Оскар Паркс - Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий"
Описание и краткое содержание "Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий" читать бесплатно онлайн.
Англичанин Оскар Паркc никогда не принадлежал к кругу людей, непосредственно связанных с проектированием или строительством тяжёлых броненосных кораблей британского флота. Не довелось ему командовать и каким-либо линкором королевских ВМС. Однако именно ему, врачу – человеку сугубо гуманной профессии – и художнику по призванию, посчастливилось оставить самый глубокий след в историографии британского типа линейного корабля, расцвет и величие которого приходятся как раз на период наибольшего подъёма Британской империи с середины XIX до середины XX столетия.
Оскар Паркс
Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий
Часть II НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ
Галея-Прннт Санкт-Петербург, 2005
Оскар Паркс
Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий
Пер. с англ. – СПб.: Галея-Принт, 2005. с. 112.
К концу XIX столетия Королевский флот подходил во всеоружии стандартного типа линкора. Три крупных серии новейших броненосных мореходных линкоров 1-го класса -«Ройал Соверен» (8 ед.), «Маджестик» (9 ед.), «Канопус» (6 ед.) – непоколебимо, как и прежде, утверждали Британию в качестве Владычицы морей, готовую поспорить с двумя любыми самыми сильными морскими державами одновременно. И если первый тип ещё сочетал в себе ряд конструктивных особенностей прошлого (система бронирования, свойственная скорее прежним цитадельным образцам, прежняя модель 13,5" орудия), то более новые «маджестики» и «канопусы» уже полностью следовали в русле отшлифованной главным строителем флота Уильямом Уайтом концепции «стандартного линкора». Этот тип был закреплён и развит в следующих 14 линкорах серий «Формидэбл» – «Лондон» – «Дункан», которые при едином вооружении и типе защиты отличались небольшими вариациями в устройстве башенных установок, толщине и расположении второстепенных броневых преград, а также системах котлов. Все эти корабли на рубеже столетий олицетворяли мощь Викторианского флота, находившегося в зените своего могущества.
Однако «британский стандарт», дав толчок к совершенствованию типа линкора во флотах всех морских держав, не мог господствовать долго. В других странах на исходе 90-х активно экспериментировали с расположением главной артиллерии, составом вооружения, конструкцией корпуса от подводных взрывов. Эти эксперименты подчас увенчивались созданием образцов, на которые в Королевском флоте взирали с опаской и недоверием. Итогом стало создание крупной серии из восьми единиц («Кинг Эдуард УН») с промежуточным главным калибром, развитой в паре крупных «переходных» линкоров «Лорд Нельсон» и «Агамемнон» со смешанным главным калибром из 12" и 9,2" орудий. Параллельно назревал и кризис новых конструктивных идей. Сложившаяся оппозиция главному строителю У. Уайту вынудила его уйти в отставку, передав свой пост более молодому и оригинально мыслящему коллеге. Линкоры Британской империи ожидало время перемен.
Фото на обложке: линейный корабль «Лорд Нельсон»
Галея-Принт, 2005
Ю.В. Апальков (чертежи и схемы), 2005
С.Е. Виноградов (подготовка текста, примечания и комментарии), 2005
Глава 67 Испано-американская война
Морские сражения этой войны ничего не добавили к тому, что было уже всем известно. В Манильской бухте беспорядочное скопление старых канонерских лодок являло собой неподвижную мишень для хорошо вооружённых американских крейсеров, а при Сантьяго четыре плохо оснащённых испанских броненосных крейсера были вынуждены прорываться сквозь строй четырёх линкоров и двух больших броненосных крейсеров, обладавших несопоставимым превосходством в силах. Наибольший урон нанесли массовые пожары и Совет по исследованию [боевых действий этой войны] пришёл к заключению, что «использование дерева в конструкции боевых кораблей следует свести к минимуму; что заряженные надводные торпедные аппараты представляют огромную угрозу прежде всего для самого корабля, несущего их; что ценность батарей скорострельных орудий оказалась преувеличенной; и, наконец, что все водо- и паропроводы следует располагать под прикрытием броневой палубы или, иными словами, ниже ватерлинии, в крайнем случае выводя их наверх лишь там, где иное решение не представляется возможным».
Всё это только подтверждало выводы из опыта японо-китайской войны, хотя на необходимость сведения к минимуму всех деревянных частей упирал ещё Комитет по проектам в 1870 г. То, что корабли будут страдать от воздействия дульных газов собственных орудий, было уже более или менее ясно, хотя некоторые корабли, такие как «Техас», «Бостон» и «Индиана» продемонстрировали, что подверженные подобному эффекту площади могут стать причиной сокращения углов обстрела, особенно когда бортовые башни были развёрнуты в положение ведения продольного огня.
В то время как три крейсера серии «Окендо», с их толстыми поясами по ватерлинии и незащищёнными бортами, были быстро уничтожены,«Кристобаль Колон» продемонстрировал ценность прикрытия бронёй средней толщины; при наличии достаточного количества топлива на борту он мог оторваться и уйти от преследования. Однако когда угольные ямы опустели, этот корабль был вынужден выброситься на берег, получив незначительные повреждения после 70-мильной гонки.
Глава 68 Опытные орудийные установки за рубежом
На рубеже столетий обозначился конец эпохи стандартного вооружения линкоров из «четырёх 12» и двенадцати 6" орудий), которое проекты Уайта сделали образцом для всего мира. Теперь в моду входили более тяжёлые батареи вспомогательного калибра и за границей был предпринят ряд интересных экспериментов для определения местоположения среднекалиберных орудий, которое позволяло получить более значительные углы обстрела и площади, не подверженные воздействию дульных газов. Не то чтобы все эти идеи повлияли на подход британского флота, но как экспериментальные шаги в общей схеме эволюции они вполне достойны внимания.
Американские двухъярусные башни
В линкорах береговой обороны класса «Индиана» (программа 1890 г.) по бокам надстройки было установлено восемь 8" орудий в четырёх двухорудийных башнях – эта комбинация оказалась неудачной с точки зрения действия их дульных газов.
«Кирсардж». Внешний вид корабля
В 1897 г. был подготовлен проект «Кирсарджа», где четыре 8 м орудия в двухорудийных башнях были водружены прямо на крыши концевых 13" башен. По этому поводу заявляли, что:
1) получены углы обстрела на борт 90°;
2) влияние дульных газов при выстрелах 8" орудий исключается;
3) Верхние 8" башни обрели в лице нижних 13" башен хорошо бронированные основания, подача боезапаса достижима без расхода излишнего веса, а сами орудия получили надлежащую высоту расположения;
4) огонь всех четырёх орудий [и 13", и 8"] управлялся одним офицером.
Однако имелись и недостатки:
1) 8" орудия не могли действовать по самостоятельной цели;
2) обе пары орудий зависели одна от другой;
3) выстрел из одного орудия мешал остальным трём;
4) поломка установки выводила из строя сразу все четыре орудия;
5) получалась большая концентрация масс на погон и башенные подкрепления;
6) смена 13" стволов упиралась в значительные затруднения;
7) дополнительный вес в верхней части корпуса влиял на остойчивость, необходимую для такого низкобортного корабля, как «Кирсардж»;
8) корпус в районе подобных установок требовал устройства особо прочного набора, по причине как их огромного веса, так и нагрузки от сотрясения при стрельбе.(1*)
В последовавших затем линкорах серий «Алабама» и «Мэн» от 8" калибра вообще отказались, однако на «Нью-Джерси» (1902) они появились вновь, что объяснялось хорошими результатами «Кирсарджа» и «Кентукки» в сражении при Сантьяго во время испано-американской войны.
К этому времени на смену прежней башне уже пришёл барбет, сродни английскому, с бронированным «помещением для орудий» (gunhouse) поверх него, и на «Нью-Джерси» четыре из восьми 8" орудий были установлены парами поверх 12" установок. Однако, хотя и утверждалось, что технические затруднения, встретившиеся на «Кирсардже», были на сей раз успешно преодолены, от подобного решения на последующих «коннектикутах» уже отказались. Говорили, что основная причина заключалась в риске одновременного выхода из строя всей группы из четырёх орудий при одном неудачном попадании, однако автор никогда не слышал ни от одного офицера, который служил на кораблях серии «Нью-Джерси», ни одного доброго слова о верхних башнях.
Так двухъярусные башни были исключены из практических приёмов расположения вооружения, став, однако, катализатором последующей американской инициативы, которую расценивали как «превзошедшую ожидания». В то же самое время опыт «Кирсарджа» и «Нью-Джерси» на время стал в других флотах основой предубеждения против расположения орудий по схеме «Саут Каролайне». Четырёхорудийная башня «Нормандии» 1913 г. выросла из трёхорудийной «Данте Алигьери» и не имела ничего общего с решением «Нью-Джерси».
Ступенчатое расположение
С другой стороны, расположение, принятое на французском «Анри IV» с целью обеспечения его кормовому 140-мм орудию наиболее широких секторов обстрела, имело в долгосрочной перспективе гораздо больший потенциал. Разработав проект этого 8000-тонного корабля береговой бороны (1897) Эмиль Бертэн, хотя и находился под зажимом финансовых ограничений, создал самый интересный и уникальный монитор, в котором переплелись провидческие решения в части конструкции корпуса, вооружения и защиты. Над корпусом с низким бортом возвышалась трёхъярусная надстройка, дававшая высокий надводный борт в носу, но позволявшая верхней палубе [при заливании её водой на волнении] вести себя как своего рода успокоитель качки, что делало корабль исключительно устойчивой орудийной платформой. Он нёс по одному 10,8" (275-мм) орудию в двух башнях в оконечностях, по три 140-мм пушки в вырезах надстройки в её средней части, а также одиночное 140-мм орудие в небольшой башне в корме палубой выше [остальных 140-мм пушек], которая позволяла действовать им в пределах широкого сектора по горизонту, в том числе и за траверз,на носовых курсовых углах.(2*)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий"
Книги похожие на "Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Оскар Паркс - Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий"
Отзывы читателей о книге "Линкоры британской империи. Часть V. На рубеже столетий", комментарии и мнения людей о произведении.