» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






А потеря состояния, — разве это не мука? А часто и это бывает. Блудник живет с распутной женщиной, которая его обирает иногда до последней нитки, а жена и дети сидят голодные и холодные. Каково же ему смотреть на них? И тут, конечно, часто сердце у него должно разрываться на части.

Итак, братие, правда, что блудники терпят муки еще и в жизни настоящей. А что за гробом? О, и там не легче будет им! Аще кто, говорит слово Божие, Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17). Не льстите себе: ни блудницы… ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9-10); но им часть в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок. 21, 8).

О, избави, Господи, нас всех от страшного и праведного осуждения на суде Твоем. Аминь.

14.06. Тех, которые, находясь в бедствии, не прибегают, для облегчения своей участи, к каким-либо непозволительным средствам, а ищут помощи лишь у Бога, тех Господь от бед избавляет

(Слово о купце. Прол. Июня 14)

Знайте, братие, что тех, которые, находясь в бедствии, для облегчения своей участи, не прибегают к каким-либо непозволительным средствам, а ищут помощи лишь у Бога, тех Господь от бед избавляет и являет им особую Свою милость. Это мы сейчас постараемся доказать вам и самым делом.

Некоторый купец плыл с товарами в Африку. Дорогой корабль разбился и потонул. И купец остался ни с чем, Заимодавцы бросили его в темницу. Оставшееся имение все было продано, и купец с женою остались только в том, что на них было. Жена купца стала заниматься поденною работою, от которой кормилась сама и кормила своего мужа.

Однажды, когда она была с мужем своим в темнице, пришел туда, для раздачи милостыни заключенным, некоторый вельможа, пленился необыкновенною красотою жены купца и пригласил ее к себе. Женщина, думая, что он хочет дать ей милостыню, поспешила к нему. Вельможа, узнав об ее положении, сказал ей: "я заплачу за мужа твоего весь долг, только согласись быть моею". Жена отвечала: "господин мой! ты знаешь, что жена не владеет своим телом, но муж ее. Поэтому позволь сначала о твоем предложении мне, сказать мужу". Вельможа согласился, а жена об его предложении сказала мужу. Купец заплакал и сказал жене: отвечай вельможе так: "мы с мужем своего освобождения ради блуда не только не желаем, но и слышать о нем не хотим. Господь все видит и Сам освободит нас". Жена вельможе передала слова мужа. А нужно заметить, что в то время сидел в темнице, ждавший себе смерти, один разбойник. Он слышал разговор между мужем и женой и, воздыхая, сказал: "в какой скорби пребывают здесь в темнице эти муж и жена! Ради освобождения они не хотят купить его ценою блудною и остаются верными Богу. А я что делаю? Я никогда и не помыслил о Боге и повинен многим убийствам." И с этими словами он пригласил к себе купца и его жену и сказал им: "знайте, что я разбойник и много зла и убийств совершил и чрез несколько дней я потеряю на плахе свою голову. Но вот, видя ваше целомудрие, я умилился им и потому после моей смерти прошу исполнить волю мою. В таком-то месте, раскопавши оное, вы найдете золото и все, сколько его есть, возьмите себе, уплатите им долг ваш и помолитесь Господу, чтобы простил меня". Вскоре прибыл начальник города и велел разбойника обезглавить. Муж и жена нашли после его смерти, указанное им золото и уплатили им весь свой долг. Так Господь наградил их за то, что сохранили заповеди Его.

Итак, братие, видите, как Господь любит целомудренных и награждает их! Поэтому и подражайте им в целомудрии. И когда будет у всех вас брак честен и ложе нескверное (Евр. 13, 4), тогда Господь явит и вам Свои милости, и наградит и вас. Аминь.

15.06. Неверующим в чудеса

(Память иже во святых отца вашего Иовы, митрополита Московского и всея Poccиu чудотворца)

Во славу Своего имени и для утверждения нас, маловерных, в вере, Господь, по милосердию Своему, и ныне, как во времена отцов наших, творит иногда великие чудеса. Там слышим о чудесных исцелениях, там о свыше ниспосланных чудесных вразумлениях, инде о других чудных знамениях. Так неизреченно милостив к нам Господь! Но Господь то милостив, да мы то часто не умеем ценить Его милости; и не только иногда не ценим, но и пренебрегаем ими мало этого, даже учим пренебрегать ими и других. Вот хоть бы в отношении чудес: как к ним относятся люди века сего, не хотящие знать Бога? Слышат о чуде и не верят ему; и не только сами не верят, но и всем и каждому с насмешкою или со злорадством трубят, что это не чудо, что это обыкновенное, естественное явление, что это очень просто объясняется и т. п. Думаете ли, братие, что подобное неверие, и тем более распространено этого неверия между другими, даром пройдет таким людям? Нет, Бог поругаем не бывает, и они горько поплатятся и за свое неверие, и за свои злохуления.

Однажды, св. Иона, митрополит Московский, исцелил молитвою от смертной болезни дочь великого князя Василия Васильевича. Один человек не поверил чуду и говорил, что великая княжна не молитвою Святого исцелилась, а просто похворала, да и выздоровела. Святитель призвал не верившего и сказал ему: "Чадо, не сомневайся нисколько относительно исцеления княжны; ибо невозможная от человек, возможна суть от Бога. Княжна, сверх чаяния, выздоровела ради веры благочестивых ее родителей". Но хулитель не унимался и еще больше "нача хульная глаголати". Чем же кончилось? Хульник, по попущению Божию, внезапно упал на землю и сделался безгласным, а вскоре "и душу изверже, яко дерзнув похулением искусити Духа Святого".

Наказание страшное! Но не постигает ли таковое и нынешних неверующих хулителей великих дел Божиих? Да, постоянно, братие, постигает. Кто, как не подобные хулители то и дело умирают без покаяния? А разве это не то же, что внезапная смерть? Конечно, то же, даже еще хуже, ибо нераскаянных грешников в будущей жизни ждет другая, несравненно горшая смерти телесной смерть вечная, смерть души, вечное разлучение с Богом, вечный мрак, вечное мучение. Убоимся же, братие, страшного греха неверия. Ибо этот грех, называемый хулою на Духа Святого, есть самый пагубный из всех грехов, и умерший в нем не получит прощения. Аминь.

16.06. До какого нравственного совершенства могут довести, себя люди, отрешившиеся от мира

(Слово от Патерика. Прол. Июня 16)

Некоторые из святых Божиих людей, спасавшихся в пустынях, показывают нам собою изумительные примеры самоотречения и духовного совершенства. Кроме Бога они никого и ничего не знали, Бог для них был все, и они жили лишь с Богом и в Боге. Все это видно, например, из следующего.

Преподобный Макарий Великий, однажды, когда был на пути в гору Нитрийскую, был прошен старцами сказать им что-нибудь в их назидание. Макарий отвечал им: "Скажу вам вот что: я не был монахом, но монахов видел. Когда я был, однажды, в Скиту и сидел в своей келии, помысел говорил мне, чтобы я шел во внутреннюю пустыню. Сначала я думал, что этот помысел от бесов; но, потом, успокоившись, пошел и вот пришел я к одному болоту, среди которого был остров и звери пустынные подходили к этому болоту и пили из него. И увидел я с ними двух мужей, совершенно нагих и устрашился, думая, что это духи. Но они, видя меня в страхе, сказали мне: "не бойся, мы такие же люди, как и ты". Я спросил: "откуда же вы пришли в эту пустыню?" "Мы монахи, — отвечали они, — но, согласившись, оставили монастырь, пришли сюда и живем здесь уже тридцать лет". Один из них был из Египта, а другой из Ливии. В свою очередь спросили и они меня: "Скажи нам, как стоит мир, и что в нем делается?" Я сказал, а потом и еще спросил их: "Скажите мне, могу ли я быть монахом?" Они сказали: "если человек не отречется от всего мирского, то монахом быть не может" Я сказал им: "я немощен, и жить, как вы, не могу". "А не можешь, — отвечали они, — так сиди в келии и плачь о своих грехах" Я еще спросил: "когда бывает зима, не страдаете ли вы от холода? И когда бывает лето, не сгораете ли от зноя?" Они сказали: "Бог так нас устроил, что мы, и зимою не знаем зимы, и летом не ощущаем зноя".

Итак, братие, заключил свою речь Макарий, я не был монахом, но подлинно монахов видел".

Да, поистине монахов, и даже выше монахов, людей Макарий видел. Он видел земных ангелов и небесных человеков. Они всегда могли сказать с Апостолом: "кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет ны разлучити от любве Божия яже о Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8, 35–39).

Поэтому верно, что некоторые из святых Божиих людей, спасавшихся в пустынях, показывают нам изумительные примеры самоотречения и духовного совершенства. Но эти примеры особенно должны быть дороги для нас потому, что они наглядно показали нам то, что благодать Божия есть крепче, нежели самая сильная воля и что любовь к Богу побеждает все. Будем помнить это. Аминь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.