» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Что же касается мнения, будто от поста разум помрачается, то оно еще неосновательнее первого. Упомянутые Даниил и его товарищи держали пост три года и в это время учились. Умалился ли же разум их. Напротив, даде им Бог, сказано, смысл и мудрость во всяцей книжной премудрости (Дан. 1, 17). И когда по окончании срока воспитания они приведены были к царю, то беседова с ними царь: и не обретошася от всех их подобни Даниилу и Анании и Азарии и Мисаилу; и сташа пред царем, и во всяком глаголе премудрости и умения, о нихже вопрошаше от них царь, обрете я десятирицею паче всех обаятелей и волхвов, сущих во всем царстве его (19–20). Перейдем теперь, опять к временам новозаветным. Макарий Египетский, великий постник, совсем не был учен; между тем сочинения его отличаются глубоким познанием богословия, души человеческой и природы видимой. Антоний Великий учился только по книге природы и посрамил надменных, своею ученостью философов. Апостолы, тоже люди не ученые, но имевшие обыкновение налагать на себя пост пред выходом на проповедь, не раз также посрамляли мудрых мира сего и покорили Христу целые народы и царства. А Сам Он, наконец? И Он также, вступая в общественное служение, постился дней четыредесять и ночей четыредесять. Нечего после сего распространяться в доказательствах о пользе поста и в опровержениях доводов касательно вреда его. Сластолюбцев, которые стали плотью и кровью, пожалуй не убедишь ничем. Истинные же последователи Христовы, выну распинающие плоть свою со страстями и похотями, останутся, должно думать, верными уставам Церкви и без доказательств, и в каких бы то ни было представлениях пользы поста не нуждаются.

Будем, братие, подражать последним и бегать суемудрия первых. Пусть и на самом деле тело наше от поста ослабеет. Что за дело? Христианин не о полноте и красоте тела должен заботиться, а об обновлении и украшении души; а она и обновляется, и укрепляется только тогда, когда тело подчиним ей. Аще внешний ваш человек тлеет, обаче внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16). Аминь.

18.12. Не всякий может быть учителем христианским

(Слово от Пандока о благоречии… Пролог декабрь 18)

Особенно в последнее время весьма многие, частью из-за корысти, частью по невежеству, частью по духовной гордости берутся за учительство церковное, и плоды отсюда получаются весьма горькие. Таковые, непризванные учители, большею частью догматы веры искажают, слово Божие толкуют бессмысленно, жития святых извращают до неузнаваемости и чрез это, смертно согрешая сами, вовлекают в смертные грехи и других. Что сказать таковым? Вот что: прежде чем учить других, пусть они послушают о том, всякий ли из нас может быть учителем и всякий ли своим учением может приносить пользу другим.

Слово церковное говорит: добрые слова от доброго сердца исходят; а у кого сердце нечисто, тот и учить право не может, и от слов его должно бегать, ибо они вредны, как не имеющие благодати Св. Духа… Кто не принял от Бога дара учительного, тот пусть молчит и не изрыгает слов праздных, чтобы не получить осуждения от Бога. Грешнику сказал Бог: "всякую ты поведавши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты возненавидел наказание и отвергл еси слова Мои вспять".

Из этих слов поучения церковного ясно, что не каждый из нас может быть учителем других и не каждый из нас призван на учительство церковное. И это, братие, ведь сущая правда. Посмотрите на самовольных учителей-невежд, которых ныне, так много стало у народа. Что вы увидите? Увидите наглый обман, соблазн, корысть, издевательство над людьми простыми, бедными, беспомощными. Приходит, например, к таковому бедная, несчастная, изнемогшая под бременем болезни, женщина. Самозванец учитель начинает чуть не ломать кости ее, нашептывает ей совершенно безумные слова и в этом все: и лечение, и ученее, и утешение. Начинается у такового учителя проповедь. Тут опять и искажения писания, и бессмысленные слова, и хулы на церковь и духовенство и при этом еще и выкрики и биения себя в грудь и другие, часто непозволительные и соблазнительные телодвижения. Какой же это учитель и наставник? Нет, это лишь лжеучитель и мучитель духовный.

Бегайте, братие, таковых, да и сами никогда не называйтесь учителями, ибо один у всех нас Учитель Христос. А вы, неправильные учители, убойтесь страшного суда Божия и бросьте свое духовное святотатство. Иначе же не забывайте, что суд вам давно готов, и погибель ваша не дремлет (2 Петр. 2, 3). Аминь.

19.12. Милостыня и милосердие грешников делают праведниками и в лике святых вчиняют

(Память св. мученика Вонифатия Пролог декабрь 19)

И слово Божие, и свв. отцы учат, что милостыня и милосердие приносят человеку великие блага: апостол Иаков учит: милость хвалится на суде (Иaк. 2, 13). Товит сыну своему говорит: милостыня от смерти избавляет, и не оставляет идти во тьму (Тов. 4, 10).

Блаженный Августин замечает: пред враты геенскими стоит милосердие и не попущает ввергнуть в темницу никогоже (Бес. 39, вопр. 50), и наконец, и Иоанн Златоуст пишет: милостыня престолу предстоит, не точию покровительствуя, но и Самому Судьи советуя, да виновного помилует (33 бесед к народу). Так учат и слово Божие, и свв. отцы о благах, доставляемых человеку милостынею и милосердием. Но нам кажется, что они не все еще блага перечисляют. Есть еще и особые высшая блага, низводимые на человека милостынею. Знайте, что милостыня и милосердие и грешников делали праведниками и в лики святых вчиняли. Это мы сейчас докажем вам самым делом.

Святый мученик Вонифатий, память которого св. Церковь совершает 19 декабря, был, как говорится в житии его, пьяница; но, при этом недостатке, был милостив, страннолюбив и ничего не жалел для того, чтобы оказать щедрую помощь нуждающимся. Он был рабом одной богатой госпожи, по имени Аглаиды, женщины также милостивой и человеколюбивой. Однажды она сказала Вонифатию: "пойди на Восток, где страдают святые, и принеси мне мощи их, чтобы они служили на помощь нам и во спасение". Вонифатий, улыбнувшись на ее слова, ответил ей: "а если принесут мое Тело, примешь ли его"? Госпожа также посмеялась на его слова и назвала его пьяницею; однако, от своего намерения не отступила и, давши ему много золота, отправила его в Киликию, где мучимы были за Христа святые. Пришедши туда, Вонифатий явился к начальнику воинов, назвал себя христианином и предан был разным мукам, а потом усечен мечем. Бывшие при казни, рабы госпожи Вонифатия, взяли его тело и принесли к своей госпоже. Последняя с радостью приняла тело мученика, оказала ему много почестей и похоронила в своем доме. В честь же мученика построила храм его имени и затем, сказано, преподобне поживши и богоугодне, с миром предала дух свой Господу.

Итак подлинно, братие, милостыня чудеса творит и грешников делает праведниками и их иногда в лике святых вчиняет. А отсюда что следует? То, что мы должны прилежать ей и дела милосердия творить. Какие? — Вдовицу, говорит слово Божие, оправдай, сиру суди, нищему дай, сироту защити, нагого одей, о сокрушенном и немощном попецыся, хромому не посмейся, защити безрукого, а слепого к видению света Моего припусти… Мертвые, идеже обрящеши, назнаменав, отдай гробу и дам тебе, первое седение в воекресение Мое (3 кн. Ездры 2, 20–23).

Итак, братие, и поступайте, чтобы наследниками Царствия Небесного соделаться. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Аминь.

19.12. Милостыни к дающим возвращаются

(Слово о святом Вонифатии милостивом. Пролог декабрь 19)

Св. Василий Великий говорит: "милости к дающим возвращаются;… ибо что ты дал, со избытком получишь" (на богатящихся).

Правда ли это?

Святый Вонифатий, епископ Ферийский, был чрезвычайно милостив к бедным. Будучи еще юношей и живя с матерью, он нередко возвращался домой то без верхней, а то и без нижней одежды. А это происходило оттого, что, встретив нагого нищего, он снимал с себя одежду и ею прикрывал наготу его. Мать за это часто бранила его и говорила: "безрассудно, сын мой, поступаешь! видь ты сам нищий; где ж тебе и еще нищих одевать? Но все это было еще началом только скорбей матери от сына. Однажды он тайно вошел в житницу, где было запасено хлеба на целый год, и весь хлеб роздал нищим. Мать скоро узнала об этом и пришла в отчаяние. Она сначала горько заплакала, потом начала биться головою о стену и кричала: горе мне! где теперь я добуду хлеба на целый год"? — Вонифатий, слыша вопли матери, подошел к ней и стал умолять ее, чтобы она оставила житницу. Когда же она вышла из оной, он пал на колена и стал пламенно молиться, чтобы Господь услышал его и утешил. Молитва юноши была услышана, и что же? Житница оказалась переполненною пшеницею. Радости матери не было границ, и она, видя великое чудо Божие и то, как щедро за свои милостыни вознагражден был сын ее, с сих пор не возбраняла ему раздавать милостыню, кому и сколько хочет, и прославила Господа. Нелишним считаем присовокупить к сему и то, что в свое время Вонифатий за свою святую жизнь сподобился и сана святительского.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.