Александр Кац - Евреи, Христианство, Россия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Евреи, Христианство, Россия"
Описание и краткое содержание "Евреи, Христианство, Россия" читать бесплатно онлайн.
5. ИУДЕО-ХРИСТИАНЕ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА
А что же евреи-христиане, бежавшие в 68 г. н. э. в Пеллу? Какова была их судьба после разрушения Храма? Еще будучи в Иерусалиме, христианская община возглавлялась родственниками Иисуса. Первый Иерусалимский епископ - Иаков Праведный, "Брат Господень" был казнен в смутное время в 62 г. н. э. по приказу первосвященника Аннания. Он руководил общиной христиан 18 лет, пользуясь огромным авторитетом у жителей Иерусалима. Этот авторитет зиждился на строгих, аскетических, назорейских принципах, унаследованных, видимо, в семье отчима Иисуса - Иосифа. Иаков не пил вина, не ел мяса, не купался при людях, не натирался благовониями, не стригся. Целыми днями Иаков, коленопреклоненный, молил в храме Бога о том, чтобы Тот простил людям их грехи. Его колени были мозолисты, как колени верблюда. Это была незаурядная личность, и известие о его казни вызвало возмущение в Иерусалиме, приведшее к тому, что Аннаний был лишен сана первосвященника.
Иаков Праведный не принадлежал к двенадцати ученикам Иисуса. При земной жизни Иисуса между ним и братьями существовало отчуждение, вызванное, по-видимому, их ортодоксальной ограниченностью (Мф. 12: 46, Мк. 3: 31, Лк. 8: 19). "Ибо и братья Его не веровали в Него" (Ин. 7: 5). Возможно, что братья Иисуса восстанавливали против него родную мать и препятствовали Ему осуществлять свое призвание. "И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и Матерь" (Мк. 3: 31 35). Непонимание родных вызывало чувство обиды и глубоко ранило сердце Иисуса. Однако после смерти и воскресения Иисуса братья признали Его Мессией. Ко времени, о котором идет речь, вторым Иерусалимским епископом был Симеон, сын Клеопы, младшего брата Иосифа.
Для евреев-христиан, бежавших в Пеллу, разрушение Храма было страшным событием, потрясшим их своей неожиданностью. Несчастья, выпавшие на долю еврейского народа, рассматривались ими как наказание за смерть Иисуса и Иакова Праведного. Пережитые страдания понимались ими как прелюдия наступления дней Мессии. При этом расчет евреев-христиан строился на псалме 94: "...Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих; и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой". Сороковой год после распятия Иисуса приходился на 73-й год - год гибели Иерусалима.
Однако вскоре стало ясно, что жизнь продолжается, и через какое-то время евреи-христиане с родными Иисуса во главе переселяются в городишко Кокабу, неподалеку от Пеллы. Некоторая часть христиан возвращается в Галилею и Самарию. Верные духу нагорной проповеди: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное", они живут нищенством, как и в Иерусалиме, гордятся нищенством как титулом благородства. Они называют себя "евионим" или "нищие". Среди других народностей Батанеи маленькая секта слывет под именем "назарян". В исторической и богословской литературе эти христиане Востока называются иудео-христианами, евионитами, назарянами или назариянами.
Эта ветвь христианства осталась верной первоначальному духу Иерусалимской церкви и братьев Иисуса, согласно которому Иисус был пророком, избранным Богом для спасения Израиля. Они беспредельно обожали Иисуса, называли Его пророком правды, Мессией, Сыном Бога, избранником Божиим, верили в Его воскресение. В то же время, согласно исходным понятиям евреев-христиан, Иисус был сыном простого человека - Иосифа, так как принадлежал к известной семье. И лишь потом, в дальнейшем их взгляды модифицировались, и они стали объяснять рождение Иисуса действием Святого Духа, а факт крещения Иисуса - фактом усыновления Его Богом. Однако их еврейское мировоззрение не позволяло отождествлять Иисуса с Богом. С точки зрения назарян, это было бы кощунством. В IV веке такие взгляды католическая церковь объявит еретическими.
Если греки-христиане, ведущие начало от апостола Павла, считали замену религии Моисея на христианство как замену низшего культа высшим, то евреи-христиане Кокабы воспринимали это как богохульство. Они с усердием исполняли Закон, омовения, обрезание и другие еврейские обряды. Праздновали субботу одновременно с воскресением. Их каноном был еврейский канон, хотя и с некоторыми отступлениями. Библию они читали на еврейском языке.
В рассказах о жизни Иисуса евиониты изображали Его исполняющим весь Закон: "Я пришел не уничтожить Закон, а исполнить его". Образцом святости для евреев-христиан был Иаков Праведный, Брат Господень. Большим уважением пользовался также Апостол Петр. С другой стороны, они проклинали Павла, называли его вероотступником, "человеком из Тарса".
Евреи-христиане Заиорданья оказались в очень трудном положении из-за возрастающей изоляции и конфронтации с большинством иудейской нации, считавшей их предателями за их неучастие в войне, и с христианами, последователями Апостола Павла. В глазах этих последних Иисус становился все более и более воплощением Бога, и всякий, кто имел отличную точку зрения, становился их идейным противником. Великая идея, рожденная евреями-христианами, обретала самостоятельную жизнь, в которой они занимали все меньше и меньше места и в конце концов были забыты.
Еще при жизни Христа высказывалось утверждение, что он потомок царя Давида, а его предназначение - спасение Израиля от ига Рима. После смерти Иисуса его родство с Давидом было перенесено и на его родных, возглавлявших церкви Заиорданья. Эти добродушные люди гордились таким родством, хотя и основанным на легком самообмане, озабоченно составляли родословные, а, в случае затруднений, ссылались на гибель документов во время гонений царя Ирода. Их усилия, увенчанные успехом, могли бы привести к созданию христианского дворянства со всеми вытекающими из этого обстоятельства отрицательными для новой религии последствиями. Их наследственные привилегии и наследственная правота в вопросах веры легко могли бы оттолкнуть новообращенных и остановить развитие идеи. Это, собственно, и произошло с церковью Заиорданья, оставшейся малочисленной группой евреев-христиан. Некоторые места Евангелия, изображающие в невыгодном свете семью Иисуса, являются отголоском антипатии, рожденной претензиями на благородство родственников Христа.
Имеются неточные сведения о возвращении части евреев-христиан из Пеллы и Кокабы в Иерусалим в правление императора Адриана. По-видимому, строгости, применяемые к иудеям, были ослаблены римлянами по отношению к безобидным и мирным христианам. Их маленькая колония расположилась в уцелевших постройках или в отстроенных вновь домишках и пользовалась единственной сохранившейся в Иерусалиме синагогой, напоминающей строфу из Исайи: "И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде..." (Ис. 1: 8). Сан первосвященника Иерусалимской церкви был, скорее всего, номинальным. Родные Иисуса остались за Иорданом. Возможно, что некоторые из учеников Иисуса дожили до возвращения в Святой Город, однако, определенными данными история не располагает.
В истории христианства евионито-назарянская церковь оставила глубокий след своей святостью и мистическим началом. Свойственное евреям простое понятие о божестве предохранило их от перегрузки мифами и метафизикой, чем потом так увлеклась западная церковь. Евреи-христиане упорно и трогательно придерживались парадокса Иисуса о благородстве и счастье нищеты и видели в этом высшую истину христианства. Они гордились нищетой, так как имели за душой Царствие Небесное.
Второй бесспорной привилегией евреев-христиан было обладание истинным преданием слов Иисуса, что послужило основой Еврейского Евангелия. Все ученые того периода, знавшие евионито-назарянскую церковь, - Гегезипп, Юлий Африкан, Евсевий, а также Отцы Западной церкви с восторгом и уважением отзывались о ней, видя в ней идеал христианства.
После восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э. евиониты опять были изгнаны из Иерусалима. Ненавидимые иудеями, чуждые христианским общинам, созданным Павлом, иудео-христиане становились все малочисленнее. Они не имели организованной иерархии и рассеялись по безвестным селам Сирии, куда не доходили потоки информации. Мессианские верования выразились у них в бесконечных рядах ангелов.Теософия и аскетизм ессеев, в конце концов, взяли верх над заслугами Иисуса. Их чистое учение (блаженны нищие!) стало для развивающейся церкви соблазном и было объявлено Никейским собором богохульством.
Евионизм и назорейство продолжали существовать в отдаленных частях Сирии и на Кипре до V или VI веков. Преследуемые православными императорами, они исчезли в бурях ислама. Магомет, рожденный еврейкой, познакомился с христианством через назорейские общины Заиорданья. В глазах Магомета все христиане - назореи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Евреи, Христианство, Россия"
Книги похожие на "Евреи, Христианство, Россия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кац - Евреи, Христианство, Россия"
Отзывы читателей о книге "Евреи, Христианство, Россия", комментарии и мнения людей о произведении.