кого, поэтому Экснер зашел в отделение, выпил стакан воды и узнал, что погребок при замке открыт до часу, — на случай, если он проголодается.
Он уже проголодался, но не мог сейчас задержаться. Поэтому выпил еще стакан воды да отломил у молодого вахмистра кусок хлеба с салом, который тот принес на дежурство.
По дороге он встретил моложавую стройную даму с коротко подстриженными волосами в сопровождении пожилого сгорбленного мужчины. Дама казалась старомодной, похожей на старую деву, и в то же время было в ней что-то привлекающее внимание, Экснер невольно остановился и проводил ее взглядом. Походка у нее была ровная, осанка прямая и свободная, движения рук спокойные, размеренные — здесь она казалась существом из другого мира.
Ее спутник опирался на палку.
Стукнули ворота, кто-то повернул ключ.
Перейдя через площадь, Экснер обнаружил, что ворота те самые, к которым он направлялся. Значит, женщина и мужчина вышли от художника Войтеха Матейки.
Что ж, пока все складывалось неплохо.
Он чиркнул спичкой, чтобы рассмотреть табличку на воротах.
ВОЙТЕХ МАТЕЙКА
художник
На первом этаже, в окне рядом с аркой, было темно. На втором тоже. Ворота на замке. Он нажал кнопку звонка.
Сверху, как в Судный день, раздался голос:
— Кто там?
— Из общественной безопасности.
Под аркой загорелся свет.
Послышались семенящие шаги.
— Кто это? — Открылся старинный зарешеченный глазок, и в нем Экснер увидел плешь и растрепанные седые волосы.
Уличный фонарь осветил побледневшее лицо маэстро Матейки; художник щурил глаза. После света под аркой он плохо видел в темноте.
— Кто это? — переспросил он.
— Доктор Экснер.
— Тот, что по профессии ботаник?
— Маэстро, — сказал капитан Экснер, зная, как принято обращаться к пожилому художнику, — я веду в этом городе следствие по делу о трагической гибели пана Рамбоусека. Я слышал, что вы были знакомы, и хотел бы поговорить с вами.
— Охотно помогу вам, — проговорил Войтех Матейка, поворачивая ключ. — Хотя, пан доктор, вы сыграли с нами такую шутку тогда, в канцелярии, что мне бы стоило умерить свое рвение. Прошу.
Он провел Экснера через арку, откуда был виден бетонированный двор, и по красной ковровой дорожке они поднялись в мастерскую.
На столе стояла открытая бутылка вина и три бокала.
— Только что я проводил гостей, — сказал Войтех Матейка, — вы, должно быть, встретили их.
— Да, — учтиво ответил капитан Экснер (в присутствии старого художника его манеры стали безукоризненны). — Я видел какую-то даму в сопровождении пожилого мужчины.
— Это пани Шустрова, — пояснил Войтех Матейка. — Вдова. Учительница музыки. Мы частенько собираемся, беседуем, она играет на пианино. А ее спутник — доктор Чернох. Директор здешнего музея. — Он принес чистый бокал и налил Экснеру. — Если не откажетесь... Ваше здоровье.
Они выпили, и капитан Экснер сел.
Матейка оперся локтями о ручки кресла и начал постукивать своими короткими пальцами друг о друга.
— Ну, пан... пан капитан... Чем я могу вам помочь?
— Не знаю, — чистосердечно ответил Экснер, — может, каким-нибудь наблюдением, замечанием.
— Боюсь, от меня, человека пожилого, вы не дождетесь метких замечаний. Не говоря уж о наблюдениях. — Он махнул рукой и тихо засмеялся. — Кто же вам посоветовал прийти ко мне?
— Не помню. — Экснер лгал с ледяным спокойствием. — Кто-то из замка. Вы даже не представляете, со сколькими людьми я сегодня говорил, — добавил он.
— Отчего же, вполне представляю, — возразил Войтех Матейка. — Я слышал, посадили молодого Коларжа.
— Да, он арестован, — подтвердил капитан Экснер несколько хмуро, но с явным удовлетворением. — Однако мы обязаны проверить все обстоятельства дела. А вы, вы, говорят, относились к числу друзей пана Рамбоусека. К числу его доброжелателей.
Маэстро Матейка снисходительно улыбнулся.
— Это не совсем точно. Видите ли, пан капитан... Мы были почти ровесники. Оба родились в Опольне. Вместе ходили в начальную школу. Потом, как часто бывает, наши пути разошлись. Мы никогда не были друзьями в подлинном смысле слова. Мы были ровесниками. Я, как и все в Опольне, считал Славека чудаком...
— Пан Рамбоусек занимался живописью всю жизнь?
— Где там! — засмеялся Матейка. — Если его мазню вообще можно назвать живописью.
Капитану Экснеру, разумеется, даже в голову не пришло цитировать высказывания доктора Яромира Медека.
— Да, я видел его вещи, — сказал он. — В живописи я не очень-то разбираюсь и вообще для дела, для данного случая, это не имеет значения, но у себя я такое на стену не повесил бы.
— К сожалению, — вздохнул художник, — современная эпоха благоприятствует дилетантам. Вместо музыки — крик, вместо литературы — описания убийств, грабежей и пьянства, вместо живописи — «смелость» красок. А что... все это имеет отношение к убийству Рамбоусека?
Михал Экснер пожал плечами.
— Одному богу известно да святому Вацлаву, маэстро...
96Они встретились на площади. Капитан Экснер и поручик Беранек. Остановились, оглядывая друг друга.
— Мы с тобой как два ненормальных привидения, — сказал капитан Экснер. — Боже мой, почему ты не идешь спать?
— Подышать вышел, — объяснил поручик, все еще стоя поодаль. — И знаешь, мне пришло в голову...
Они машинально зашагали к белой светящейся табличке с надписью «Общественная безопасность».
— ...взглянуть, как там наша охрана. У них две собаки.
— С одной я знаком, — заметил Экснер. — Она гналась за мной вчера в парке.
— Пойду лягу.
— Гостиница — там, — показал Экснер через плечо.
— Ну да, а ты идешь не туда.
— Хочу еще кое с кем поговорить.
— Уже ночь, капитан.
— Что делать, если я любопытен, — вздохнул Экснер. — Не знаешь случайно — ты ведь знаешь почти все, — где живет доктор Чернох, директор музея?
Беранек достал из нагрудного кармана черный блокнот и стал его листать.
— Камил?
— Он.
— Площадь Мира, двадцать пять.
— Где это?
— Совсем рядом, — Беранек взглянул на номера ближайших домов, — Восемнадцать, семнадцать, двадцать... Вон там.
— Гм. А пани Шустрова?
— Шустрова? — удивился Беранек. — Не слышал о такой. — Он листал блокнот, стараясь, чтоб свет уличного фонаря падал на страницы. — Нет, не знаю. А кто она?
— Квартирная хозяйка доктора Медека.
— Ну, это другое дело, это есть. Подскальная, тридцать один.
— Ага...
— Ничем не могу помочь, капитан, не знаю, где эта улица.
— Спрошу у кого-нибудь. Ну а доктор Гаусер?
— Впервые слышу. Это еще кто такой?
— Хирург.
— Тебе нужна операция?
— Ты устал, — сказал Экснер сухо. — Здорово устал. Иди спать, а я еще поработаю.
— Подожди, ты не объяснил, зачем тебе хирург.
— Я слышал, он играет в канасту, — ответил капитан Экснер.
— Ага. — Поручик Беранек громко захлопнул свой черный блокнот. — Тогда спокойной ночи.
97Экснера провели в кабинет. Окна, закрытые плотными вязаными занавесками, смотрели на запад, на сады и виллы. За окнами была уже кромешная тьма. Ему предложили кресло у старинного торшера с огромным пергаментным абажуром. Торшер заливал комнату теплым желтым светом.
Ничем не угощали, оставалось только смотреть на второе кресло, в котором, потирая руки, сидел старик с растрепанными волосами; нос у него был испещрен красными жилками; он потирал руки с таким усердием, что сухая кожа шуршала.
— Ну конечно, — засмеялся Чернох. — Всему, что он умел, его научил Войтех. Давал ему краски, а на первых порах и холст. Разумеется, он не принимал его всерьез.
— Кто кого?
— Войтех Рамбоусека, конечно. Вы видели этих его чудищ?
Капитан Экснер кивнул.
— Забавно, да?
Капитан Экснер опять кивнул.
— Дело в том... — Доктор Чернох перестал потирать руки. Вместо этого он принялся дергать себя за волосы. — Это было бы забавно. Если бы не нашлись пропагандисты. Да.
— Что вы имеете в виду, пан доктор? — учтиво спросил Экснер.
— Доктор Медек и ему подобные ради самоутверждения выискивают всякие курьезы и провозглашают их истинными ценностями. И стригут купоны. Как сами они, так и те, кого пропагандируют.
— Доктор Медек — состоятельный человек?
— Откуда мне знать, пан капитан. Думаю, не бедняк. Можете быть уверены. Судя по тому, как он держится. Да и жена его такая же.
— А пан Рамбоусек?
Доктор Чернох засмеялся:
— Ну, у него-то денег куры не клевали. Усердный, работящий, почти ничего не тратил, к тому же скупердяй.
— Вот как, — сказал Михал Экснер с наигранным простодушием. — А куда же девались эти деньги? Мы ничего не нашли. И на книжке ничего не было.
Доктор Чернох закинул ногу на ногу и с довольным видом сложил руки на груди.
— Здо́рово, — произнес он. — Честное слово, здорово! Убийство с целью ограбления. Я вам не завидую, пан капитан!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современный чехословацкий детектив"
Книги похожие на "Современный чехословацкий детектив" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Фикер - Современный чехословацкий детектив"
Отзывы читателей о книге "Современный чехословацкий детектив", комментарии и мнения людей о произведении.