Эдвард Бич - Вокруг света под водой (сборник)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вокруг света под водой (сборник)"
Описание и краткое содержание "Вокруг света под водой (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В сборник включены разделы из книг, написанных командирами американских атомных подводных лодок «Наутилус», «Скейт», «Сидрэгон» и «Тритон», совершивших длительные походы подо льдами Северного Ледовитого океана, в районе скопления айсбергов в проливах Канадского Арктического архипелага, к Северному полюсу и вокруг света под водой. Кроме того, в сборник включен сокращенный перевод книги Н. Полмара, в которой рассказывается о гибели американской атомной подводной лодки «Трешер».
Понедельник, 21 марта 1960 года. Вскоре после полуночи, когда мы поднялись на перископную глубину для определения места корабля по звездам, обнаружилось, что секстан, вмонтированный в наш новый перископ, вышел из строя. Неприятность серьезная, и ее необходимо как можно быстрее устранить. Некоторым утешением в этом положении явилось лишь то, что наше счисление было феноменально точным. В очень редких случаях счислимое место корабля отличалось от обсервованного более чем на одну-две мили. Течение, ветер и другие факторы, являющиеся причинами сноса с курса надводных кораблей, на подводные лодки, идущие в подводном положении, оказывают значительно меньшее влияние. 05.31. Перископный секстан отремонтирован.
Мы пользовались несколькими методами навигации в подводном положении. Один из них — слежение за местом корабля по координатам, выдаваемым корабельной инер-циальной навигационной системой. Однако эта система настолько нова, что мы рассматривали ее, по существу, как экспериментальную и поэтому не очень-то полагались на ее показания. Астрономические обсервации при помощи специального перископа оказались наиболее точными, да и счислимые места очень часто имели меньшую невязку, чем места, выдаваемые инерциальной навигационной системой. Поскольку астрономические определения оказывались наиболее точными из трех, выход из строя перископного секстана явился бы для нас большой потерей, несмотря на наличие запасной системы, приведенной в порядок в результате многочасовой кропотливой работы Сойера. Из вахтенного журнала:
Четверг, 24 марта 1960 года. 17.33. Гравиметр показал повышение дна океана. Гидролокатор пока никак не реагирует.
17.38. Гидролокационный контакт в секторе 90 градусов левого борта.
18.34. Гравиметр и гидролокатор показывают снижение дна океана.
19.33. Первое испытание самодельного преобразователя эхолота. Безуспешное.
В результате упорной работы группы специалистов по электронике под руководством Рабба мы наконец получили новый вибратор эхолота и успешно испытали его. Издаваемый вибратором сигнал был хорошо слышен в электронной мастерской и в других помещениях лодки, несмотря на то что частота колебаний была вне пределов звукового диапазона. Мы испытали и обратное действие прибора и убедились, что он чувствителен к направленным на него звуковым волнам приблизительно той же частоты, издаваемым радиоприемником или магнитофоном. Теперь задача состояла в том, чтобы направить излучаемый звуковой сигнал в воду и уловить эхосигнал, отраженный от дна.
Сталь — хороший проводник звука. Мы надеялись, что сможем издать достаточно мощный сигнал, который, пройдя через стальной прочный корпус лодки и толщу воды, достигнет дна океана и отразится от него. Эхосигнал мы могли бы уловить или самим вибратором эхолота или одним из наших забортных гидрофонов. Однако такому решению проблемы препятствовала еще одна трудность. Дело в том, что прочный корпус «Тритона» — это внутренний корпус; имелся еще и внешний, легкий корпус лодки.
К счастью, к внешнему корпусу лодки можно было проникнуть через носовую дифферентную цистерну. Расположенная в пространстве между прочным и легким корпусами лодки, эта цистерна была рассчитана на такое же забортное давление, какое выдерживает прочный корпус. Под настилом торпедной кладовой в цистерне имелся задраивающийся лаз, через который мог проникнуть человек.
Тамм удифферентовал лодку так, чтобы всю воду, обычно Находящуюся в носовой дифферентной цистерне, можно было перекачать в уравнительные цистерны (на ровном киле лодку можно было удерживать путем перс-качки в уравнительные цистерны равного количества воды из кормовой дифферентной цистерны). Осушив носовую цистерну, мы открыли ее и проверили, нет ли там ядовитых газов. Убедившись в отсутствии опасности, лейтенант Рабб и моторист Кинни спустились в цистерну, захватив с собой самодельный вибратор.
Тщательно приладив его к корпусу лодки рядом с внутренним килем, они быстро присоединили к прибору кабель от передатчика эхолота. Когда все было готово, мы приступили к первому испытанию.
В первые минуты все мы были готовы праздновать победу. Самодельный вибратор издавал мощный и пронзительный звуковой сигнал. Однако никакого эхосигнала слышно не было. Мы испытали несколько других вариантов, в том числе и вариант с частичным затоплением носовой дифферентной цистерны водой, надеясь увеличить таким образом звукопроводимость цистерны и корпуса лодки. Однако все наши усилия были напрасными. Никаких результатов мы не добились.
"Загляните в морской астрономический ежегодник…"
На переходе через Тихий океан корабль вели две штурманские группы. Штатной группе, состоящей из старшего помощника Адамса и главного старшины-рулевого Маршалла, помогала вторая группа, в которую входили командир оперативной боевой части Балмер и старшина-рулевой Бичэм. Адамс вскоре должен был стать командиром лодки, а Балмер готовился пройти курс обучения по обслуживанию ядерных энергетических установок. Нам предстояло лишиться одного из двух офицеров и, возможно, одного старшины-рулевого. Короче говоря, в составе экипажа «Тритона» должны были произойти перемещения и изменения.
Поэтому на подходе к острову Гуам корабль вели обе группы. В 07.26 28 марта, имея впереди целый день для тщательного обследования этого когда-то осаждавшегося острова, «Тритон» всплыл на перископную глубину. Гуам оказался прямо по носу, а остров Рота — несколько севернее. Таким образом, пройдя в подводном положении 670 миль, мы уже второй раз точке вышли в назначенный район. Мы планировали произвести фоторазведку северозападного побережья Гуама с возможно более близкого расстояния.
Когда на подходах к острову глубина уменьшилась, мы воспользовались возможностью испытать «новую модель» эхолота в сравнительно мелководном районе. К этому моменту у нас было уже два самодельных вибратора. Один был собран из случайных предметов Кинни и главным старшиной-машинистом Абелом — специалистами по сварке нержавеющей стали, кстати сказать, наиболее сложному виду сварочных работ. Они взяли у Старка один из медицинских контейнеров из нержавеющей стали, разрезали его и заключили в него вибратор, собранный специалистами-электрониками Докером, Симсоном и Блидом под руководством Рабба. Вибратор принял после этого почти заводской вид. Второй вибратор собрали на основе динамика корабельной трансляционной сети, который сделали водонепроницаемым, насколько это было возможно. Хотя он был не таким мощным, как первый, теоретически он превосходил первый по резонансной частоте.
Несмотря на изобретательность создателей новых вибраторов, издаваемый ими звуковой сигнал был недостаточно-мощным, чтобы преодолеть наружный корпус лодки, толщу воды и, отразившись от дна, возвратиться обратно. Нас снова постигла полнейшая неудача.
Казалось, что остался единственный путь — поместить преобразователь прямо в воду за пределами стальных листов обшивки корпуса лодки, но для этого нужно было бы прорезать отверстие в днище корабля. Однако, подумав, мы вспомнили и еще об одной возможности. Кому-то пришла идея использовать мусоропровод. Если бы мы смогли использовать его при закрытой внутренней и открытой внешней крышке, звуковой сигнал прошел бы в воду беспрепятственно. Уловим ли мы при этом отраженный эхо-сигнал приемником гидролокатора, который расположен несколько впереди мусоропровода, — это оставалось предположением. Нужно было еще придумать, как подать электроэнергию на преобразователь через закрытую внутреннюю крышку мусоропровода. Но идея, во всяком случае, стоила того, чтобы попытаться что-то сделать.
Мы подошли очень близко к острову Гуам, длительное время наблюдали побережье через перископ и даже провели некоторое время в гавани Агат, то и дело поднимая перископ. Однако ни разу наше присутствие не вызвало никакой реакции на берегу. Но вечером 29 марта я внезапно потерял уверенность в том, что мы остаемся необнаруженными. Непродолжительное время мы шли на перископной глубине, чтобы провентилировать лодку и произвести астрономические наблюдения для определения места корабля. Внезапно в северо-восточной части горизонта в направлении на остров Гуам появились проблесковые красный и зеленый огни. Пеленг на огни не менялся, поэтому можно было предположить, что они двигались на нас.
Когда мне доложили об этом, я поспешно подошел к перископу и внимательно осмотрел огни. У меня не осталось никаких сомнений — это были бортовые отличительные огни самолета, который шел прямо на нас.
— Опустить перископ! Прекратить вентилирование! Погружаться на глубину! — торопливо подал я сразу несколько команд.
Если это был действительно самолет, ведущий поиск, мне очень не хотелось, чтобы он обнаружил кильватерный след нашей лодки, который указал бы ему, что у берегов острова находится неопознанная подводная цель. Я несколько помедлил, прежде чем дать следующую команду:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вокруг света под водой (сборник)"
Книги похожие на "Вокруг света под водой (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдвард Бич - Вокруг света под водой (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Вокруг света под водой (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.