» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






В некотором городе жил один юноша, который весьма много зла сотворил, и ремеслом его было то, что он обкрадывал мертвецов. Но вот однажды благодать Божья коснулась его сердца, ужаснулся он своих злых деяний, вспомнил Божий суд и решился в покаянии и смирении провести жизнь последующую. Для сего, пришедши к пещерам, где лежали обкраденные им мертвецы, он сначала горько плакал тут, не смея даже произнести и имени Божья, а потом и совсем затворился в одной из пещер. Но тут и началась ужасная для него брань бесовская. Прошла неделя житья его в гробищах и после оной полчища бесовские явились и возопили: «где же этот скверный и нечистый, который, пресытившись грехом, теперь целомудренным хочет показать себя и благочестивым? Неужели ты думаешь христианином еще быть? И неужели думаешь быть помилованным, содеявши столько наших зол? Выходи же скорее отсюда и ступай на свои прежние деяния. Блудницы и скупщики краденого уже ждут тебя. Что же не идешь, чтобы удовлетворить скверным желаниям твоим? Смотри, если не пойдешь, то мы возьмем свое. И к чему так моришь себя? И к чему, окаянный, думаешь избежать муки? Не наш ли ты? И не нам ли продал себя? И не все ли беззакония наши сотворил ты? И не всем ли нам потому повинен? И посмеешь ли что-либо на все это ответить нам?» Так вопили бесы. Но юноша, при вере в беспредельное милосердие Божье к кающимся грешникам, укреплялся Божию помощью и силою, и бесам ничего не отвечал. Долго — долго бесы продолжали мучить его своими воплями, но, видя, что они мало помогают опять взять юношу в свои руки, по попущению Божию, начали наносить зло и его телу. Бесы много раз так сильно били его, что оставляли едва живым. И были времена, что юноша не мог даже тронуться и одним членом своим, стонал и думал, что уже наступает и последний час его. Между тем родные взыскались его и, нашедши в пещере, спрашивали: «зачем ты пришел сюда?» Не зная его намерений, они убеждали всячески его возвратиться домой, но юноша не послушался их. Бесы же продолжали его мучить, а родные и паки приходили к нему и снова умоляли уйти из пещеры. Юноша говорил им: «Нет, лучше умру я в этих гробницах, чем возвращусь в мир на смертные грехи.» И сколько близкие ни увещевали его, он остался непреклонным. — И они принуждены были одни воротиться домой. По удалении их, бесы и еще напали на юношу, и с таким остервенением, что едва не убили его. Но это уже было зато и последнее их нападение. Видя юношу непоколебимым в терпении и мужестве, как скала, они, наконец, удалились от него, вопя: «Да, благодатью Божию и своим терпением одолел нас!» И после, этого юноша уже не видал зла от бесов и без беды, сказано, пожил во гробах до смерти своей (Пролог Сент. 2).

Не правда ли же, братие, что подлинно, когда мы обращаемся от греха к добродетели, тогда нам от того трудно бывает и от того часто тоска и уныние нас гнетут, что в это время дьявол объявляет нам непримиримую брань, мучить нас невидимо и тревожить и всеми силами старается совратить с пути спасения на путь погибельный? Заметьте: когда упомянутый юноша много зла творил и мертвецов обкрадывал, тогда не сказано, чтобы его бесы хотя бы и пальцем тронули; когда же вспомнил суд Божий и взялся за доброе, тогда они его чуть не убили. Так же точно бывает и со всеми нами, когда бросаем худые дела и принимаемся за доброе. В это время нам скучно и мучительно бывает от того, что тут дьявол объявляет нам непримиримую брань.

Помня же это, будем, всеми силами нашей души, гнать от себя внутреннего и тлетворного змея терпением и мужеством, а вместе с сим, без сомнения, и молитвою и постом; ибо эти два последних оружия в борьбе с врагом нашего спасения указаны нам и Самим Господом. Сей род, говорит Он, не исходит, токмо молитвою и постом (Матф. 17, 21). Аминь.

3.09. Против гнева и злопамятства

(Из слова о гневе, яко держай гнев на свои други. во область дается дьяволу)

Некто Исаак монах рассказывает следующий случай из своей жизни. Однажды, говорит он, я поссорился с братом и стал гневаться на него. Между тем, сидя раз за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, тревожимый страхом ответственности перед Богом, думал: что мне делать? В это время вошел ко мне какой — то юноша и не сотворив, как бы следовало, крестного знамения, сказал: «ты согрешил и тревожишься; отдайся мне и будешь спокоен». Я же, узнав, что это дьявол, отвечал: «уйди, ибо ты не от Бога». Он же мне: «жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой». — Нет, говорю, не твой я, дьяволе, а Божий". Он сказал: "гнев держащих и зло помнящих Бог предал нам; ты же три недели гневаешься на брата своего". Я отвечал: "лжешь". А он: "ты зло имеешь на него; а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты мой". Услышав это, я тотчас же пошел к брату моему, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидал, что дьявол, не терпя моего примирения, из злобы сжег мое рукоделье и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился.

Из сего повествования видите, братие, что кто имеет злобу на ближнего, к тому имеет ближайший доступ враг нашего спасения дьявол; что кто не раскаивается в своей злобе, над тем дьявол приобретает даже власть; что держащихся злобы ожидает в будущей жизни огонь геенский; и что, наконец, раскаянием в своем гневе и примирением с ближними мы посрамляем дьявола и гоним его от себя прочь.

Зная сие, что же мы должны делать, братие? Должны искры гнева в сердце тушить в самом начале, для того, чтобы искра не обратилась в пламень и после не превратилась в пламень геенский. Должны прощать обиды и любить врагов. А чтобы навыкнуть сему, будем, во 1-х, чаще помышлять о своей виновности пред Богом и о милосердие Божием к нам грешным. При всей нашей рассеянности, грехи часто страшно ужасают нас, и мы сами чувствуем себя достойными всякого наказания. Но как поступает с нами Отец небесный? Наказывает ли нас по грехам нашим? Нет; Он все меры употребляет к нашему вразумлению и исправлению; Он послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы спасти нас от греха и смерти; Он, как благопопечительный отец, дает нам все благопотребное для жизни: пищу, одежду и жилище; Он бережет каждый волос на голове нашей; Он призывает всех нас грешников к себе и говорит: Придите ко Мне, вситруждающиися и обремененные и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). А если так милосерд к нам Отец небесный, то так, конечно, должны поступать и мы с оскорбляющими нас. Иначе суд без милости ожидаете не сотворивши милости. — Во 2-х, будем чаще представлять пред собою страждущего Господа и со креста прощающего врагов Своих. Его невинного били, плевали в лицо, распяли между злодеями, над Ним насмехались во время ужасных страданий Его, а Он говорил: Отче, отпусти им! Если так поступал в отношении к врагам Своим Спаситель, то так же, конечно, должны поступать и мы, тем более, что Он никому не сделал зла и был мучим, а мы часто сами так или иначе оскорбляем и вооружаем против себя наших ближних. Аминь.

3.09. Не в одних монастырях, но и везде можно спастись

(Пролог Сент. 3)

В Прологе, 3 на сентября, в слове, св. Василия, между прочим говорится: "не всех мни в монастыри спасающихся. Мнози бо приходят к добродетельному житию, мало же их ярем его приемлют". "Что это значит? То, что ошибаются те, которые, ничего не делая для своего спасения, думают, что вот-де, если бы мы в монастыре жили, то тогда только бы и спаслись. " И именно они ошибаются; ибо повторяем, хотя, по слову Василия, и мнози в монастырь приходить к добродетельному житию, однако — же, только малое число их ярем его приемлют. Отсюда видимое дело, что ленивому везде худо: худо было и в миру, да не лучше, должно думать, будет и в монастыре. Значит, что же ему нужно делать? Прежде всего бросить свою лень, а о монастыре погодить думать. Бросить лень — и в мире спасется, не бросить — и в монастыре, и в самой далечайшей пустыне погибнет.

"Один городской житель, в разговоре с преподобным Нифонтом, сказал, что тому, кто хочет спастись, непременно нужно уйти в монастырь, а в мире — де никак не спасешься. Что же ответствовал ему Преподобный? Вот что: "Чадо место не спасет человека и не погубит, одни дела спасают или губят. Нет пользы ни от святого места, ни от святого сана тому, кто не исполняет заповедей Господних. Саул жил посреди великолепия царского, и — погиб; Давид жил посреди того же великолепия и — принял венец. Лот жил посреди беззаконных Содомлян и спасся; Иуда находился в лике Апостолов и наследовал геенну. Кто говорит, что нельзя спастись с женою и детьми, тот льстить своему неразумию и порокам. Авраам имел жену и детей, триста восемьдесят рабов и рабынь, множество золота и серебра, однако же, это не воспрепятствовало ему приобрести имя друга Божия. Сколько спаслось служителей Церкви и пустыннолюбцев! Сколько вельмож и воинов! Сколько ремесленников и земледельцев! Сколько посреди шумных столиц и безмолвных Весей! С другой стороны, в тех же самых санах и сословиях, в тех же местах и в то же время бесчисленное множество людей погибло. От царей до рабов есть чада царствия небесного, и от царей до рабов есть чада погибели. Сын Церкви Христовой! Не уклоняйся умом и сердцем к соблазнам мира: на всяком месте обретается спасение Бога нашего, если исполняешь Его святую волю. Господь приемлет в Свои объятия праведную душу равно — и с престола, и от сохи, из алтаря и с поля брани. Итак, живёт ли кто в мире? Да не отчаивается. Согрешит ли? Покаянием может опять приблизиться к Богу. Каждый исполняй дела своего звания, в котором Бог поставил тебя. Будь благочестив и человеколюбив и спасешься. Напротив того, хотя бы кто удалился и в безмолвную пустыню, а злых дел и злой воли своей не бросит, тот неминуемо погибнет."


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.