» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






17.02. Слезы вдов особенно доходят до Бога

(Слово о творящих знамения. Прол. Февр. 17)

Мы часто говорим, что Господь есть защитник вдов и сирот. Так говорим мы правду; ибо Господь на самом деле есть защитник их и иногда являет им особые, необычайные знаки Своего милосердия.

Преподобный Сисой передает такой случай. "Когда я был, говорит он, в ските с отцом Макарием и мы, однажды, вышедши из него, пошли на жатву, за нами шла одна вдовица, собирая колосья и горько плача. Преподобный Макарий призвал старейшину того села и спросил его: "что значит, что старица, идущая за нами и собирающая колосья, непрестанно плачет? Старейшина отвечал: "муж ее у некоторого человека взял на сохранение золото, но вскоре внезапно умер, не сказав жене, где находится взятое им золото. Господин оного хочет теперь взять детей ее себе в работу". Макарий сказал; старейшине: "скажи ей, чтобы она пришла к нам во время полуденного отдыха". Вдова пришла; старец спросил ее: "что ты постоянно плачешь?" Она рассказала о взятом ее мужем золоте. Макарий сказал: "пойди, покажи место, где погребен твой муж". И, взявши братию, пошел к пещере, где лежал покойник. Когда они пришли туда, преподобный сказал женщине: "ступай пока в дом свой". Когда она ушла, иноки стали на молитву. После оной Макарий, назвавши мертвеца его именем "Онисий", сказал ему: "где ты положил чужое золото?" Мертвец, оживши отвечал: "я скрыл его в моем доме под доскою моей постели." Старец после этого воскликнул: "ну, теперь усни до всеобщего воскресения". Видевшие это монахи в ужасе пали к ногам преподобного. Последний сказал им: "простите меня: это не мое дело, ибо я — ничто; но сотворил это чудо Бог ради вдовы и сирот её". Вдовица нашла золото на месте, которое указано было ее мужем отдала его владельцу оного и освободила от рабства детей своих.

Подлинно, братие, Господь есть защитник, покровитель и кормилец вдов и сирот! Посмотрите вокруг себя: то там, то здесь видим умирающих отцов, оставляющих без копейки малолетних после себя детей, и думаем: погибли дети! А на деле выходить совершенно обратное. По чьему то невидимому указанию являются к сиротам детям добрые люди, которые или берут их к себе, или просто вообще заботятся о них, или воспитывают их, как умеют. Кто же посылает сиротам таких благодетелей? Откуда они являются? Отвить простой: посылает их Бог, и являются они от Бога. "Не я, как слышали, сотворил это чудо, говорил Макарий, но Бог ради вдовы и сирот ее".

Будем помнить это и постараемся быть как бы посланниками от Самого Бога к несчастным вдовам и сиротам и исполнителями Его воли по отношению к ним. Откроем сердце наше для несчастных и отрем слезы вдов, а детям их заменим собою их отцов. Аминь.

18.02. Какое различие между худым и добрым монахами

(Слово святого Ефрема, наказательное монахом. Прол. Февр. 18)

Как молодому дереву, для того, чтобы оно лучше росло и не было колеблемо ветром в ту и другую сторону, необходима подпорка; так и молодому иноку, чтобы он утвердился в добре и бежал от зла, необходимы также опора и указания на то, как он должен жить и что делать и от чего удаляться и чего не делать. И такое указание, в силу сказанного, мы сегодня инокам и предлагаем. Пусть послушают, что скажем, со вниманием.

Чего же должен бегать инок и чего держаться? Преподобный Ефрем говорит: "О, друг, ты отвергся мира: зачем же ищешь покоя мирского? Господь на скорби тебя позвал, а ты ищешь утехи; на наготу тебя позвал, а ты драгоценных одежд ищешь; на жажду тебя позвал, а ты роскошных яств желаешь. На войну тебя призвал, а ты без оружия сражаться хочешь на бдение ты позван, а ты не можешь насытиться сном; на плачь и рыдание позван, а ты играешь и смеешься. На любовь позван, а ты брата своего ненавидишь; на смирение призван, а ты всякому прекословишь. Наследником Царства Небесного тебя назвал Господь, а ты о плотском помышляешь".

Отсюда ясно, чего должен бегать монах, а вместе есть указание и на то, каков худой монах.

Теперь посмотрим, чего инок держаться должен.

Тот же преподобный Ефрем продолжает: "стяжавший терпение монах во всякой добродетели преуспевает; радуется в скорбях и в бедах великодушен; в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, будучи укоряем, смиряется, в безмолвии мужествен, в пениях без лености, в пост вынослив, к молитве прилежен и терпелив, в службах весел, в бедах непоколебим, в ответах рассудителен, в жизни трудолюбив, к братии добр, в разговорах приятен, в бдениях сосредоточен, странников успокаивает, немощных поддерживает, приветствует всех первым, и в рассуждении осторожен. Таков стяжавший терпение!

Здесь ясно указание на то, чего должен держаться инок, а равно и на то, каков инок добрый.

Итак, братие, о том, чего должен бегать инок и чего держаться сказано; сказано кстати и о том, какое различие между монахом худым и добрым. И остается заключить слово. Чем же заключим его? Словами того же Ефрема, которые должны быть для вас и весьма утешительны и так же, как и все сказанное им, и поучительны. Слушайте же, что говорит в заключение преподобный.

Блажен, кто возненавидит плотскую жизнь и с Богом одним беседует! Блажен, кто на земле живет как ангел и, подобно Серафиму, имеет чистый помысел всегда. Блажен, кто помышляет о дне судном и омывает грехи свои слезами покаянными! Блажен, кто, ради угождения Господу, становится свободным от суетных мирских вещей! Блажен, кто преуспевает в воздержании и делании иноческом! Блажен, кто устам положил хранение! Блажен, кто возненавидит грех и возлюбит добродетель! Блажен, кто Бога больше всего возлюбит! Блажен, кто слезами победить в себе страсти! Блажен, кто все имения свои продаст и купит небесный бисер — Христа. Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

19.02. Люди и неученые и в мире живущие могут спастись

(Слово св. Геннадия, патриарха Царяграда, о страсе Божии. Прол. Февр. 19)

Одни из простолюдинов, ленивые к делу своего спасения, когда ними заговорят о спасении, желая оправдать свою небрежность, восклицают: "препрост и невежда я; я ничего не знаю!" А другие: "у меня жена и дети, меня нужды одолели; мне не до спасения!" Посмотрим, братие, так ли это на самом деле.

Что беспокоишься, человек, ища многих книг, наставляющих тебя к полезному, и приступаешь ко всем учителям, говоря: "научите меня, как мне спастись"? Вот две книги, учащие спасению: страх Божий и внимание к самому себе. Читай их и поймешь все заповеди Божии. Так поступая, угодили Святые Богу разумом чистым и добродетельным Житием. Некоторые же из них не имели ни книг, ни учителей, но спаслись. Скажи мне, как угодили Богу — Авель, Енох, Ной, Мельхиседек, Авраам, Исаак и Иаков и прочее праведники, которые были прежде Моисея, которые книг не знали, учителей не имели и только в разуме всегда имели Бога пред собою? Также, и в Новом Завете, многие святые были из простых людей: одни из пастухов, другие из простолюдинов и только немногие из сановных людей; но все они прибегли к Богу и спаслись, не оправдывайся же, простолюдин, говоря: я невежа и не могу творить заповедей Господних. Не говори так, а проси помощи у Бога, и Он поможет тебе. И не говори: я в мире живу и потому не могу исполнять всех заповедей Божьих… Можно, и в мире живя, исполнять их. Одни из святых жили с женами и детьми и в богатстве и в домах великих, а другие, из них же, многие заботы и печали о земных делах имели, но при этом угодили Богу во всем. Таковы были: Авраам, Исаак Иаков. Ведь и они жили в мире и с женами и спаслись, ибо все повеления Господни исправили.

Итак, братие, и будучи неграмотными, и живя в мире с женою и с детьми можно спастись. Это вы сейчас слышали и могли убедиться в этом. Поэтому и не говорите, что вы неграмотны и потому не можете спастись. И не говорите, что вы живете с женою и детьми и потому далеки от своего спасения. Все это не отговорки, как показало дело, а пустые слова. Каждый исполняй дела своего звания, в котором Бог поставил тебя. Будь благочестив и человеколюбив, трудись во славу Божию, на пользу ближних и во спасение души своей и спасешься. А если будешь говорить одни пустые слова, злых же дел и злой воли своей не бросишь, то все равно, в каком бы ты звании ни был, все равно неминуемо погибнешь. Аминь.

20.02. Против отвергающих бесовские козни

(Из слова от Лимониса о брани бесовстей с монахи)

Люди века сего часто отвергают существование искушений от дьявола. Они уверены, что дьявол не имеет на них ни малейшего влияния, что он их никогда не беспокоит и что верить козням диавольским не следует. Правы подобные люди или нет? По моему мнению, с одной стороны, правы, но с другой совсем нет. Что дьявол им козней но строить, это очень может быть; но что он уже и ни на кого не воюет, это несправедливо; ибо на то, что он именно с ними не воюет, есть причина особенная.

Авва Маркелл рассказывал однажды братии следующее. Однажды, когда встал он ночью на молитву, вдруг услыхал трубный звук и шум, как бы от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал: откуда несется этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Когда он: так размышлять, вдруг предстал пред ним бес и вскричал: "Что задумался? Подлинно здесь брань есть; но если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали, то ступай и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело лишь с постниками и с бдящими в молитвах. Лишь с ними у нас брань".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.