» » » » Александр Никонов - Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект


Авторские права

Александр Никонов - Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект

Здесь можно купить и скачать "Александр Никонов - Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство «Rangifer Tarandus», год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Никонов - Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект
Рейтинг:
Название:
Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект"

Описание и краткое содержание "Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект" читать бесплатно онлайн.



Александр Никонов — убежденный атеист и известный специалист по развенчанию разнообразных мифов — анализирует тексты Священного Писания. С неизменной иронией, как всегда логично и убедительно, автор показывает, что Ветхий Завет — не что иное, как сборник легенд древних скотоводческих племен, впитавший эпосы более развитых цивилизаций, что Евангелие в своей основе — перепевы мифов древних культур и что церковь, по своей сути, — глобальный коммерческий проект. Книга несомненно «заденет религиозные чувства» определенных слоев населения. Тем не менее прочесть ее полезно всем — и верующим, и неверующим, и неуверенным. Это книга не о вере. Вера — личное, внутреннее, интимное дело каждого человека. А религия и церковь — совсем другое…






Видимо, существует некий уровень развития человечества — я имею в виду уровень материальной культуры и соответствующий ему уровень жизни, — при котором вера в древние мифы сама собой растворяется. Уровень прежней мифологии перестает соответствовать уровню внутренней сложности наиболее продвинутых людей, далеких от крестьянского труда. Можно даже попытаться сказать, при каком уровне развития это происходит.

В период максимального взлета империи элита Древнего Рима стала практически безбожной. Образованные римляне с иронией относились к древним мифам. Потом настала страшная тьма Средневековья, и уровень жизни, аналогичный древнеримскому, был достигнут в Европе только в XVIII веке. Именно этот век и славится возрождением атеизма, торжеством идей Просвещения и самыми яркими нападками наиболее образованной части европейцев на Библию и религию.

Другое дело, что свое неверие элиты старались темным массам не показывать. Древние римляне прямо говорили, что религия предков хоть и глупа, но полезна как идеологический инструмент для удержания черни в рамках. Точно так же полагали и позже. Фридрих Делич, цитата которого приведена выше, прославился на всю Европу тем, что ездил и читал лекции о параллелях библейской и вавилонской мифологий. Тогда открытие вторичности Библии было в новинку, и потому лекции Делича воспринимались образованной публикой на ура. Делич даже прочел индивидуальную лекцию для императора Вильгельма. Сведения об этом просочились в прессу равно как и о том, что император хохотал и восторженно аплодировал ученому. И вот это было уже совсем некстати! Вильгельму пришлось даже опровергать эти сообщения, чтобы не подорвать авторитет официальной идеологии.

Император-то открестился, но образованной публике вывод был уже ясен: Библия — никакое не самостоятельное произведение и уж тем более не Откровение Божие, а случайная компиляция из разных источников. «А мы-то верили евреям!» — улыбалась интеллигенция.

Но, быть может, евреи хотя бы придумали единобожие, обскакав тем самым древнейших вавилонских и прочих язычников? Увы, и это миф. Во-первых, Ветхий Завет полон упоминаний богов, а не бога, о чем мы еще поговорим. А во-вторых, идея единого бога была прекрасно знакома человечеству задолго до того, как евреи вообще появились на исторической сцене. Так, некоторые древневавилонские псалмы прямо провозглашают, что есть на небе единый великий бог: «Отец, созидатель всего, взирающий на все живое. Владыка, выносящий решения на небе и на земле, который держит в руках огонь и воду, управляет живыми существами. В небесах кто велик? Ты один велик!» И провозглашается это за полтыщи лет до еврейского единобожия.

О том же говорит и египетская Книга Мертвых, найденная в гробницах фараонов: «Ты един еси, Господи, от начала времен. Наследник бессмертия. Несотворенный, Саморожденный; Ты создал Землю и сотворил людей». Книга Мертвых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Иными словами, она написана за пару тысяч лет до библейских заветов. Возможно, идею Главного-Бога-Создавшего-Все-Сущее евреи позаимствовали у египтян во времена Эхнатона фараона, проводившего в Египте масштабную религиозную реформу. Эхнатон стремился заменить весь сонм разнокалиберных египетских богов неким более абстрактным и единым божеством. (Об этой попытке религиозной унификации подробнее можно прочесть в моей книге «История отмороженных».)

Так что и в изобретении единобожия евреи первыми не были. Напротив, в иудейских заветах постоянно мелькает самое неприкрытое многобожие, то есть чистое язычество.

Евреи к своему богу в Библии обращаются примерно так: «Кто равен Тебе среди богов?»

Древние евреи, как видите, вовсе не были единобожниками. Напротив, они спокойно верили во многих богов! А все их хваленое «единобожие» состояло только в том, что своего племенного бога они просто считали самым крутым и самым сильным по сравнению с богами других народов. Вся Библия — это история конкуренции еврейского бога с прочими идолами-кумирами ваалами-тельцами. Точнее говоря, история конкуренции одних жрецов с другими за налоги с народа.

Ну, а если по гамбургскому счету, то все разговоры о монотеизме и язычестве вообще не имеют особого смысла, поскольку разница между единобожием и многобожием достаточно условна. Не верите?..

Давайте по порядку. В одной из библейских книг праведник, спустившись с горы, сообщает своим еврейским соплеменникам, что беседовал там с богом. «А с каким богом? — задают резонный вопрос соплеменники. — Как его имя-то?»

Я назвал их вопрос резонным. А мог бы странным. Потому что резонен он только в том случае, если евреи полагают, что богов много, и хотят уточнить, с каким именно говорил их друган. А странным этот вопрос является в ситуации, если евреи — единобожники. Откуда у единственного в мире бога возьмется имя? Зачем оно единому богу?

Для чего вообще существуют имена?

Имя — это персональный позывной, чтобы выделять один объект (субъект) из ряда других, схожих. И если у бога есть собственно имя, он уже не один на небе. То же самое касается и божьей личности: если создатель вселенной — личность, а не просто мертвый закон природы, это означает, что он не один. Ибо «личность» — то, что «отличает» один субъект от множества схожих с ним. Личность формируется в общении с себе подобными. И если бог — одинодинешенек, как личность он просто не существует.

…Сколько же богов существовало в те далекие времена в представлении древних скотоводов? И как звали самого правильного и могучего — того, который покровительствовал евреям?

На этот вопрос Библия дает нам целых два прекрасных ответа. В одних местах Библия говорит своим читателям, что собственное имя создателя Яхве, в других его зовут Элохим. Неужто имя и фамилия?..

После Первой мировой войны начались раскопки древнего финикийского города Угарит, которые подтвердили то, что ученые к тому времени уже знали, — множественные совпадения финикийской мифологии с библейской. Были найдены финикийские мифы — более древние, нежели еврейские. В них неоднократно упоминается бог Эл, ставший у евреев Элоахом. Он же упоминается и в Библии, но во множественном числе — «элохим». Собственно говоря, Библия начинается совершенно по-язычески: «В начале боги (элохим) сотворили небо и землю».

Кроме того, в древнефиникийских источниках упоминаются по именам и другие боги — Алийан и Шадид. Они же, в слегка измененном виде — Эль-Эльон и Шаддай — фигурируют и в Библии. Кроме того, в Библии бога называют еще Адонаем и Саваофом. «Адонай» с иврита переводят как «мои господа» (опять-таки множественное число), а «Саваоф» означает «господь воинств» (нечто типа Марса, который тоже был богом войны).

Любопытный момент. Известен общий генезис иудаизма, христианства и ислама — на эволюционном древе религий эти три ветки растут из одного места. И слово «аллах» есть не что иное, как слегка искаженное древнееврейское «элоах». Да и всем известный мусульманский запрет изображать животных и людей также пришел в ислам от евреев. Равно как и нелюбовь к свинине и любовь к обрезанию. А теперь они враги страшные — евреи и арабы. Развела жизнь, понимаешь.

Так почему же евреи считаются основателями единобожия, если вся Библия полна рудиментов язычества? И являются ли монотеистами христиане?.. Внимательный взгляд показывает, что многобожие никуда не ушло из христианства, оно просто хитро замаскировалось.

«И хребтом их вихляние, и ногам их скакание»

Так же как психология богов копирует психологию современных им людей, так и представление о «небесной канцелярии» в религии точно копирует земную государственную иерархию: один большой начальник, а под ним — множество мелких начальников, каждый из которых отвечает за свой фронт работ. Есть главный бог Юпитер, а есть Бахус, который трудится по линии винопроизводства. Все боги святы и обладают огромной властью, умеют совершать чудеса. Но командир у них все равно один. Можно обращаться за помощью непосредственно к главному богу, но лучше действовать по субординации и апеллировать к той инстанции, которой ближе вопрос, требующий разрешения. Например, Нептун отвечает за морские дела и покровительствует путешественникам. К нему надо обращаться морякам, чтобы спас от штормов.

Ничуть не изменил эту иерархию и монотеизм. Только слегка модифицировал. Точно так же в христианстве, например, есть главный бог, а есть его заместители и помощники по разным вопросам — ангелы и святые. Любой святой тот же мелкий бог язычников, поскольку каждый из святых отвечает за свое направление и умеет творить чудеса. Один святой покровительствует купцам, другой ворам, третий морякам. Можно апеллировать к главному богу, но лучше направить молитвенный запрос тому, кто специализируется на решении беспокоящего вопроса. Например, святой Николай в небесной канцелярии отвечает, в частности, за морские дела и покровительствует путешественникам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект"

Книги похожие на "Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Никонов

Александр Никонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Никонов - Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект"

Отзывы читателей о книге "Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.