» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Что сказать еще: скажем: ихже бо предуведе, тех и предустави (Рим. 8, 29). И поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил (Излож. веры Восточн. Патриархов, член 2). Аминь.

16.03. Не должно смущаться, когда видим, что грешники иногда в сей жизни благоденствуют, а праведники страдают

(Из слов св. Иоанна Златоустого: егоже, рече, любит Господь, того и наказует)

Скорбная на земли жизнь праведников и счастливая, по-видимому, иногда жизнь грешников часто наводят нас на размышление: за что же первые страдают, и за что последние благоденствуют? Ужели Господь не видит скорбей первых и их добродетелей, и не знает о грехах последних, и нет у Него для них наказания? Как же понимать после сего о правосудии Божием?

Вот что отвечает на сие св. Златоуст: "Если, говорит он, видишь грешника здоровым и богатым, то не дивись сему; ибо и он какое- нибудь малое добро сделал и потому получает за него здесь награду свою; там же, как и богач Евангельский, услышит оный глас: "чадо, помяни, яко благая приял еси в животе твоем" А когда видишь праведника принимающего беды и скорби, радуйся о нем; ибо ими он очищается здесь от грехов, а там к великой радости пойдет… И что смущаешься печальным житием святых? Помни, что те, которые терпят здесь ради Господа скорби, те в Небесном Царстве водворятся; а злые лихоимцы, воры и грабители, и клеветники, хотя здесь в обилии живут, зато там должны ждать себе вечную муку. Примером сему может служить тот же Евангельский богач, которому Авраам сказал: "ты, чадо, в живот благая твоя восприял еси, а Лазарь злая, и того ради здесь утешается, а ты страждешь в пламени сем." Слушайте, какие блага богатый принял: богатство, здоровье, роскошную пищу, власть, славу, многопочитание и от всех честь. А что же Лазарь? Не согрешил ли и он? Да, и он малые имел грехи. Но вот, когда богатый принимал земные блага за малое его добро, то в то же время и Лазарь терпел скорби за малые, его согрешения. И этого ради, по смерти, сей утешается, а тот страдает. Итак, братья, продолжает вселенский учитель, если видите праведника, принимающего здесь болезни и беды, радуйтесь за него; ибо, здесь очистившись от грехов, туда, к Богу чистым пойдет. И если беды ему умножаются, то вместе с ними умножается и награда. Так и праведный Иов, непорочно заповеди Божии соблюдший, сколько страстей и бед принял здесь! А для чего? Для того, чтобы там большую честь получить. Злые же пусть в здравии живут и бед не принимают, не завидуйте им, но плачьте о них, ибо меч судный готовится им. Так и Исав богател, живя скверно, а Иаков праведник многие скорби принял. И Давид, пророком Божиим будучи, все время жизни своей провел в трудах и бедах; сын же его Соломон, царствовавший сорок лет, имел и со всеми мир и славу, и честь, и мудрость, и разум более всех; но какая была ему польза от этого великого смысла, когда, оставивши Бога, в идолопоклонство впал? Так и Иуде помогло ли что учение Господне и чудотворения многие, когда, в конце концов, удавлением себя погубил? Итак, не то хорошо, что хорошо началось, а что хорошо кончится. И счастливым может назваться только тот, кто до конца совершил свой подвиг".

Итак, вот для чего многие из святых здесь страдают и многие из злых благоденствуют! Первые, чтобы и от малых грехов очиститься и большую награду от Бога получит и, конечно, чтобы после земных скорбей еще сильнее восчувствовать сладость радостей небесных. А последние, хотя благоденствуют по долготерпению Божию, ожидающему от них покаяния, но горе им, если не покаются! На том свете воздано будет им по делам их. Да подлинно ли; они еще благоденствуют? О, какое уж тут может быть благоденствие, когда у человека и совесть нечистая, и меча Божия на свою голову он ежеминутно ждет, и мука вечная его ожидает! Нет, это только кажется нам, что есть счастье у нечестивых, а на самом деле его никогда нет, и грешник, как бы ни казалась нам счастливою жизнь его, на самом деле совершенно похож на больное, иссыхающее дерево, которое снаружи хотя иногда и зеленеет, а внутри все-таки червями точится и не нынче, так завтра срубается и во огнь вметается. Аминь.

17.03. Истинная дружба

(Из слова от старчества)

К некоторым людям мы иногда чувствуем особенную любовь и заключаем с ними союз дружбы. Дружба не нарушает заповеди о любви ко всем без изъятия. Сам Господь Иисус особенною любовью любил Иоанна, Петра, Иакова и Лазаря; и св. Петр также особенно любил св. Марка; апостол Павел свв. Тимофея и Феклу. Григорий Назианзин был другом св. Василия Великого. Нам нужно только быть осторожными в выборе друзей и уметь различать истинную дружбу от вредной. Союз дружбы истинной должен состоять во взаимном поощрении к преуспеянию в вере, благочестии, любви к Богу и ближним. Друзья-христиане в этом случай должны быть подобны путешественникам, которые, идя вместе по дороге трудной и скользкой, держатся обыкновенно друг за друга для взаимной помощи и большей безопасности. Истинный друг в таком случай есть незаменимое сокровище, которого не стоят вей сокровища мира.

В монастыре св. Феодосия, монашеского общежития начальника, были два инока, которые настолько любили друг друга, что дали взаимный обет не разлучаться между собою ни в сей жизни, ни в будущей, и сначала, по своей добродетельной жизни, служили примером для всех братий. Но вот на одного из них бес напал с такою силою, что инок не устоял, решился идти в мир и стал говорить своему сотоварищу, чтобы тот отпустил его. Сей, сколько ни уговаривал падающего друга, однако, ничего не мог сделать и, помня завет дружбы, пошел с ним в мир. Падший брат начал предаваться всевозможным порокам, а друг не переставал умолять его, чтобы он бросил худые дела и возвратился в монастырь. Но увещания не помогали, и дело шло чем дальше, тем хуже. Между тем в городе, где они пребывали, преп. Авраамий строил монастырь, и оба брата нанялись работать при постройке обители. После дневного труда падший не переставал предаваться скотским удовольствиям, а друг его проводил время в молчании, слезах, посте и молитве. Молва о его добродетелях дошла и до преп. Авраамия. Он позвал инока к себе и спросил: "откуда ты, брат, и что за причина твоего пребывания здесь?" Сей по порядку рассказал о себе, о своем друге, о своем желании спасти его и о своей скорби за его поведение. Тогда Преподобный, исполненный Духа Святого, воскликнул: "ступай, Бог даровал тебе душу брата твоего!" Не успел после сего выйти инок от Преподобного, как подходить к нему падший сотоварищ его и говорит: "брат любимый, возьми меня в пустыню, я хочу спастись!" Кто может изъяснить радость св. подвижника! Он тотчас же взял своего образумившегося друга, ушел с ним в пустыню и, затем, оба проведши в ней некоторое время в покаянии, посте и молитве и "много по Бозе преуспевши", один за другим мирно отошли в мир горний.

Не правда ли, братья, что истинный друг-христианин есть незаменимое сокровище? И, не правда ли, что таковой друг в известных случаях может служить для нас как бы Ангелом-Хранителем? Поэтому ищите сближения с благочестивыми, и дружба ваша с ними принесет для вас спасительные плоды. Пали вы, друг восставит вас; немощны вы, он исцелит вас. Он научить вас возрастать в благочестии и жить сообразно с упованием вечного блаженства; он возвысит ваш дух от земли на небо, и его ревность о святости невольно перейдет к вам. И как бесценна будет дружба ваша с таким человеком! Она будет святою, ибо будет одушевляема духом благочестия и любви к Богу. Она будет путем к вечному блаженству. Труден этот путь, но трудность его облегчается тем, что ревнующие о благочестии друзья помогают друг другу идти этим путем и, при взаимной помощи, достигают Царствия Небесного. Аминь.

18.03. О неосуждении монахов

(Слово о Данииле монасе, иже оболган бысть любодеянием. Прол. Мар. 18)

Если злоба дьявола особенно изливается на кого, то это на монахов. Чтобы убедиться в этом, достаточно только послушать, что говорят про них. В самом деле: в чем, в чем не упрекают их? Каких помоев не выливают на них? Каких безнравственных поступков не приписывают им? Да, когда слушаешь ныне речи про монахов, то, в большинстве случаев, убеждаешься, что тут дело не одних злых людей, но главным образом дьявола. Один человек, без дьявола, таких хул, таких клевет на монахов не выдумает.

Но, однако, что же делать тут?

Один из отцов об иноке Данииле Египтянине рассказывал: "Раз Даниил вышел на торжище, чтобы продать свое рукоделье. Тут подошел к нему один юноша и, умоляя Даниила, говорил ему: ради Бога, добрый монах, зайди в дом мой и помолись о моей жене, чтобы Бог разрешил ее неплодство". Умоляемый юношею, Даниил пришел к нему в дом, помолился об его жене, и она вскоре после этого сделалась беременною. Тут некоторые из людей, не боявшихся Бога, и стали говорить: "не от мужа своего зачала эта женщина, а от монаха Даниила. " Последний узнал об этом и, призвавши юношу, сказал ему: "когда жена твоя родит, извести меня". — Юноша обещал, и когда родился у него сын, он пришел к старцу и воскликнул: "0тче, ради твоих святых молитв Бог даровал нам сына!" Даниил сказал: "пойди, приготовь обед и позови на оный родителей твоих, сродников и всех друзей". Юноша исполнил волю старца. И вот, когда начался обед, Даниил взял новорожденного, которому исполнилось только двенадцать дней, на руки и сказал ему: "скажи и укажи, кто твой отец здесь". Двенадцатидневный младенец, указывая на юношу, произнес: "вот мой отец!"


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.