» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






В одном из слов в Прологе, "еже необиноватися лица человеча," говорится: "И лицеприятие, и человекоугодие — и то и другое суть зло, и мы должны чуждаться их. Слова лицемерных лукавы и ложны и часто производят смуты… Богатый представляет на суд многих друзей, а нищий лишается и последнего друга… Не следует нам поступать так, но должны быть справедливы… и должны исторгать и убогих из рук грешных и от них избавлять их… нехорошо быть двоедушными на суде и лицеприятными. Не на лицо зряще судите, говорит апостол Иаков. И если придет на суд муж, имеющий на руке золотой перстень, а на плечах богатую одежду, а вместе с ним войдет и нищий в рубище, то не предпочитайте первого последнему, иначе будет на вас грех, и вы Сами осудитесь как законопреступники. И не уклоняйтесь от правды на суде и не защищайте нечестиво. Кто оправдывает такового, тот становится ненавидимым людьми, а кто обличает, тот хорошо делает, и придет на него благословение. И Господь, чтобы научить нас нелицеприятию, когда никто сказал Ему: се мати Твоя и братия Твоя вне стоят видети Тя хотяще, то отвечал: кто сотворит волю Отца Моего, тот есть и брат Мне, и сестра, и мать.

Итак, вот как нужно быть судьям, когда от них потребуют сказать: да или нет? Нужно конечно, прежде всего помнить, что милость хвалится на суде и, насколько возможно и насколько совесть позволяет, быть милостивыми к подсудимыми Что делать, ведь все мы люди, не ангелы, и ошибаться свойственно нам всем. Вем, говорит Апостол, яко же живет во мне, сиречь во плоти моей, доброе (Рим. 7, 18). Но при этом, как слышали из слова, судьи должны быть и нелицеприятны, правдивы и судить не на лица зряще. Да и это судьям необходимо, ибо не всегда, похвально и оправдание подсудимых, ибо, через оправданных незаконно, могут пострадать и подлинно невинные и могут беззакония умножиться, и правда на земли умалиться. Все это судьями, конечно, должно быть предусмотрено, и они должны быть особенно осторожны при произнесении своих приговоров. Трудно это? Ну, в таком случай, за вразумлением пусть судьи к Богу прибегают и, без сомнения, в затруднительных обстоятельствах Он укажет им, что нужно делать и на истинный путь направит их. Аминь.

4.02. Монах не должен оставлять монастыря, в котором живет

(Слово о молчании и о смирении и еже не отчаяться. Прол. февр. 4)

Некоторые из иноков, к сожалению, привыкли оставлять монастыри, в которых живут, и переходить с места на место. Там, говорят они, настоятель строг, здесь братия сварлива, там труды не по силам, а здесь не так подвизаются, как бы мы хотели. И бегут таковые, частью по лености, частью по гордости, частью по свойственной им неуживчивости, из своего монастыря в другой, а из этого в третий и т. д. Хорошо ли это? Нет, худо. Худо, во 1-х, и потому, что скитальчество запрещает Сам Спаситель, говоря: не переходите из дому в дом (Лук. 10, 7). И в оньже аще град внидите, ту пребудьте (Мф. 10,11). А худо, во 2-х, потому, что примеры указывают иногда на самые гибельные последствия для иноков, оставляющих монастыри, в которых им Господь судил пребывать. Для вразумления подобных скитальцев один из таковых примеров мы им и представляем. Никоторый монах, хотя считавшийся отшельником, но все-таки живший при монастыре, отличался своей благочестивою жизнью, и многие приходили слушать его и от слов его получали пользу. Но враг рода человеческого не дремал и своими кознями едва не погубил его. Он вложил иноку такой помысел: "не следует тебе принимать услуг от других и служить тебе этим другим не стоит; работай сам на себя и поэтому из монастыря уйди, продай свое рукоделье, купи себе нужное и ступай странствовать". Инок послушался совета диавольского и из монастыря ушел.

Что же случилось? Вскоре, по уходе из монастыря, он впал в тяжкий, особенно для инока, смертный грех, а затем, придя в отчаяние, решил наложить на себя и руки.

Итак, иноки, привыкшие перебегать из монастыря в монастырь, свою пагубную привычку оставьте. Видите, что и добродетельнейшие из вас от нее едва-едва не погибали, а вы, конечно, и совсем погибнуть можете. Да, игрушкою для дьявола стать недолго; он, вот, и святых с пути истинного совращал, а про вас уж и говорить нечего; ибо вы, своими переходами из монастыря в монастырь, сами отдаетесь ему в пасть. И это совершенно верно, потому что у скитальцев, подобных вам, мысли всегда бывают в разброде, терпение оставляет их и молитва им на ум нейдет; а это врагу и на руку. Очнитесь же от своего неразумия и живите не там, где хочется, а там, где Бог велел. А чтобы утвердиться в семь, чаще приводите себе на память следующую мудрую пословицу: "ищи счастья не в селе, а в самом себе". Аминь.

4.02. Против отчаяния

(Слово о молчании в о смирении и еже не отчаяться. Прол. февр. 4)

Некоторые из христиан, впадши в какой-либо из смертных грехов, начинают думать, что Бог их не простит, а впадают в отчаяние. Участь таковых людей бывает обыкновенно самая горькая. Одни из них кончают жизнь самоубийством, а другие падают во глубину зол и становятся сосудами дьявола. Положение ужасное! Да, поистине, ужасное, ибо грех отчаяния, называемый хулою на Духа Святого, если человек пребудет в нем, не простится никогда. Всяк грех и хула, говорит Господь, отпустится человекам: а яже на Духа, хула, не отпустится человеком (Мф. 12, 31). Что же отсюда следует? Конечно, одно то, что отчаивающиеся должны бросить свое отчаяние, прибегнуть к Богу с мольбою о помиловании и помнить, наконец, что нет греха, побеждающего милосердие Божие.

Один инок, также впадши в смертный грех и также предавшийся отчаянию, задумал покончить с собою и, подошедши к реке, хотел броситься в волны ее. Но Бог, не хотящий смерти грешника, образумил его, и инок пришел в себя. Он возвратился в монастырь, из которого ушел, затворил двери своей келии, наложил на себя пост и сталь умолять Бога о помиловании. Прошел год. Накануне дня Пасхи, кающийся инок поступил так. Он взял сосуд, налил его елеем, вложил в него светильник и затем, вставь на молитву, начал говорить: "Милосердый Господи, пришедший в мир грешников спасти! помилуй меня, много Тебя прогневавшего и на радость врагу многое сотворившего! Ущедри мое смирение, сотвори милость со мною, услыши меня и оживи меня сокрушенного. И вот что, Господи! Если я, раб Твой, подлинно обрел милость в очах Твоих, повели сему, уготованному мною, светильнику самому собою возжечься, и тогда я буду знать, что Ты простил меня!" Так помолившись, инок пошел посмотреть, не горит ли, светильник. Но, увы, он не горел. Тогда монах снова пал на лице свое и опять стал умолять Господа. "Господи, "взывал он: "пощади меня, я покаюсь и не буду соблазном для людей, я буду и других учить страху Твоему. Ей, Господи, оживи меня!" Так троекратно помолившись, он опять пошел к светильнику посмотреть, не горит ли он. И, о, восторге! Светильник ярко и светло горел. Инок был прощен и остальные дни своей жизни всецело посвятил на служение Богу.

Итак, отчаивающиеся, не отчаивайтесь. Но когда смертная, греховная тоска будет обуревать душу вашу, тогда скорее в слезной молитве повергайтесь пред Господом, умоляйте Его о помиловании, и Он помилует вас. Сердце сокрушенно и смиренно, говорит Давид, Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Господь долго терпит на нас, учит апостол Петр, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3, 9). Слышите ли? Не, некоторые только, но да вси в покаяние приидут. Значит, Господь всех грешников призывает к покаянию и всем желает прощение изречь. Молитесь же, повторяем, и Господь милосердый простит вас. Видя сокрушение ваше, Он примет вас так же, как принял блудного сына, призрит на ваши слезы так же, как Он призрел на слезы Петра и блудницы, и простит вас так же, как простил и разбойника, из глубины души возопившего: "помяни мя, Господи, егда преидеши во царствии Твоем." Аминь.

4.02. О неосуждении священников

(Слово Иоанна Златоустаго. Прол. февр. 4)

Раскольники говорят: "какие стали у вас ныне священники? Все обмирщились, все осуетились и во грехах погрязли. Можно ли к таковым ходить? Можно ли у таких причащаться? Можно ли у таковых учиться? Да мы и из-за одних священников не пойдем к вам"! Что на это ответить раскольникам и чем вразумить их и доказать ложь, заключающуюся в словах их? Ответим им словами святого Златоуста. Не образумятся ли?

"Если священник право учит, то не жития его смотри, а словес". Но ты мне скажешь: как же? Меня учит, а сам своих слов не исполняет! На это я скажу тебе: "это не твое, а его дело; он грешить, он и отвечать будет, а если послушаешь его добрых слов, то не осудишься". Господь говорит: слушаяй вас, Мене слушает; а отметайяся вас, Мене отметается. А кто хулить вас, Мене хулить. Нет, братья, не должно овце пастыря злословить. Ведь пастырь за, тебя и за твоих присных службу Богу приносить, утром и вечером молится за тебя в церкви и вне церкви. И вообще молитва его за тебя постоянна. Обо всем этом рассуди и почитай его как отца. Но скажешь еще: "он скверны исполнен и зол! Да что тебе то до этого? Если ты сам будешь зол, то и хороший священник тебе не поможет; а если сам будешь хорош, то и злой священник тебе не повредить. Всякая благодать исходить от Бога; священник же только уста отверзает, все же творит Бог".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.