» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






30.04. Погребать умерших в убожестве есть дело угодное Богу

(Слово о Магистриане, иже мертвого своей срачицею покры, нага лежаща)

Одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы погребать умерших в убожестве, или оказывать к тому содействие, по состоянию. Не знаю, как у других, но у вас, к чести вашей должно сказать, братие, доброе дело это доселе всегда находило сочувствие. Сколько ни было в нашем приходе умерших убогих пли найденных мертвыми, всегда вы приходили к телу их помолиться за них и оставляли свои лепты на погребете их. Сколько ни было, повторю, у нас умерших убогих, всегда можно было видеть около них в довольном количестве сложенные деньги, и на эти деньги, как вы и сами знаете, для беспризорных умерших устраивалось и погребение приличное, и гроб им покупался, и обрядить их было на что, и свечи ставились при гробе, и могила без затруднения была вырываема. Похваляя вас за это, желаю, чтобы и на будущее время вы остались настолько же сострадательными к умершим бедным братьям вашим, каковыми показывали себя доселе: желаю потому, что погребать умерших в убожестве есть дело угодное Богу и, следовательно, никогда не останется без награды.

Был некто Магистриан, которого царь отправил однажды в известное место с поручением. Когда он был в пути, то увидал лежащего мертвого, нагого нищего и явил ему сострадание. Отпустив на некоторое от себя расстояние своего раба, Магистриан снял с себя срачицу и прикрыл ею мертвеца. Прошло довольно времени после сего, и Магистриан, по другому поручению царскому, снова должен был отправиться куда-то в путь. На этот раз с ним случилось несчастие. Выезжая из города, он упал с коня, разбился и возвратился домой. Тут собрались к нему врачи и когда увидали, что у него сильно повреждена нога, пришли к заключению, что необходимо отнять ее, иначе, несомненно, последует смерть. Положивши так между собою, они сказали Магистриану: "завтра мы придем и исцелим тебя". Когда они ушли, Магистриан позвал раба и сказал ему: "поди вслед за врачами и выспроси, что они думают о моей болезни?" Раб пошел, и врачи сказали ему: "ногу у твоего господина необходимо отнять, иначе умрет. Завтра мы скажем ему об этом, а там — как хочет" Раб передал эти слова господину, и Магистриан опечалился, лишился сна и плакал. Ночью он остался один; в комнате его горела лампада. В полночь является ему неизвестный и говорит: "что плачешь?" "Как же мне не плакать, господин мой, — отвечал Магистриан, — когда я весь разбился, и врачи порешили отнять у меня ногу". Явившейся сказал: "покажи мне ногу". Магистриан показал. Явившийся говорит: "встань и походи теперь". Магистриан отвечал: "не могу, ибо нога у меня переломлена". Неизвестный сказал: "обопрись на меня". Магистриан послушался и с трудом пошел. Неизвестный заметил: "ты все еще хромаешь? — и после сего, натерши как будто бы чем больную ногу, сказал Магистриану: "теперь ложись и спи" и к этому прибавил несколько слов о милостыне. Магистриан воскликнул: "ты уже оставляешь меня?" "Что же тебе еще нужно, — отвечал неизвестный, — ведь ты здоров теперь". Магистриан сказал: "ради Бога, пославшего тебя ко мне, скажи, кто ты?" Явившийся сказал: "вглядись в меня и посмотри, не твоя ли это срачица?" — "Ей, моя, сударь, — отвечал Магистриан. Явившийся сказал: "я — тот, которого ты видел нагим, мертвым лежащим, на которого ты положил свою срачицу; и вот за твое доброе дело Бог послал меня исцелить тебя. Благодари Бога." Сказавши сие, явившийся стал невидим; а Магистриан стал совершенно здоров и прославил Бога.

Итак, и на будущее время не оставляйте, братие, оказывать милость умершим в убожестве, а Господь и вас не оставит милостями Своими. Да и как не помочь убогим умершим? Ведь сердце иногда обливается кровно, глядя на какого-нибудь умершего несчастного бобыля, или странника, или просто найденного мертвым на дороге. Кто как не добрые люди должны снарядить таковых в путь-дорогу, поставить за них свечу, приводить их до места последнего вечного упокоения, уронить горячую молитвенную слезу на одинокую их могилу? Ни родных, ни знакомых нет около них; кто заменить таковых? Конечно, мы, мы все, кто бы ни были, должны заменить их; ибо Бог велел нам любить не некоторых только, но всех: всех велел считать братьями своими, ВСЕМ без исключения оказывать помощь и сострадание. Да будет же таким образом, по заповеди Господа, любовь наша всеобъемлюща, и мертвые да не будут забыты нами. Аминь.

30.04. Исполнение добрых родительских заветов спасает от смерти

(Слово от Патерика, яко не достоит уходить из церкви, егда поют)

Если хорошо и полезно исполнять чьи бы то ни было добрые советы и наставления, то тем более необходимо и полезно исполнять добрые христианские советы, наставленья и заветы родительские. Слыши, сыне, говорит Соломон, наказание отца твоего (Притч. 1,8). И в другом месте: слушай, сыне, отца, родившего тя (Притч. 23, 22). Чада, учит Апостол, послушайте родителей своих о Господе (Еф. 6, 1). За исполнение заповеди Божией о почтении к родителям мы приобретаем благословение и милости Божии согласно обетованию Господню: да благо ти будет и долголетен будеши на земли. Верный своему обетованию, Господь помогает детям, послушным родителям, во всех делах и в минуты опасностей спасает от них: благосостояние их умножает и в день скорби их воспоминает о них (Сир. 3, 14–15).

У некоторого благочестивого мужа был единственный сын. В той стране, где они жили, случился голод, а они были бедны, и им грозила голодная смерть. Вот и сказал отец сыну: "сын мой, ты видишь, что мы дошли до того, что нам есть нечего; согласись, чтобы я продал тебя в рабство: тогда и ты останешься жив, и мы, твои родители, с голода не умрем." Послушный сын отвечал: "делай, отче, как тебе угодно". Отец отвел его к одному из вельмож и продал в рабство. Прощаясь с сыном, отец сказал ему: "сын мой, вот какую я оставляю тебе, заповедь: когда будешь проходить мимо церкви н узнаешь, что в ней в это время идет служба, не минуй церкви, но войди в нее и стой непременно до окончания службы". Сказавши это, отец возвратился домой. Послушный сын, служа у вельможи, в точности исполнял завет отца. Прошел год, все шло благополучно; но вот однажды отрок случайно узнал об одном беззаконном деле своей госпожи, в котором был соучастником, сотоварищ его по службе, другой раб. Благочестивый отрок никому о своем открытии не сказал и только молил Бога о прощении согрешивших. Но злая госпожа, зная, что отроку известен ее грех, с досады и со стыда решилась погубить его. "Новокупленный раб твой, сказала она мужу, замышляет, на твою жизнь, и я советую тебе раз навсегда избавиться от него, убить его". Муж послушался злого совета жены своей и, увидавшись с начальником города, сказал ему: "я к тебе, пришлю порознь рабов: первому, который придет к тебе с полотенцем, ты чрез палача отруби голову, а второму, который после придет, отдай эту голову, чтобы он ее ко мне принес". Возвратившись домой, вельможа дал оклеветанному отроку полотенце и послал к палачу. Но, зная, что идет на смерть, благочестивый отрок, проходя мимо одной церкви, в которой шла служба, помня завет отца, вошел в церковь и стал дожидаться в ней окончания службы. Между тем злая госпожа, желая скорее видеть голову невинного отрока, послала соучастника по своему беззаконию, своего любимца раба, тоже к палачу. Случилось так, что и сей раб зашел в церковь, где был благочестивый отрок, и последний спросил своего товарища: "куда идешь?" Этот сказал: "к палачу мне велено идти". Благочестивый отрок сказал: "и я туда же с полотенцем послан; так зачем нам сейчас обоим трудиться, Возьми полотенце и снеси ты, а я после, зайду". Раб, любимец госпожи, взял полотенце, принес к палачу, а этот тотчас же отрубил ему голову и завернул в полотенце. Благочестивый же юноша, по заповеди родительской, достоял до конца всю службу в церкви, а затем, в свою очередь, пошел к палачу. Сей отдал ему завернутую в полотенце голову его сослуживца и сказал: "неси ее к твоему господину". Юноша взял и принес. Каково же было изумление господина и жены его, когда они увидели посланного на смерть живым и голову того, который должен был возвратиться невредимым! "Как это случилось?" спросили отрока. Он сказал пред всеми: "исполняя завет отца моего, я зашел в церковь, чтобы отстоять в ней до окончания службы: но туда же пришел и раб, посланный вами после меня. Я попросил его сходить к палачу прежде меня. Он пошел первый и умер, а я после него и возвратился живым" — "И все, заключает сказание, прославиша Бога, яко соблюден бысть отрок от смерти, сотворивый заповедь отчу, а виноватый зле умре".

Нужно ли после сего доказывать, что за послушание к родителям благо, будет детям и что поэтому для собственного же счастья они должны благоговейно внимать добрым советам и наставлениям родительским, искренно принимать их и исполнять, и за сие привлекать на себя благословение Божие? Выше приведенный пример показал нам, что за исполнение воли родительской Бог спас человека от смерти. А сколько можно привести еще примеров и того, что за послушание к родителям Бог во всю жизнь не оставлял Своей помощью и милостями не только послушных детей, но являл Свое благоволение и их потомкам! Исаак повиновался отцу своему Аврааму, не противился ему даже и тогда, когда Авраам, по повелению Божию, хотел принести его в жертву. И Иаков во всем повиновался своим родителям. Над тем и над другим почивало обильное благословение Божие (Быт. 26, 3; 28, 13). Также Иосиф был послушен своему отцу и в то время, когда за это подвергался ненависти своих братьев: за то и Бог возвеличил его Своими милостями в Египте. Родоначальник аравийского племени Рехавитов, поселившихся среди Евреев, завещал им не пить вина во веки, не строить домов, не разводить садов, но жить в шатрах. Они верно исполняли это завещание, и Господь изрек о них: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его,…за то не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж предстоящий (на службе при храме) пред лицем Моим во все дни" (Иер. гл. 35). Итак, чада, по слову Апостола, послушайте родителей о Господе, сие бо есть праведно (Ефес. 6, 1), и вместе, от себя прибавим, полезно и спасительно для вас. Аминь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.