» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Декабрь

1.12. Из жизни Филарета Милостивого

(Память Св. Филарета Милостивого)

Не говоря уже о том, что полные жизнеописания Святых суть богатый сокровищницы, из которых мы можем почерпать все, потребное к животу и благочестию, должно заметить, что и краткие сказания о жизни их весьма полезны для нас и подают нам весьма многие и спасительные уроки. Для убеждения вас в последнем, вот вам, братие, краткое сказание о жизни св. Филарета Милостивого, приводимое нами ниже так, как оно изложено в Прологе, на славянском языке.

"Сей, "сказано про Филарета: бяше при Константине царе и Ирине, сын Георгиев и Аннин. От них же ко общению брака, жене честне припрягся и земледельствию прилежа и оттуду притяжания многая стяжав. Бысть же богат убо и милостив. Тем же и завистию дьяволею обнища, якоже некогда Иова в толикую нищету сведе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави до конца томитися в нищете. Внуку убо его Марию всяким благолепием личным быти сущу исполнену, и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того таковой же чести сподоби и многому богатству властеля быти. Он же по обычаю требующим неоскудно подаваше. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися пророче. Приложи же и сия: " страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте". И вся собрав, рек: "Якоже мене видесте творяща, тако и вы творите". И сия рек, благословив, с миром успе".

Какие же, например, хотя это одно краткое сказание, может дать нам уроки для жизни нашей? Знайте, братие, и одно это краткое сказание о Филарете может дать нам уроки для жизни нашей многие и спасительные. Выслушайте о сем со вниманием.

Сказание о Филарете прежде всего дает урок ленивым, чтобы они не говорили, что их бедность происходит будто бы оттого только, что на их долю выпало земледелие. Пусть вникнут они в то, что и Филарет также земледельствию прилежа, но оттуду притяжания многа стяжав. Значит должны они понять то, что бедность их — не от доли их зависит, а скорее всего или от привычки их к разгулу или от праздности. Бегай они от праздности, обуздай свои страсти, и бедности не будет и суетные их отговорки кончатся.

Второй урок сказание о Филарете дает скупым которые думают, что если они будут помогать бедным, то придут в разорение; и посему не трогаются ни слезами, ни мольбами вдов и сирот, а заводят лихих псов, чтобы нищие не знали порога их. Богатство, как видно из жизни Филарета, милости мешает, равно как и милость богатству. Бысть же, как слышали скупые про Филарета, богат убо и милостив. Да научатся же и они из сего примера помнить слова Давида: состарехся и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлеба (Пс. 36, 25) и пусть скупость заменят щедростью.

Третий урок сказание о Филарете дает терпящим несчастия по-видимому без вины, чтобы они не отчаивались, а возлагали надежду на Бога. Вот и Филарет завистию дьяволею обнища; якоже некогда Иова в толикую нищету введе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави томитися в нищете. Внуку убо его Марию, всяким благолепием личным сущу исполнену и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того (т. е. Филарета) таковей же чести сподоби, и многому богатству властеля быти". Значит, пусть помнят терпящие несчастия без вины, что Господь и их не оставит искуситься паче, нежели они могут, и их несчастие обратит в счастье и скорбь в веселие.

Четвертый урок сказание о Филарете дает находящимся в счастье, чтобы они не зазнавались и не отвращали лица своего от несчастных. Филарет и когда быль богат, был милостив, и когда беден так же и, когда сделался дедом царским, тоже, по обычаю требующим подаваше. Пример достойный подражания!

Пятый урок сказание о Филарете подает уже и всем нам в том смысле, чтобы мы помнили, что за милостыни к бедным, Господь награждает милостивых и в сей еще жизни не только телесно, но и духовно. За милостыню, как видим, Филарет сподобился и дара пророчества. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Так-то Господь милостив к милостивым.

Шестой урок сказание о Филарете также подает всем нам в том отношении, чтобы мы, подавая ближним пример благочестия при жизни, завещали им следовать нашему примеру и при смерти. При кончине своей, Филарет, как слышали, говорил окружавшим его: страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте и якоже мене видесте творяща, тако и вы творите. И как поступил при кончине своей Филарет, так же, конечно, должны поступать и все мы, если только жили мы во славу Божию, на пользу ближних и спасение своей души.

Седьмой, наконец, урок получаем из сказания о Филарете тот, чтобы мы знали, что Господь милостивым посылает и кончину непостыдную и мирную, как о Филарете и говорится: благословив всех, с миром успе. А поскольку кончина непостыдная и мирная есть дело великое; то значит, что она никому даром не достается и что есть средство получить ее и чрез милостыню.

Из всего сказанного нами, надеемся, вы убедились в том, что и краткие сказания из жития святых могут дать нам уроки многие и спасительные и открыть нам вход в обители небесные. Аминь.

2.12. Против ложного свидетельствования на суде

(Память святыя мученицы Миропии)

Из страха, и часто ложного, ответственности перед судом вы, братие, когда призываетесь в оный, нередко, несмотря даже на принимаемую вами присягу, скрываете истину и говорите неправду. Мне даже приходилось видеть и таких, которые, возвратившись из суда, с какою-то бесовскою радостью похвалялись своим обманом и говорили, что они тогда-то присягу съели! Нечего доказывать, что эти последние — к греху клятвопреступления присоединяют еще страшный грех богохуления и кощунства, и потому подлежат тягчайшей ответственности пред Богом. Довольно сказать, что и вообще скрывать истину на суде есть величайшее зло, ибо сколько через это пострадало невинных! Сколько оправдано разбойников и грабителей, которые снова возвращались на свои дела и снова начинали грабить и убивать! А кто виноват в этом, как не ложные свидетели…? Нет, не так, братие, мы, последователи Христа Спасителя, должны поступать. Правда должна быть для нас так священна, что мы должны свидетельствовать о ней на суде даже в том случае, если бы нам самим грозила опасность пострадать за нее. Пусть мы лучше пострадаем, чем страдать из-за нас другим невинным. Так и святые поступали; и вот сему доказательство.

Святая Миропия, услыхавши о смерти мученика Исидора, пожелала сокрыть тело его, брошенное князем Хионского острова в некоторой дебри и охраняемое воинами. Для сего она с некоторыми из прислужниц ночью пришла на место, где лежало оно, и, поскольку воины спали, то без труда взяла его и в избранном ею месте честно погребла. Между тем князь мучитель вскоре узнал о похищении тела и на воинов стражей разгневался. Он заковал их в цепи и приказал водить по всему острову, чтобы они непременно нашли тело мученика; в случае же, если не найдут, угрожал им смертью. Миропия узнала об этом и, видя воинов окованных, мучимых и влекомых по острову, сказала сама себе: "они страждут ради меня, а ведь на суде Божием мне за это горе будет". И тотчас, пришедши к воинам, сказала: "Друзья, не трудитесь напрасно! Тело, которое пропало у вас, сокрыла я". Они взяли ее и привели на суд к князю. "Правду ли они говорят про тебя, спросил последний, что ты взяла тело Исидора?" "Правду", отвечала Миропия. Князь пришел в ярость и предал святую на мучения. И били ее палицами без милости и влачили за власы по всему острову и затем снова били по всем членам тела и, наконец, едва живую бросили в темницу, где и предала она дух свой Господу.

Итак, видите, братие, что святые из-за истины и чтобы спасти других судимых шли даже на явную смерть. Нам ли в настоящее время бояться говорить правду на судах справедливых и милостивых? Нам ли не открывать истины, когда нам, даже и в случае обвинения, не угрожают ни мучения, ни смерть? Но положим хоть бы и последние были. Так разве хорошо христианину лгать? Разве достойно его предавать невинных? Разве можно что утаить от Бога? Ведь Он все видит и знает, и за все у нас ответа спросит. Аминь.

2.12. К прихожанам, живущим среди раскольников

(Поучение от Лимониса о ходящих к церквам латинским и жидовским и прочих иных вер)

Православные не должны ходить к раскольникам слушать совершаемые ими службы.

Когда кого-нибудь из вас раскольники приглашают в свои моленные для слушания их службы, то вы, как мне известно, не отказываетесь от этого и с удовольствием ходите к ним, не видя в этом для себя ничего предосудительного. Иные даже, возвращаясь оттуда, с восторгом рассказывают, что у такого-то уж так хорошо служба шла, что мы у него словно сладкого меда вкусили! Не знаю, братия, может быть и на самом деле у раскольников хорошо служба идет, но только ходить к ним на службу положительно не следует; а почему, сейчас узнаете.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.