» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






И Божественные книги, действительно, суть истинно для нас шлем спасения и меч духовный (Еф. 6, 17), способный поразить и уничтожить в нас все нечистое и греховное. Так послушайте со вниманием, что даже только про одну Божественную книгу, Псалтирь, в предисловии ее, говорится: "пение псалмов демоны прогоняет, отженет тьмы…, человеку грешному укрепление ума есть…, яко вода очищает, яко огнь опаляет…, дьявола постыдевает…, похоти телесные угашает…, свирепство изгоняет и всякую ярость утишает и гнев сокрушает…, всяк грех отгоняет…, уста очищает, всякое зло убивает". И это делаете одна Божественная книга; а что сказать про другие многие и, прежде всего из них про Евангелие? Разве Слово Господа не страшно врагу нашего спасения? Разве не сильно оно освятить и вразумить нас, очистить ум от помыслов суетных и сердце от похотей лукавых? Или сколько наставлены, для борьбы со злыми помыслами, указано в Писаниях отцов Церкви! И сколько примеров борьбы с этими помыслами и победы над ними можно найти в житиях святых! Так, поистине, святые книги суть оружие против злых помыслов надежное; ибо, как видели мы, и как святыми отцами, но опыту, дознано, они "демонов прогоняют, похоти телесные угашают, всякий грех отгоняют, уста очищают и всякое зло убивают". Аминь.

19.05. Как облегчить скорбь свою, когда терпишь напрасные обиды

(Преставление благоверного князя Иоанна, в монасех Игнатия, Вологодского чудотворца)

Нет, кажется, ничего труднее, как сохранять благодушие, когда переносим обиду и притом напрасно. Сердце так и разрывается на части: неужели, говорим мы, Бог не видит, что мы напрасно терпим? Неужели Он не накажет нашего врага? И за что же последний торжествует? Где правда? — И этим обыкновенно к скорби, которая гнетет нас, присоединяем другую: ибо гнев терзает сердце, злоба к врагу отнимает последний покой и, действительно, мучения становятся невыносимы.

Но что же делать, скажете? Как поступить иначе? — Ненавидящий добро дьявол вложил некогда в сердце великого князя Иоанна Васильевича ненависть против брата его Андрея Васильевича Угличского и чад его Иоанна и Димитрия. Он велел окованных их отправить в Переславль, потом отведены они были на Бело — озеро, а затем в Вологду и там в цепях пробыли в темнице многие годы. Один из этих гонимых, благоверный князь Иоанн, вооружившись мужеством, не только сам без ропота сносил незаслуженное тяжкое наказание, но имел настолько силы, что увещал еще и брата своего Димитрия и говорил ему: "не скорби, брат, от темницы и от уз сих; это Сам Бог, желая подать полезное душам нашим, вложил в сердце дяде нашему так поступить с нами; воля Божия была устроить это для того, чтобы мы к свету сему суетному не прилепились. Помолимся же Господу, чтобы Он милость Свою нам послал и дал нам силы с радостью претерпеть нашу скорбь во имя Его и избавил нас ею от вечные муки". Чем же все кончилось? Тем, что этот дивный Иоанн, проведший в узах тридцать два года, своим благоразумием и терпением стяжал себе умиление и слезы, а затем, пред смертью, принявши монашеский образ, в темнице уже радовался и веселился, а когда скончался, Господь прославил его. От тела его, как сказано в житии, во весь град изыде благоухание, а мощи и доныне с верою приходящим подают исцеление.

Итак, вот как нужно поступать, когда терпим напрасные обиды и скорби. Нужно представлять себе, что ничто не может быть без попущения Божия; нужно смириться, все простить своему врагу, предоставить все Богу, покрыть все терпением и любовью. Когда сего достиг благоверный Иоанн, тогда и умиление стяжал и в темнице, в узах радовался и веселился. И каждый великую пользу стяжет, если поступит подобно ему. Ибо, что приобретает побеждающий любовью обиды и вражду? Он приобретает величие духа, твердость воли, истинное благородство сердца, господство над своими склонностями и желаниями, постоянство и легкость в преодолении искушений, высшую степень любви к ближним (Римл. 5, 3–5; Матф. 5, 44–48). У такого человека всякая обида проходит со слезами, как солнечный зной с появлением дождя; и такой человек становится способным и в пещи огненной славить Бога, и в темницах и ранах радоваться и веселиться. Он, наконец, приобретает и те две наиславнейшие победы, которые, поистине, могут назваться победами из побед: одну над самим собою, а другую над врагом своим. Аминь.

20.05. Для ограждения себя от грехов, хорошо помышлять о том, что дьявол имеет с нами постоянную брань и что побеждающие его не остаются без награды

(Слово от Патерика. Прол. Мая 20)

Знайте, братие, что для ограждения себя от грехов, хорошо нам чаще помышлять о том, что враг нашего спасения постоянно воюет с нами, и что побеждающие его получают от Бога за свою победу над врагом в будущей жизни венцы. Это видно из следующего.

Некто монах Моисей весьма мучим был от бесов, соблазнявших его на плотской грех. Не в силах будучи отогнать от себя скверные помыслы и не желая более оставаться в своей келии, он пошел к преподобному Исидору и возвестил ему о своей внутренней брани. Старец стал умолять его, чтобы он возвратился в свою келью, но Моисей оставался непреклонным. Тогда старец возвел его на гору и сказал: "смотри на запад". Моисей взглянул и увидел множество бесов, устремлявшихся на брань против него. Через несколько времени Исидор сказал: "теперь внимательнее смотри на восток "Моисей стал смотреть на восток и узрел бесчисленное множество людей, сиявших небесною славою. И сказал авва Исидор Моисею: "Эти, которых ты видишь на востоке, суть посылаемые нам на помощь в борьбе со грехом, святые; а те, которых ты видел на западе, суть, борющиеся с нами, враги нашего спасения". И видите, и слова аввы Исидора так воодушевили и ободрили Моисея, что он прославил Бога и, совершенно обновленным нравственно, возвратился в свою келию.

Чем же хорошо размышлять, хотя о том одном, что сейчас сказано? Во-первых, тем, что теперь, зная из видения Моисея, что дьявол, яко лев рыкая, ходит, иская, чтобы поглотить нас, мы должны быть постоянно внимательны к себе, к своим мыслям, намерениям и делам; бодрствовать над собою и облекаться во все те оружия, которые указаны нам в слове Божием против врагов нашего, спасения. Во-вторых, узнав из видения Моисея о том, что праведники увенчаны за победу над врагом небесною славою и посылаются Богом нам на помощь в нашей скорби, мы можем утешаться тем, что мы не беспомощны, а есть у нас на небе невидимые друзья и крепкие молитвенники за нас пред Богом.

Итак, мы надеемся, что предлагаемые нами размышления о борьбе со врагом нашего спасения и о блаженстве праведных будут, если вы только станете держаться их, и полезны и спасительны для вас. Аминь.

21.05. Необходимо следить за поведением детей в раннем возрасте

(Слово святого Иоанна Златоустаго о воспитании и наказании детей)

Некоторые из неразумных родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем их возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: "э, ничего, еще ребенок, не смыслит, вырастет — не станет этого делать". И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу, такая дичь, такая глушь! А отведаешь плода с этой яблони и не возрадуешься, — так он кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребенок рабом своих беспорядочных наклонностей; раннее его худое поведение переходит у него в навык, и становится он негодным членом общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих.

"Ничего нет хуже, — говорит св. Златоуст, — когда детские проступки не исправляются и чрез это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно, настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями его исправить, и подобных детей дьявол водить, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотою".

Что из сего мы заключить должны? То, что в раннем детском возрасте не только ни одного порока, но даже и проступка детей родители не должны почитать незначительным, ибо, и как показывает опыт, и как мы видели из слова св. Златоуста, и малое, если не будет замечено и остановлено вовремя, делается, наконец, великим. И действительно: не часто ли бывает, что самые тяжкие преступления, седланные в зрелых летах, произошли, как из семени, из маловажных, по-видимому, шалостей допущенных в молодости? Ребенок сорвал без спроса яблоко; что тут особенного? А между тем он впоследствии сделался вором. Ребенок привык тиранить домашних животных; ну, что за беда, что он бьет собаку или кошку? А смотришь, в зрелом возрасте он стал жестоким и бесчеловечным тираном своей семьи. Дочь гуляет с другими заполночь. "Ну что ж, дело молодое, говорят, пусть себе гуляет." И однако, часто после этих гуляний отец и мать, из за позора дочери, рвут на себе волосы, да, поздно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.